Статья

Статья "Социально-психологическая адаптация младших школьников средствами музыкотерапии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья26 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТАВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Леканская Анастасия Сергеевна 

студентка 3 курса ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

В статье освещается новый подход к решению проблемы социально-психологической адаптации младшего школьника, включающий применение средств музыкотерапии.

Кардинальные перемены в нашем современном мире несут за особой тяжёлые последствия. Стремительный темп жизни людей, наличие стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности, ведёт к снижению воспитательного потенциала семьи, что может негативным образом сказаться на процессах социализации и социальной адаптации детей [11].

Поступление детей в школу, начало учёбы – это важны момент в жизни ребёнка. Многие дети во время обучения могут сильно утомляться, чувствовать неуверенность и неудовлетворённость. И в этот период первоклассники страдают от неудачи в школе, что приводит к комплексу проблем, к психическим травмам, формированию отрицательных черт характера.

В первые учебные недели закладывается основа для развития в будущем успеваемости, поэтому многие исследователи, такие как – М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Р.В. Овчарова большое значение придают вопросам адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников [7].

Эффективное средство в решении проблемы социальной адаптации является музыкотерапия. Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, образовании и воспитании детей, страдающих от разных психических заболеваний [4].

В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека  проявился в ряде исследований, проводимых И.М. Сеченовым, В.М. Бехтеревым, И.М. Догелем [5].

Музыкальная терапия эффективное средство, которое способствует социально-психологической адаптации ребёнка. Она выполняет множество функций: создаёт положительный эмоциональный настрой, способствует развитию коммуникативных навыков, развивает чувство контроля, уменьшает количество негативных эмоциональных состояний [8].

Таким образом, происходит включение личности младшего школьника во взаимодействие с новой социальной средой. В процессе школьник должен уметь ориентироваться в новой среде, уметь осознавать проблемы, и находить верные пути для их разрешения [9].

В разных науках очень распространён термин «адаптация».Это слово происходит из латыни, и означает приспособление. Впервые дни ребёнок в школе адаптируется к новому коллективу, к новым требования и обязанностям. В этом возрасте они открыты к новой информации, и стараются выполнять все задания учителя [1].

Младшие школьники очень подвижны и нуждаются в выплеске энергии. Из-за длительных статических нагрузок на уроке, они могут испытывать эмоционально-стрессовые ситуации, которые часто приводят к дезадаптированности ребёнка.

Дезадаптация – это процесс отставания ребёнка от его собственных возможностей. Из-за плохой успеваемости по учёбе, такой ребёнок может остаться в стороне от общего коллектива детей. Поэтому, такие дети нуждаются в особой помощи взрослых. Одним из путей преодоления дезадаптации является музыкальная терапия.

В музыке заложен огромный потенциал, который используют в лечении людей. В ней есть механизмы, которые способствуют физиологическим и психическим изменениям. К  таким механизмам относят: ритм, темп, тональность, динамику и другие. Благодаря особенным возможностям, музыку активно применяют в разных медицинских, психолого-педагогических учреждениях.

И в последнее время всё чаще медики, психологи и педагоги, сталкиваются с проблемой дезадаптации детей, которая мешает полноценному личностному развитию ученика и затрудняет его обучение. Многие современные школы ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. К такому малоизученному коррекционному методу относится музыкальная терапия.

В музыкотерапии есть две формы – пассивная и активная. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что в процессе музыкотерапевтического сеанса ребёнок не принимает в нём активного участия, а занимает позицию слушателя. Ему предлагают прослушать разные музыкальные композиции, либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. В это время учитель и учащиеся сидят друг напротив друга. И  нередко совместное переживание вызывает у учащегося общение по поводу впечатлений от музыки, что помогает преодолеть некоторое недоверие к классу и учителю. Оно на время облегчает проживание музыки на основе эмоциональной активно и стремления вызвать сдерживаемые и скрываемые чувства и обстоятельства жизни. После прослушивания учитель ждёт спонтанной реакции учащихся, а уже потом спрашивает о впечатлениях. Длительность прослушивания 15-20 минут [3].

 Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Она хорошо отрабатывает коммуникативные навыки, самоконтроль, выдержку, широко используется в лечебной и специальной педагогике, в музыкально-педагогической коррекции учебной деятельности и поведения учащихся.

При работе с детьми можно использовать обе формы музыкотерапии. Активная широко применяется в групповых занятиях с целью сплочения и эффективности группового взаимодействия.

Рецептивную музыкотерапию целесообразно использовать для решения конкретных психокоррекционных задач: оптимизация общения членов группы, создание доверительной эмпатийной атмосферы в группе, снижение эмоционального дискомфорта [6].

И на основе форм музыкотерапии, можно выделить приёмы работы с детьми:

1.Метод направленной визуализации К.О. Коннор (музыка и релаксация).Дети могут иметь эмоциональную и физическую напряжённость, поэтому им нужно уметь расслабляться. При релаксации дети могут лежать на полу, делать наклоны, потягивания тела и использовать упражнения из йоги. Музыка служит фоном, когда ребёнок расслабиться, он может выстаивать приятные ему образы, оживляя приятные воспоминания, которые помогут справиться с имеющимися фобиями.

2. Музыка и медитация. Медитация – отличный способ обучения расслаблению – релаксации. Специально подобранная музыка служит фоном на музыкотерапии. После упражнений по медитации дети могут рисовать или двигаться под музыку.

3. Метод направленных фантазий В. Оклендер (музыка и фантазии). Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание. Метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. Ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистичные образы.

4. Слушание музыки. Самый популярный приём, в котором важно специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним. Часто применяют в другие виды деятельности: пластическое интонирование, рисования.

5. Вокалотерапия отличный вид индивидуальной и групповой работы. Во время групповых занятия, дети сидят замкнутым кругом. Каждый ребёнок вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «анонимности» чувств, «укрытости» в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

6. Хоровое пение является эффективным средством для воспитания эстетического вкуса, творческих способностей, фантазии, оно развивает музыкальные способности, певческие навыки. Помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности [2].

 7. Игра на музыкальных инструментах. Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой.

8.  Танцевально-двигательная терапия – использует очень много пространства. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них [10].

Таким образом, музыкальная терапия поможет ребёнку расслабиться, освободиться от внутренних комплексов. Даёт возможность полностью самовыражаться не только индивидуально, но, и в коллективной работе. Она положительно влияет на психоэмоциональное состояние. И может помочь ребёнку справится с трудностями понимания окружающего мира.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что проблема адаптации является одной из самых актуальных в современной мире. Каждый год с этим приходится сталкиваться огромному количеству детей, родителей и учителей. И возможность облегчить и ускорить период адаптации, с помощью музыкотерапии, будет намного безопаснее и эффективнее многих методов.

Список использованной литературы

1.Александров, И.А. Понятие адаптации с точки зрения психологии: // Молодой ученый. 2018. №22. URL: https://moluch.ru/archive/208/51057/. (Дата обращения: 12.11.2019).

2. Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка: [Электронный ресурс] // Мир знаний 2006-2019.URL: http://mirznanii.com/a/200789-6/vozdeystvie-muzyki-na-psikhicheskoe-sostoyanie-rebyenka-6. (Дата обращения: 14.05.2019).

3. Гайнова, А.А., Юдичев, С.В. Музыкотерапия, вокалотерапия: новые горизонты: // CYBERLENINKA.RU. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykoterapiya-vokaloterapiya-novye-gorizonty. (Дата обращения: 04.10.2019).

4.Котышева, Е.Н. Музыкальная психологическая коррекция в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: // CYBERLENINKA. 2009. №2. URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/14732274. (Дата обращения: 25.10.2019).

5. Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: [Электронный ресурс]. 2002-2019. URL: https://mydocx.ru/6-59765.html. (Дата обращения: 26.05.2019).

6. Механизмы воздействия музыки на организм человека: [Электронный ресурс] // studme.org. 2018-2019. URL: https://studme.org/131795/pedagogika/mehanizmy_vozdeystviya_muzyki_organizm_cheloveka. (Дата обращения: 17.05.2019).

7. Особенности адаптации первоклассников к школе: [Электронный ресурс] // studwood.ru. 2017-2019. URT: https://studwood.ru/2149180/psihologiya/zaklyuchenie. (Дата обращения: 05.10.2019).

8. Петухова, М.И. Музыкальная терапия как метод социально-психологической адаптации младшего школьника: //  CYBERLENINKA. 2013. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/15529003. (Дата обращения: 13.11.2019).

9. Роль социальной адаптации в становлении личности: [Электронный ресурс] // studwood.ru. 2017-2019. URT:https://studwood.ru/1541478/psihologiya/rol_sotsialnoy_adaptatsii_v_stanovlenii_lichnosti. (Дата обращения: 12.11.2019).

10. Танцевально-двигательная терапия: [Электронный ресурс] // Pandia. 2016-2019. URL: https://pandia.ru/text/79/549/1143.php. (Дата обращения: 26.05.2019).

11. Теоретические основы социально адаптация младших школьников: [Электронный ресурс] // studbooks.net. 2013-2019. URL: https://studbooks.net/710392/psihologiya/teoreticheskie_osnovy_problemy_sotsialnoy_adaptatsii_mladshih_shkolnikov. (Дата обращения: 01.11.2019).