Моя маленькая история
Моя маленькая история.
Теперь всё реже получается собраться всей семьёй: дети выросли и улетели из родительского гнезда. Зато, когда встречаемся вместе, обязательно поём и обязательно песню, в которой щемящей грустью звучат слова: «Чем дольше живём мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса…» Ностальгия заставляет вспоминать наиболее яркие, удачные моменты своей жизни. Один из них -моё участие в областном конкурсе «Лидер в образовании». Тогда написал я эссе «Код Д.Пронина». Вот оно.
Никогда не стремился быть лидером, но всегда старался быть правильным, ответственно относился к учёбе, а потом и к трудовой деятельности на любом участке. Так получалось, что с пионерских лет был председателем совета отряда, потом – дружины, затем секретарём комсомольской организации, пионерским вожатым. Профессию учителя выбрал осознанно: в детстве играли в школу (когда диктовал какой-либо текст, хотелось, чтобы «ученики» сделали больше ошибок, чтобы было что исправлять). Как я тогда ошибался! Как же хочется теперь вытянуться в струнку, чтобы мои подопечные были на высоте! После окончания средней школы работал учителем в родной деревне. Утвердился в своём решении. А примером для меня всегда были мой отец – учитель истории, учительница русского языка и литературы Мария Тихоновна Сигаева и директор нашей школы Михаил Сергеевич Сигаев.
Как открыть, но не сломать ларец, где хранится секрет удачи? Нужно знать КОД…
Вот как я вычислял или чувствовал (а точнее, вычислил и прочувствовал) его.
Знак первый – память.
Мой отец был непререкаемым авторитетом в школе и одним из самых уважаемых жителей деревни. К нему шли за советом, за помощью. Он не только построил дом, вырастил пятерых детей, но посадил сад! От здания школы, где я учился и начинал педагогическую деятельность, не осталось (увы!) и следа, а школьный сад, который обихаживал отец, до сих пор цветёт и радует вкусными плодами всех, кто заглядывает сюда.
Мария Тихоновна Сигаева ещё 50 лет назад использовала коллективные средства обучения, те приёмы контроля, которые сейчас называют тестированием, зачаровывала артистическим чтением стихов и прозы. Готовлюсь ли к урокам или веду урок, всегда сверяюсь со стилем работы Марии Тихоновны. Ещё тогда в конце 60-х - начале 70-х годов она практиковала разные формы обучения, добивалась прочных знаний, завораживала уроками литературы.
Нельзя не вспомнить Михаила Сергеевича Сигаева. Ему не полагалось замов. Он сам и завуч, и организатор внеклассной работы, и завхоз. Но он успевал быть образцовым математиком, примерным хозяйственником и неистощимым на массовые, зрелищные мероприятия организатором. Наверное, это в школе заложено: выпускники несуществующего здания школы и теперь собираются вместе, чтобы вспомнить своих учителей, чудесные (без пафоса) школьные годы, модные тогда «Огоньки», КВНы, общешкольные лыжные соревнования (более ста человек были участниками этих гонок)!
А преподаватели института!.. Нас, смешных, с претензиями одетых, не знавших про «г» взрывной, делавших ошибки в ударении, они уважали, деликатно поднимая до своего высокого уровня. И мы читали горы книг, ходили в музеи и ездили в театры, посещали уроки – росли, росли, росли…
Всё это влилось в мою душу горячей любовью к нашей учительской работе, к детям, верой в себя и желанием работать. И это – знак второй.
Третий знак кода – ставка на единомышленников, на неутомимых творческих людей. Для меня нет подчинённых – есть коллеги, собратья по великому труду Просвещения.
Упорно ищу – и, думаю, найду!- способ быть не только администратором, управленцем, но и педагогом и психологом. Учить учеников, учить учителей, учить родителей, учить себя.
Предпоследний знак кода направляет меня идти вперёд, видеть перспективу: какой быть школе, чего добиться учителям, какими стать выпускникам, какою будет страна… Ведь прелесть нашего труда - в постоянной устремлённости в будущее, в бесконечное время и безграничное пространство!
Последняя отгадка была мне ясна давно: лидерство моё не самоцель, а средство принести пользу. Я и теперь не стремлюсь быть лидером, а стараюсь быть правильным - не жалеть себя, сил, времени, чтобы
с пользой и удовольствием,
с дружбой и хорошим настроением,
с крепнущим здоровьем и
с любовью к Отечеству - учились в нашей школе дети!
Пять знаков, пять букв…Разгадка кода близка:
Память и Любовь….Мечта и традиции…Поиски и Заветы… Где всё это наполнено жизнью, энергией, дружбой? Да-да! Конечно, заветный код - это Ш К О Л А !
Тогда моё участие в конкурсе было удачным благодаря и этой работе. Потому и вспомнил эту историю, которая в моей биографии особо запечатлена. «Ах, только б не смолк под дугой колокольчик…» Хочется ещё многое успеть