Методические рекомендации родителям: Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне?

Нестеренко Лариса Владимировна

Методические рекомендации родителям:

как рассказать детям о Великой Отечественной войне?

 

При подготовке беседы с детьми важно ответить на вопрос: «Как влияет война на их душевный мир?» Существует мнение, что детям до определённого возраста лучше совсем не знать о том, что в мире есть кровопролитие, боль и страдание. Сторонники такого подхода в воспитании считают, что это поможет молодому поколению вырасти без травм и склонности к насилию. Так ли это?

Другой аспект темы Великой Отечественной войны — её жестокость и трагизм, смерть миллионов советский людей, ужасы пожаров, бомбёжек и голода. Стоит ли освещать эту сторону детям? Думаю, что это событие нельзя преподносить как праздник или что-то типа игры. Если мы хотим, чтобы этого никогда не повторилось, наши дети должны знать правду. Конечно, подавать её надо с учётом возраста собеседника.

У детей обязательно должны быть герои и идеалы. И лучше, чтобы это были реальные люди, которыми, действительно, можно гордиться, нежели трансформеры или персонажи фильмов о вампирах.

Как детям донести информацию о войне 1941–1945 годов

Показать фильм

Советские фильмы о ВОВ всё ещё остаются прекрасными помощниками в разговорах на эту сложную тему.

  • «В бой идут одни старики»;
  • «Судьба человека»;
  • «А зори здесь тихие».

В них война живая, человеческая, в них показаны тяготы военного времени, боль реальных людей, их мужество и героизм.

Фильмы нужно смотреть вместе со взрослыми. Реакция родителей и педагогов — важная сторона воспитания. Даже если сложная сюжетная линия останется непонятной ребёнку, ваши личные эмоции станут основой для формирования его отношения к войне.

При просмотре фильмов не спешите отвечать на детские вопросы. «Почему он плачет, он же остался жив?», «Почему они победили, а музыка всё равно грустная?». Спрашивайте: «А ты как думаешь? Как бы ты объяснил?»

Делайте паузы, дайте детям подумать и самостоятельно выстроить цепочку смыслов. Пусть ребята выскажутся: часто они дают довольно точные объяснения тому, что увидели на экране, проявляя огромное сочувствие.

Познакомить с хорошей книгой

Ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне — чтение художественных книг на военную тематику. Помните, что книги, как и фильмы, надо подбирать в соответствии с возрастом читателей.

Хорошо, когда один из героев повести или рассказа будет ровесником слушателей. Например, как в книге Анны Печерской «Дети — герои Великой Отечественной войны».

Знакомить малышей с книгами военной тематики можно с 3–4 лет. Конечно, им будут сложны для понимания крупные произведения, такие как повести или романы. Начинать стоит со стихов и небольших рассказов. Предварительно нужно подготовить ребёнка, поговорив с ним о том, что такое «война», объяснив слова, которые, возможно, малышу будут непонятны, например, «редут», «пехота», «батальон».

Для чтения младшим дошкольникам подходят следующие произведения:

  • «Отцовское поле» Владимира Куприна;
  • стихотворение «Победой кончилась война» Сергея Михалкова;
  • «Дедушкин орден» Анатолия Митяева.

Для старших дошкольников можно взять:

  • «Брестскую крепость» Сергея Алексеева;
  • рассказ «Война и дети» Аркадия Гайдара;
  • книгу «Генерал» Джанет Чартерс с иллюстрациями Майкла Формана.

Младшим школьникам будут интересны следующие произведения:

  • «Дорогие мои мальчишки» и «Рассказ об отсутствующем» Льва Кассиля;
  • «Арбузный переулок» и «Твои защитники» Виктора Драгунского;
  • «Рассказы о Великой Отечественной войне» и «Рассказы о полководцах» Сергея Алексеева;
  • «Девочка из города» Любови Воронковой;
  • «Сын полка» Валентина Катаева.

После чтения книги можно обсудить её сюжет, поговорив о том, какие чувства испытывали дети при прочтении, что их потрясло, что они посчитали важным для себя.

Прослушивание песен

Это помогает детям эмоционально погрузиться в то время, прочувствовать атмосферу. Важно подобрать композиции высокого качества, как в плане содержания, так и звучания.

Например, это могут быть:

  • «Баллада о солдате» (музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Михаила Матусовского);
  • «В землянке» (музыка Константина Листова, слова Алексея Суркова);
  • «Катюша» (музыка Матвей Блантера, слова Михаила Исаковского).

Беседы о Великой Отечественной войне

  • Во-первых, осветить тему ВОВ за одну встречу невозможно. Беседы должны проходить систематически, например, в течение месяца до и после Дня Победы. И конечно, нужно разговаривать об этом в течение всего года, например, в день освобождения своего родного города, в День снятия блокады Ленинграда.
  • Во-вторых, готовясь к беседе о Великой Отечественной войне, первое, что необходимо учитывать — возраст слушателей. Но при этом в разговоре с детьми любого возраста на эту тему вы должны донести мысль, что наш хрупкий мир прекрасен и его надо беречь и сохранять.
  • Необходимо затронуть причины, по которым в мире происходят войны. Чаще всего это борьба за новые территории. Но Вторая мировая имела важную особенность. Германия напала на Советский Союз и соседние страны ещё и потому, что их население было другой национальности. Все, кто не относился к арийской расе, должны были подчиниться нацистскому режиму.
  • Детям важно объяснить, что на территории самой Германии проживали разные национальности. К ним немецкое руководство применило карательные меры в первую очередь.
  • Важно отметить, что Германия напала на Советский Союз внезапно, когда люди мирно спали. Но жители СССР отказались покориться фашистам, вступив с ними в неравную борьбу. Благодаря мужеству и отваге наших дедов и прадедов, сражавшихся за Родину, а также тех, кто работал в тылу, страна одержала победу над врагом.

Подводя итоги, хочется отметить, что позиция взрослых, их личный пример, интерес к событиям ВОВ и трепетное отношение к памяти предков передадутся детям, помогут им сформировать уважительное отношение к подвигам наших дедов и прадедов и гордость за прошлое и настоящее нашей страны.