«Духовно – нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования»

Проблема духовно-нравственного воспитания детей является очень актуальной в современном российском обществе. Неоднократно Президент РФ Путин В.В. на встречах и форумах с молодежью  обращал внимание  проблеме духовно-нравственного развития и патриотического воспитания. Он отмечал, что «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу -  «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества».[3, п.1]

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов. Основная задача дополнительного образования – создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, программы и времени ее освоения.[1, с.12] Другой, не менее важной задачей системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и  духовно-нравственное воспитание.

В нашем Центре детского творчества есть все условия для изучения народных традиций на занятиях в детских объединениях. На примере нашей мастерской «Волшебные бисеринки» можно увидеть результаты работы по изучению народных традиций нашего Тарского Прииртышья с детьми. Планируя свои занятия, я ставлю задачу – расширять и углублять знания и представления учащихся о национальной культуре, истории нашего старинного города Тары.

 

В народной педагогике особое значение всегда придавалось трудовому воспитанию. Когда дети узнают о народных промыслах нашего района, у них появляется желание сделать что-нибудь  своими руками. Они с радостью учатся рукоделию на примере своих близких родственников: бабушек и дедушек. Участие в выставках тоже имеет воспитательную направленность. Уже стало доброй традицией организовывать  выставки детского творчества «Светлый праздник Пасхи», «Рождественские чудеса», «Ярмарка талантов» и другие. Ежегодные  экскурсии в Тарский историко-краеведческий музей и Объединение национальных культур «Дом дружбы» позволяют  учащимся увидеть коллекции старинных вещей и украшений. Дети получают возможность сравнивать с современными изделиями, анализировать. Это позволяет им восстановить связь поколений, задуматься о том, что и их работы, возможно, с таким же вниманием будут рассматривать потомки. У них формируется совсем иное отношение к учёбе, работе, жизни.

На занятиях в мастерской дети активно занимаются проектной и исследовательской работой, с 2012 года наши обучающиеся становились многократными победителями  областной творческой олимпиады «Академия творческих наук», предметом для изучения научно-практических конференций учащихся стали темы «Гердан- богиня Тара», «Князь Елецкий – основатель города Тары», «Дом купца Носкова», «Блюда сибирской кухни», «Спасский кафедральный собор», «Женский головной убор в русском костюме»,  «Чай по-тарски» и другие.

Учащиеся мастерской не только посещают выставки мастеров декоративно-прикладного творчества, но и участвуют в мастер-классах по традиционным народным ремёслам. Одним из ярких событий стал Международный фестиваль «Рождество в Сибири», который ежегодно собирает молодёжь на сборы в селе Екатерининское Тарского района.

Еще одна особенность занятий декоративно-прикладным творчеством – это возможность для юных мастеров  участвовать в благотворительных акциях. В нашем Центре создан волонтёрский отряд «Синий платочек», в работе которого активное участие принимают дети нашей мастерской. Много добрых дел сделано ребятами за это время - это и  участие в школьных ярмарках, подготовка подарков для ветеранов или одиноких стариков, для детей-сирот. У учащихся должно сформироваться понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку не за материальное вознаграждение, а за награду, заключающуюся в улыбке и благодарности человека, находящегося в более печальных жизненных условиях.

В нашем детском объединении никогда не бывает скучно, мы организуем разные народные праздники: «Капустник», «Рождественские посиделки», «Масленичные гулянья», «Пасха-праздник всех праздников» и другие, а многие праздники у нас заканчиваются чаепитием за общим столом, как повелось по доброй русской традиции.

Опыт работы показывает, что дети полноценно осваивают народную культуру через практические мероприятия, предельно активизируя свою деятельность. Всё это способствует созданию благоприятных условий для формирования у детей нравственных качеств, развивает эмоциональное восприятие окружающего мира, даёт учащимся основы для семейного воспитания. Наши выпускники закончили различные учебные заведения и стали профессиональными работниками в различных сферах нашей жизни, и я думаю, что мы смогли сформировать личность этих детей, их гражданскую  позицию, воспитать общую культуру человека.

           В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».[2, с.38]

 

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
  2. Максимюк  С.П. «Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании», Педагогика.
  3. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2012г.