Сущность педагогической поддержки подростков в воспитательном процессе современной школы
Педагогическая поддержка – это выражение становится, к сожалению, все более и более актуальным. В последнее время приходится сталкиваться с проявлениями, которые вызывают тревогу в поведении личности учащихся: это грубость, непосещение школы, брань, курение. Мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить, однако, нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке. Им строго не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность. Подчас кажется, что бесполезно у детей искать что-то общее: что ни ребенок, то уникум. И никак нельзя предсказать, что подействует на всех, что повлияет только на одного, что изменит ребенка к лучшему, а что совсем испортит дело. Именно здесь важна разумная педагогическая деятельность, то есть своевременная педагогическая поддержка.
В словаре В. Даля слово «поддержка» поясняется как действие, по значению глагола «поддержать»:
- «поддерживать» – служить подпорой для крепости;
- подставкой – всем, что поддерживает тяжесть;
- укрепой – всем, что предает крепость, прочность, силу.
Другими словами, это действие, которое не дает прекратиться, и разрушиться тому, что движется – находиться в динамике. Рассуждая в логике «свободного движения», мы обнаружили толкование В. Далем слова «свободность» – путь к свободному развитию, как равнозначное другому слову – «непрепятственность». Следовательно, преодоление препятствий, которые мешают, задерживают, останавливают развитие чего-нибудь, - неизбежный процесс созревания и роста человека.
Таким образом, семантический и педагогический смысл понятия поддержки может заключаться, на ваш взгляд, в следующем: поддержание (но на недостаточном уровне, количестве, качестве), то есть поддерживается «самодвижение», развитие «самости», самостоятельности человека. Отсюда и основной пафос направленности поддержки, и способность её осуществления – саморазвитие личности.
Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Термин «педагогическая поддержка» используется широко и многозначно. Его в первую очередь связывают с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман который ввёл это понятие в научный обиход и отечественную педагогическую практику, понимал, как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни .
Педагогическая поддержка состоит в том, что она ставит целью развитие уникальности личности. Остается вопрос о том, что следует «поддерживать» в растущем человеке. Авторы «Психологии человека» Е.И.Исаев и В.И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует субъективность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой). При таком подходе содержание педагогической поддержки шире, чем «работа с проблемой человека», но более узко, чем принцип.
Педагогическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Педагогическая поддержка – это процесс:
- в котором, взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который, помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
- который, помогает ребенку избежать ошибок;
- который. поддерживает ребенка при неудачах.
В современной школе встречаются модели деятельности взрослых в системе поддержки: «tutor» – тьютор, куратор (индивидуальный, групповой, классный), психолог; «adviser» - советник; «counselor» – советник, консультант; «remedial teacher» – учитель компенсирующего обучения (иногда переводят – «лечебный» педагог, корректор); «child protection co-ordinator» - координатор по защите прав ребенка и другие .
Основными функциями обеспечения педагогической поддержки могут служить следующие: согласие ребенка на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; совместимость, сотрудничество, содействие; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «Не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.