Использование технологии деятельностного метода на тренировках.

колесникова светлана викторовна

 Современные условия жизни предъявляют к нам и детям новые подходы  к  обучению,тренировочному процессу ,которые направлены  больше на самостоятельную работу детей ,активный поиск  знаний.,умений,двигательных действий.Что такое деятельностный метод в воспитании и обучении?Как он помогает нам реализовать процесс физического воспитания и спорта.?Какие новые формы и методы будем использовать в работе с детьми .

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • «Использование технологии деятельностного метода в обучении физической культуры, как одного из способов воспитания  самостоятельности обучающихся».

Введение

 При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В своей работе я поставила такие задачи:

1.        Узнать, что такое деятельностный метод;

2.        Понять, как применять деятельностный метод в обучении физической культуры; 

 3.   Заключение.Результативность деятельностного метода

4.    Приложение.

1.Основные положения технологии деятельностного метода.

-процесс обучения всегда есть деятельность

-сам процесс должен быть творческим

-обучение деятельности предполагает совместную деятельность учащихся под руководством учителя

.Не для кого не секрет,что основная масса школьников не имеет двигательной активности,кроме как на уроке физической культуры.Именно из этого выходит основная педагогическая задача:

1)организация условий,инициирующих детское действие,так чтобы у обучающихся сформировалась потребность творческого освоения материала с целью овладения новыми физическими упражнениями и самостоятельного их выполнения.

2)Сформировать личностные  универсальные учебные действия:

формирование потребности в занятиях физкультурой,самостоятельности   и личной ответственности за свои поступки,установка на здоровый образ жизни.

3)Добится,чтобы полученные знания были результатом собственных поисков,помогали им развивать познавательную деятельность и способствовали физическому совершенствованию.

Исходя из задач на  первый план выходит деятельностный аспект личного вклада педагога для решения этой задачи:

.1)структурирование содержания курса физической культуры в начальной,средней,старшей школе.

2)отбор и создание заданий для обучения  по физической культуре,включающий в себя цель формирования УУД,использование различных форм и методов работы.

3)проектирование уроков с элементами развивающего обучения с учетом индивидуализации .

2.Применение деятельностного метода в обучении физической культуры:

Реализация деятельностного подхода на уроках ФК проводится через:

- формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями,

- многообразие средств, методов и методических приемов обучения: применение подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей, игровые и соревновательные методы, фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации урока.

- вариативность выполнения физических упражнений. Они выполняются с изменением отдельных характеристик движения (пространственных, временных, силовых и др.)

- разнообразие ФУ (базовые виды спорта, ОРУ с предметами и без предметов);

- разноуровневые задания для обучающихся с учетом состояния здоровья, пола, возраста, физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей;

- прикладной характер ФК: подготовка к трудовой деятельности, к службе в армии, к репродуктивной функции молодежи.

- проектирование процесса индивидуальных программ оздоровления, спортивного и физического совершенствования. При этом обучающийся самостоятельно проектирует и реализует траекторию своего физического развития выполняет комплексы физических упражнений, фрагменты занятий со спортивной и оздоровительной направленностью, проводит комплексы физических упражнений на занятиях со сверстниками, обучающимися младших классов, привлекается к судейству на соревнованиях и т.д.

Высокая  эффективность деятельностного подхода достигается  правильным выбором методических приемов. Каждый из них должен пробуждать интерес учащихся к изучаемому двигательному действию, их активность в ходе его освоения, стремление к достижению лучшего результата. Чтобы добиться успеха в этом, надо организацию учебной деятельности школьников на уроке начинать с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой и увлекательной.

Школьники часто остаются равнодушными к такой, например, цели, как овладение техникой движений. Для них не совсем ясен смысл этой длительной, кропотливой работы. В гораздо большей степени привлекает учащихся все, что связано с утверждением их личности. Поэтому постановкой цели – улучшить свой результат - можно вызвать у детей интерес, следовательно, и активность, а значит, и подвести учеников к осознанию истины, что овладение техникой движений – необходимое условие для достижения высокого результата.

Учащиеся должны понимать смысл разучиваемых упражнений, значение и влияние на организм двигательных действий. Понимание смысла вызовет активность школьников, что будет способствовать формированию у них устойчивого стремления к самостоятельным и, следовательно, систематическим занятиям физической культурой.

Одно из важнейших условий правильного регулирования нагрузки – дифференцированный подход к учащимся. Иначе говоря, при прохождении одинакового для всего класса программного материала учитель видоизменяет и уточняет задания применительно к особенностям отдельных групп учеников. Например, когда школьники выполняют задания на бегу, следует варьировать его скорость и продолжительность для мальчиков и девочек, а также хорошо, удовлетворительно и слабо подготовленных детей; при освоении техники двигательных действий нужно видоизменять объем и характер подводящих упражнений в зависимости от способностей учеников.

Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а также к тем, кто пропускал занятия по болезни. Эти дети, в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении принципов доступности, постепенности и последовательности при выборе упражнений, в дозировке нагрузки и т.п.

Формируя личность ученика, педагог особое внимание обращает на то, чтобы школьники были аккуратны, подтянуты, опрятны, вежливы, помогали друг другу, бережно относились к школьному оборудованию. Для того чтобы все эти проявления личностных качеств лучше закреплялись и превращались в привычку, надо умело пользоваться такими важными методическими приемами, как одобрение, замечание, порицание, оценка, не отступая при этом ни на шаг от чувства меры и такта, соблюдая справедливость и объективность, принцип индивидуального подхода.

Специфика учебного предмета «Физическая культура» позволяет педагогу успешно воспитывать у школьников волевые качества, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, смелость. Для того чтобы достичь наибольшего эффекта в этом отношении, надо ставить перед учениками трудные, но посильные задачи, стимулировать достижение цели. Так, для воспитания смелости и настойчивости можно использовать упражнения, связанные с преодолением нерешительности и страха при выполнении, например, опорных прыжков, упражнения на гимнастических снарядах и др.

Для воспитания устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями важно, прежде всего, чтобы учащиеся понимали смысл и знание выполняемых заданий, нацеленных на улучшение их здоровья и физического развития, достижение высокого уровня физической подготовленности и личных количественных показателей. Например, обучая акробатическим упражнениям, учитель не ограничивается показом техники их выполнения, а раскрывает их значение для развития ловкости, смелости, устойчивости организма к «укачиванию», для формирования умения ориентироваться при различных положениях тела и т. д. Полезно подчеркнуть и роль акробатических упражнений в подготовке летчиков, космонавтов, геологов, монтажников-высотников, водителей поездов-экспрессов, воинов и т.д.

Воспитывая устойчивый интерес к урокам физической культуры, учитель должен осуществлять обучение так, чтобы школьники видели плоды своего учебного труда. Воспитанию интереса к урокам способствует нешаблонное проведение занятий, использование таких методических приемов, которые позволяют ученикам проявлять инициативу, творчество, активность, самостоятельность.

Воспитательный эффект уроков достигает своего максимума при одном непременном условии: когда учитель служит для своих учеников образцом во всех отношениях, примером, достойным подражания. Поэтому важно, чтобы образцовыми были и уровень его идейно-политического создания, и моральный облик, и культура — общая и педагогическая. Он должен обладать разносторонними методическими знаниями, умением претворять их в практику обучения и воспитания школьников. Кроме того, помня о восприимчивости и наблюдательности детей, педагог обязан всегда следить за собой, уделяя внимание доже деталям одежды, прическе, позам, жестикуляции, манерам, формам учтивого обращения в кругу педагогического, родительского и ученического коллектива, языку — устной и письменной речи. 

Школьники должны видеть в учителе энтузиаста своей профессии, чувствовать его любовь к ним.

Для достижения полного эффекта необходимо на протяжении всего процесса обучения настойчиво и целенаправленно формировать у школьников навыки и привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Для того чтобы добиться этого, надо осуществлять процесс обучения с образовательной направленностью, что обеспечит формирование у учащихся умения выполнять определенные виды упражнений вне урока – в домашних и других условиях, понимание назначения данного упражнения и его влияния на организм, знание правил его

выполнения и дозирования нагрузки. Очень полезны домашние задания. Их основное содержание – упражнения для развития двигательных качеств, для укрепления общей физической подготовленности. Такие задания на дом должны стать непременной составной частью учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Следование этому требованию будет во многом способствовать внедрению физической культуры в быт школьника и его родителей.

3.Заключение.Результативность и эффективность  деятельностного метода.

Мотивация школьников – чрезвычайно важный элемент образовательного процесса. Именно мотивация определяет его эффективность и результативность. Говоря о мотивации, вспомним, что такое «мотив». Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.

 Главным звеном мотивации является побуждение – поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей.

Итак,каковы образовательные мотивы наших школьников?

Мотивы обучения младших школьников.

Познавательные мотивы (мотивы, свидетельствующие об ориентации школьника на овладение новыми знаниями, учебными навыками). Они отражают стремление школьника к самообразованию.

Социальные мотивы - связаны с различными видами социального взаимодействия школьника (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).

Узко личные (удовлетворение потребности в успехе, в поощрении за успехи, избежание наказания).

С возрастом учащиеся больше внимания уделяют осознанному выбору предметов, выстраивают сами свой дальнейший образовательный маршрут, поэтому предъявляют требования к качеству образования.

На мотивацию влияет множество факторов, среди которых можно назвать не только культурные и образовательные традиции страны, но и семейные ценностные ориентации в отношении образования, структуру досуга и свободного времени школьника, возможности дополнительного образования и, естественно, условия обучения в школе.

По моим наблюдениям  в обучении по предмету «физическая культура» я могу отметить опережающую роль фактора мотивации и убеждения в работе с обучающимися ,не только учителя,но и родителей,школьной общественности.Только вместе-мы сила.Исходя из вышеизложенного можно отметить положительные моменты в образовании детей деятельностным методом.Так например ,младшие школьники очень активно включаются в   проведение разминки,игр.Школьники средней и старшей возрастной группы  подходят избирательно(по интересам) к определенным видам занятий и выбору вида спорта.В целом деятельностный  метод является эффективной формой работы не только с детьми,но и со студентами.Вырабатывает навыки самостоятельной,активной работы по интересам.Главное-правильная мотивация ,убеждение и свобода выбора .Что из этого получилось,можно наблюдать по моим видеороликам,которые были отсняты детьми разных возрастных групп,которые обучаются у меня в общеобразовательной школе и колледже.Это  и домашние задания,и комплексы на развитие определенных физических качеств,и профилактические упражнения на восполнение двигательной активности в течении дня.

4.Приложение.(видео)