Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка
А.С. Макаренко подчёркивал большое значение общей и специальной педагогической подготовки будущего учителя, особенно умений в области «педагогической техники».
«Педагог не может не играть. Нельзя допустить чтобы наши нервы были педагогическим инструментом… Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать…». Игра – не как форма развлечения, а как искусство, близкое к театральному. Но учитель не перевоплощается в литературный образ, и не играет каждый раз новую личность. Он остаётся самим собой, и именно его идейная устремлённость, личностные качества, духовное богатство – сила педагогического мастерства. Театрализация нужна, чтобы результативнее осуществлять задуманное педагогическое действие, но не на основе «ожидания чуда», а на расчёте педагогической техники. Педагогическая работа состоит из непрекращающихся многочисленных операций, растянутых на год, годы или проведённых в течение нескольких дней. Но всякая такая операция строится на сложной режиссуре. «Я убеждён, что в будущем в педагогических вузах обязательно будут преподаваться вопросы воспитательной техники». Следуя этим теоретическим установкам, А.С. Макаренко строил свою систему работы с членами педагогического коллектива как с молодыми артистами. Рассматривая рекомендации А.С. Макаренко о необходимости овладеть педагогической техникой, следует отметить большое внимание к манере держаться: «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, кислых выражений, радужное настроение, бодрое, весёлое…». «Взрослый человек в детском коллективе должен уметь тормозить, скрывать свои неприятности». И не менее важно: скромность, строгость, аккуратность в одежде, которые обеспечивают внутреннюю подтянутость и духовную мобилизованность. В повседневной практике А.С. Макаренко вырабатывал внимание к «человеку в ребёнке», гибкость и отсутствие трафарета в подходе к ребятам. Обучение мастерству должно происходить в определённой обстановке внимательного отношения учителей к друг другу. «Где нет умения говорить товарищу неприятные вещи и не обижаться, если тебе говорят неприятные вещи, там нет и не может быть педагогического коллектива». Требовательное уважение, связанное с доверием, должно лечь в основу работы каждого учителя. Каждого воспитанника надо увлекать верой в его человеческую ценность. Требовательность учителя к детям ни в коем случае не должна носить характера суровости. Любовь к детям должна проявляться в заботе о них, в доверчивости, правдивости, простоте и искренности, а также в доброте без приторности и наигранности, в той доброте, которая всегда найдёт отклик в детской душе. Такое отношение к детям не означает, что учитель теряет право на педагогический гнев. Совершенно недопустимы раздражительность, крикливость и грубые окрики, которых воспитанники не прощают учителю, но справедливое, требовательное слово всегда покоряет детей, и они поймут законные вспышки гнева учителя, так как в негодовании учитель «проявляет себя как гражданин», отстаивающий что-то большое. Вопрос о том, как добиться авторитета является одним из спорных в педагогической практике. «Учительский авторитет основывается на ответственности в первую очередь. Это обязывает учителя быть с детьми честными, уметь признать ошибку, если допустил её, и извинится перед школьниками, если был в чём-то не прав». Если между учителем и школьниками устанавливаются отношения полного доверия и уважения, то учитель приобретает не просто право, а подлинную возможность предъявлять категорические требования и даже налагать запрет. Но такие требования возможны лишь когда ученик не сомневается в правоте учителя и сам учитель уверен в ней. Педагог должен уметь «разразиться», чтобы воспитанники почувствовали, что он сердит по-настоящему, а не разводит педагогическую мораль. «Это вовсе не означает, что вы должны кричать. Вы должны так говорить, чтобы виновный видел, что вы негодуете. Если ученик знает педагога как человека с открытой душой, у него всегда возникает мысль что он прав и что к нему надо пойти за советом». Если учитель пользуется у своих воспитанников большим авторитетом, то это свидетельствует о высоких качествах учителя. Ложным является авторитет, основанный на жестокости и запугивании детей. Такие учителя вызывают отвращение к себе и к своему предмету. Оскорбляет школьников мелочная требовательность, придирчивость по пустякам, нетерпимость к обычным для ребят шалостям. Только простота, естественность и настоящая близость учителя к детям вызовет подлинное уважение, признательность и любовь. Для успеха учителю необходимо хорошо знать и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости, достоинства. Следует помогать организовывать их жизнь и деятельность, скрывая по возможности сущность своей педагогической позиции. Испытанная форма индивидуального воздействия на ученика – беседа с ним.
Комаров, А. А. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка / А. А. Комаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1844/ (дата обращения: 13.04.2021).