«Педагогические условия развития математической грамотности у обучающихся в классах с углубленным изучением химии и биологии».
Актуальность данной разработки определяется противоречием между потребностью современного общества в человеке, демонстрирующем высокий уровень математической грамотности, и недостаточной разработанностью педагогических условий ее развития у обучающихся в классах с углубленным изучением химии и биологии в основной школе.
Цель: создание оптимальных педагогических условий для развития математической грамотности у обучающихся 5-9 классов с углубленным изучением химии и биологии как индикатора качества и эффективности математического образования.
Педагогическая идея: Развитие математической грамотности у обучающихся в 5-9 классах с углубленным изучением химии и биологии будет обеспечено, если в процессе обучения математике в основной школе технологично создаются следующие педагогические условия:
1.Обеспечение преемственности содержания учебных программ по математике с учетом потребностей обучающихся (ИОМ) и уровнем их математической подготовки (содержательно-целевой компонент).
2.Побуждение обучающихся к самоопределению и самореализации в освоении математического образования посредством организации самостоятельной поисковой и проектной деятельности, применения игровых технологий и адекватных инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) образовательных результатов (организационно-коммуникативный компонент).
3.Использование общедоступных информационных ресурсов в постановке учебных проблемных заданий, решении учебных и жизненных ситуаций прикладного характера (оценочно-рефлексивный компонент).
Идеальным достижением цели должно являться приращение личностного опыта обучающегося в результате формирования, изменения, совершенствования и развития математических компетенций обучающихся, что конкретизирует значение принципов, методов и средств обучения, ориентированных на критерии успеха.
Содержательно-целевой компонент предполагает проведение информационно-аналитический работы и осуществление целеполагания. На основе результатов диагностики составляется психолого - педагогическая карта обучающихся в классах с углубленным изучением химии и биологии (внутренняя и внешняя дифференциация), осуществляется отбор содержания рабочих учебных программ и учебного материала на занятиях и составляется совместно с учениками индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.
Организационно-коммуникативный компонент предполагает организацию учебно-познавательной деятельности и общения субъектов УВП в коллективных формах обучения и оптимальное использование эффективных технологий методов и приемов обучения и воспитания (игра, проблемно-диалоговое обучение, развитие критического мышления и т.д.).
Оценочно-рефлексивный компонент предполагает контроль, оценку и учет работы обучающихся. Одной из важнейших функций контроля и оценки учителя является формирование у учащихся умений и привычки к самоконтролю и самооценке (чек-лист, портфолио, проект, контрольная работа и т.д.)
Показатели сформированности математической грамотности
Класс | Метапредметные результаты | Математическая грамотность |
5 класс
| Уровень узнавания и понимания | находит и извлекает математическую информацию в различном контексте |
6 класс
| Уровень понимания и применения | применяет математические знания для решения разного рода проблем |
7 класс
| Уровень анализа и синтеза | формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации |
8 класс
| Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
9 класс | Уровень разработки метода решения математической задачи в жизненной ситуации | формулирует, применяет и интерпретирует математику для решения практических задач |