Методические рекомендации родителям: Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне?
Методические рекомендации родителям:
как рассказать детям о Великой Отечественной войне?
При подготовке беседы с детьми важно ответить на вопрос: «Как влияет война на их душевный мир?» Существует мнение, что детям до определённого возраста лучше совсем не знать о том, что в мире есть кровопролитие, боль и страдание. Сторонники такого подхода в воспитании считают, что это поможет молодому поколению вырасти без травм и склонности к насилию. Так ли это?
Другой аспект темы Великой Отечественной войны — её жестокость и трагизм, смерть миллионов советский людей, ужасы пожаров, бомбёжек и голода. Стоит ли освещать эту сторону детям? Думаю, что это событие нельзя преподносить как праздник или что-то типа игры. Если мы хотим, чтобы этого никогда не повторилось, наши дети должны знать правду. Конечно, подавать её надо с учётом возраста собеседника.
У детей обязательно должны быть герои и идеалы. И лучше, чтобы это были реальные люди, которыми, действительно, можно гордиться, нежели трансформеры или персонажи фильмов о вампирах.
Как детям донести информацию о войне 1941–1945 годов
Показать фильм
Советские фильмы о ВОВ всё ещё остаются прекрасными помощниками в разговорах на эту сложную тему.
- «В бой идут одни старики»;
- «Судьба человека»;
- «А зори здесь тихие».
В них война живая, человеческая, в них показаны тяготы военного времени, боль реальных людей, их мужество и героизм.
Фильмы нужно смотреть вместе со взрослыми. Реакция родителей и педагогов — важная сторона воспитания. Даже если сложная сюжетная линия останется непонятной ребёнку, ваши личные эмоции станут основой для формирования его отношения к войне.
При просмотре фильмов не спешите отвечать на детские вопросы. «Почему он плачет, он же остался жив?», «Почему они победили, а музыка всё равно грустная?». Спрашивайте: «А ты как думаешь? Как бы ты объяснил?»
Делайте паузы, дайте детям подумать и самостоятельно выстроить цепочку смыслов. Пусть ребята выскажутся: часто они дают довольно точные объяснения тому, что увидели на экране, проявляя огромное сочувствие.
Познакомить с хорошей книгой
Ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне — чтение художественных книг на военную тематику. Помните, что книги, как и фильмы, надо подбирать в соответствии с возрастом читателей.
Хорошо, когда один из героев повести или рассказа будет ровесником слушателей. Например, как в книге Анны Печерской «Дети — герои Великой Отечественной войны».
Знакомить малышей с книгами военной тематики можно с 3–4 лет. Конечно, им будут сложны для понимания крупные произведения, такие как повести или романы. Начинать стоит со стихов и небольших рассказов. Предварительно нужно подготовить ребёнка, поговорив с ним о том, что такое «война», объяснив слова, которые, возможно, малышу будут непонятны, например, «редут», «пехота», «батальон».
Для чтения младшим дошкольникам подходят следующие произведения:
- «Отцовское поле» Владимира Куприна;
- стихотворение «Победой кончилась война» Сергея Михалкова;
- «Дедушкин орден» Анатолия Митяева.
Для старших дошкольников можно взять:
- «Брестскую крепость» Сергея Алексеева;
- рассказ «Война и дети» Аркадия Гайдара;
- книгу «Генерал» Джанет Чартерс с иллюстрациями Майкла Формана.
Младшим школьникам будут интересны следующие произведения:
- «Дорогие мои мальчишки» и «Рассказ об отсутствующем» Льва Кассиля;
- «Арбузный переулок» и «Твои защитники» Виктора Драгунского;
- «Рассказы о Великой Отечественной войне» и «Рассказы о полководцах» Сергея Алексеева;
- «Девочка из города» Любови Воронковой;
- «Сын полка» Валентина Катаева.
После чтения книги можно обсудить её сюжет, поговорив о том, какие чувства испытывали дети при прочтении, что их потрясло, что они посчитали важным для себя.
Прослушивание песен
Это помогает детям эмоционально погрузиться в то время, прочувствовать атмосферу. Важно подобрать композиции высокого качества, как в плане содержания, так и звучания.
Например, это могут быть:
- «Баллада о солдате» (музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Михаила Матусовского);
- «В землянке» (музыка Константина Листова, слова Алексея Суркова);
- «Катюша» (музыка Матвей Блантера, слова Михаила Исаковского).
Беседы о Великой Отечественной войне
- Во-первых, осветить тему ВОВ за одну встречу невозможно. Беседы должны проходить систематически, например, в течение месяца до и после Дня Победы. И конечно, нужно разговаривать об этом в течение всего года, например, в день освобождения своего родного города, в День снятия блокады Ленинграда.
- Во-вторых, готовясь к беседе о Великой Отечественной войне, первое, что необходимо учитывать — возраст слушателей. Но при этом в разговоре с детьми любого возраста на эту тему вы должны донести мысль, что наш хрупкий мир прекрасен и его надо беречь и сохранять.
- Необходимо затронуть причины, по которым в мире происходят войны. Чаще всего это борьба за новые территории. Но Вторая мировая имела важную особенность. Германия напала на Советский Союз и соседние страны ещё и потому, что их население было другой национальности. Все, кто не относился к арийской расе, должны были подчиниться нацистскому режиму.
- Детям важно объяснить, что на территории самой Германии проживали разные национальности. К ним немецкое руководство применило карательные меры в первую очередь.
- Важно отметить, что Германия напала на Советский Союз внезапно, когда люди мирно спали. Но жители СССР отказались покориться фашистам, вступив с ними в неравную борьбу. Благодаря мужеству и отваге наших дедов и прадедов, сражавшихся за Родину, а также тех, кто работал в тылу, страна одержала победу над врагом.
Подводя итоги, хочется отметить, что позиция взрослых, их личный пример, интерес к событиям ВОВ и трепетное отношение к памяти предков передадутся детям, помогут им сформировать уважительное отношение к подвигам наших дедов и прадедов и гордость за прошлое и настоящее нашей страны.
- Мне нравится (1)