Осознание своей самоценности как основа профилактики профессионального выгорания
Сегодня очень распространена проблема профессионального выгорания. Многие из нас в начале трудового пути, особенно работники педагогических профессий, чувствуем себя способными «свернуть горы». Мы щедро тратим свои силы на воспитание и обучение наших подопечных, на помощь коллегам, на своевременную работу над документацией, на активное участие в общественной жизни организации, в которой мы работаем, и мы хотим добиться всего по-максимуму. Первые два-три года нам сил хватает, но затем многие из нас начинают их терять. Это побуждает их обратиться к психологу, который обычно ставит им диагноз «профессиональное выгорание». В этой статье мы попытаемся рассмотреть «корни» профессионального выгорания, и разобраться в том, как эти «корни» можно обрубить.
Сегодня мы часто задаёмся вопросом: в чём же причина профессионального выгорания? И встречаемся, как правило, с самыми распространёнными ответами:
1) Эмоциональная усталость от постоянного общения с людьми;
2) Чрезмерная загруженность на работе;
3) Дискомфортная рабочая обстановка;
4) Низкая самоорганизация;
5) Трудоголизм;
6) Низкая оплата труда и т.п..
Почти каждому современному человеку сегодня свойственно искать причину своих трудностей во внешних обстоятельствах или действиях, и, как правило, только после многих безуспешных попыток их изменить, человек приходит к выводу, что причина лежит вовсе не снаружи, а внутри его самого.
В нашей современной культуре уже не первый десяток лет принято ставить в приоритет материальные ценности и оставлять позади духовно-нравственные. После распада СССР и падения «железного занавеса» западные страны стали учить нас тому, что главное в жизни – это заработок, благополучие, комфорт. Мало кто из нас сегодня пожалуется на то, что мы материально плохо живём. Мы одеты, обуты, сыты, у каждого из нас есть жильё, транспортное средство, банковская карточка и т.п. Но далеко не каждый из нас сможет похвастаться здоровым хорошим настроением, жизнерадостностью, любовью к людям, к своей работе и т.п. Многие из нас сегодня напряжены, насторожены, подозрительны, в каждом поступке окружающих им видится подвох, обман, малейшее неосторожное слово в нашу сторону воспринимается «в штыки».
О чём это всё говорит? Постараюсь пояснить на наглядном примере. Возьмём в пример ситуацию с маленьким ребёнком. Если ребёнок находится под заботливой опекой родителей, если они удовлетворяют вовремя его базовые потребности, если он чувствует, что нужен и важен для родителей, то он чувствует себя спокойным, весёлым и жизнерадостным. Но если родители очень часто ставят в приоритет заботе о ребёнке какие-то другие свои интересы, если ребёнок находится без присмотра, если он голоден, если он чувствует себя не нужным, то и состояние его более возбуждённое, беспокойное, нервозное. Так же происходит и нами, взрослыми: до тех пор, пока мы за собой следим, пока о себе заботимся, мы чувствуем себя хорошо. Но стоит нам поставить в приоритет какие-то внешние цели, заставляющие на долгое время про себя забыть, то мы начинаем терять адекватность в нашем поведении.
Но поможет ли только одна правильная забота о себе предупредить профессиональное выгорание или справиться с ним? Нет, потому что заботиться о себе можно просто формально, или в лучшем случае для того, чтобы достичь определённых результатов в работе или других областях жизни, а потом снова про это забыть. На мой взгляд, помочь предупредить профессиональное выгорание или расправиться с ним поможет развитие в человеке самоценности.
Что же такое самоценность? Согласно определению выдающегося американского психолога и психотерапевта Вирджинии Сатир это внутренняя опора, самоуважение, любовь и внимание к себе, разрешение себе быть хорошим вне зависимости от своих ошибок или успехов, без оговорок и «если». Если говорить общими словами, то это безусловная любовь к себе, т.е. любовь к себе не за что-то конкретное, а просто за то, что я есть. Я ценен просто так, просто потому, что я есть. Моё отношение к себе не зависит от того, хорошо ли я выступил с докладом или плохо, получилось ли у меня что-то сделать или не получилось. Даже если не получилось, я всё равно себя ценю, я всё равно себя поддержу, я найду нужные тёплые слова, чтобы себя успокоить и привести в здоровое психологическое состояние, и даже если я это плохо умею, я и этому со временем научусь! Если мы научимся относиться к себе именно так, с безусловной любовью, то мы никогда и не встретимся с профессиональным выгоранием.
В каком же возрасте формируется самоценность, и есть ли возможность сформировать её во взрослом возрасте? Согласно последним исследованиям зарубежных и российских психологов, самоценность формируется в возрасте до полутора лет, и её формированию способствует обстановка, в которой рос ребёнок. Если ребёнка ценили, любили, если внимательно к нему относились и радовались ему, то ребёнок, как правило, вырастает с сильным ощущением самоценности. Он научен правильному к себе отношению, и это даёт ему большой запас внутренних сил, ему по жизни легче, чем остальным, справляться с трудностями, налаживать отношения с людьми. Если же напротив, ребёнка не ценят, ругают за каждую ошибку, смеются над его промахами и т.д., то тут велика вероятность, что ребёнок и сам к себе будет так же относиться, и соответственно ощущения самоценности у него не будет. Но, как пишет психолог современный российский психолог Ольга Красникова, восстановить самоценность во взрослом возрасте вполне возможно. В зависимости от глубины проблемы в этом может помочь как психологическая литература на эту тему, так и работа с психотерапевтом.
Один из древних мудрецов сказал «Если я не за себя – то кто же за меня?». Часто мы ждём, а порой и требуем того, чтобы другие люди нас ценили и любили. Но это неправильная установка. Правильно будет, если мы научимся восстанавливать свою самоценность – и тогда у нас будут силы любить людей, любить свою работу, и любить жизнь.
Список литературы:
1. Сатир В. «Вы и ваша семья» / В. Сатир, 2014 г., Москва, Изд-во: Апрель-пресс – 2014.
2. Красникова О., «Одиночество» / О.М. Красникова, 2015 г., Москва, Изд-во: Никея – 2015.
3. Бойко, В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко., 2000 г., Санкт-Петербург, Изд-во: Сударыня, 2000 г.
4. Форманюк, Т. В. «Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя» / Т.В. Форманюк. Изд-во: Вопросы психологии. – 1994.