Дистанционный конкурс – индикатор универсального образовательного результата
Айзикович Н.М. - методист ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга
Беляева С.В. - учитель информатики Выборгского района
Степаненко М.Т. - методист ГБУ ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга
Юркова Е.А. - методист ИМЦ Пушкинского района Санкт-Петербурга
Дистанционное образование – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимся.
Особенно актуально это в наше время, когда сложившаяся эпидемиологическая обстановка не позволяет свободно перемещаться учащимся!
Coгласно Закону «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
- разъединение в пространстве и/или времени преподавателей и обучаемых, обучаемых между собой, а также обучаемых и образовательных ресурсов;
- взаимодействие между преподавателем и обучаемыми, между обучаемыми, а также между обучаемыми и образовательными ресурсами посредством различных видов телекоммуникаций.
- личностное развитие их участников;
- актуализацию личного опыта каждого участника;
- деятельностный подход;
- активное использование коллективных способов деятельности;
- поисковую активность каждого участника в процессе добывания новых знаний;
- рефлексивность как основу саморефлексии и самоконтроля.
Конкурс состоял из нескольких туров. Дистанционный тур конкурса был предназначен для отбора из всех школьных команд-участниц наиболее сильных. Командам предлагались тестовые задания, в которые были включены блоки вопросов из разных предметных и надпредметных областей (на конкретные знания и на понимание). Часть вопросов в заданиях формулировалась таким образом, чтобы для поиска ответов на них учащимся необходимо было выделять ключевые слова. Для получения правильного ответа команды имели возможность использовать сеть Интернет.Дистанционная форма обеспечивает массовость. Участники команд имели разные уровни подготовки по школьным предметам. На этом этапе успех команды зависел от умения правильно организовать работу, безошибочно распределив обязанности между членами команды. Вариативность заданий по содержанию и форме давала возможность участникам с разным уровнем подготовки, разными наклонностями и предпочтениями проявить себя.
После проведения дистанционного тура выявились наиболее сильные команды, прошедшие в очный тур. Это команды школ №№ 335 (преподаватель Паськова Т.В.), 408 (преподаватель Исакова Н.Л.), 410 (преподаватели Айзикович Н.М., Степаненко М.Т.), 464 (преподаватель Кипа Н.В.), 511 (преподаватели Турулина С.Н., Дудник Т.Г.), 530 (преподаватели Карева Е.М., Смирнова И.Б.), 606 (преподаватели Голина Г.П., Рыжкова Т.Л.), 645 (преподаватель Ишалёва И.А.), 650 (преподаватель Антонова Т.Б.).Очный тур любезно согласился принять у себя ГБОУ № 449. В уютном классе с трудом, но разместились представители всех школьных команд вместе со своими педагогами. В самом начале конкурса всех участников поприветствовала директор Центра образования Аксенова Ольга Вячеславовна. Она обратила внимание на важность и своевременность проведения таких мероприятий и пожелала всем ПОБЕДЫ!!!
Работу школьных команд оценивало профессиональное Жюри из Выборгского района - разработчики и организаторы конкурса. Очень приятно, что педагоги нашли время и возможность после своей работы приехать в Пушкин. Тем самым, они освободили от необходимости выезда в другой, достаточно удаленный район города, более 40 детей. Огромное спасибо им за это!!!
С каждой из школьных команд на конкурс пришли учителя информатики. Чтобы они не скучали, ожидая детей, жюри и для них нашло работу: одни из них стали волонтерами, раздавали командам задания и собирали ответы, другие участвовали в подсчете баллов и оценке работ. Все это надо было делать очень быстро, некоторые туры конкурса продолжались всего 2 минуты! Но самое интересное, что удалось сделать жюри, – это сформировать из учителей команду, которая на равных соревновалась с учащимися. Надо сказать, что победить команде педагогов удалось не сразу. После каждого задания на экран выводилась таблица результатов, и надо было видеть гордые лица детей – участников команд, когда учителя проигрывали им и иногда с большим отрывом…
Для проведения очного тура была разработана программа, которая регламентировала ход конкурса, время выполнения заданий и критерии оценки. Участникам очного тура конкурса предлагались разные задания:
- на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях;
- на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи;
- на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
РАЗМИНКА
Вариант 1
Н или НН?Графле…ый листЛинова…ая бумагаНежда…ый гость
Непроше…ый гость
Вариант 2
1) Слово “курсор” произошло от латинского “kypepe”, которое переводится как:
a) курьерb) куриная лапаc) идтиd) бежать2) Цицеро- размер шрифта:a) 6 птb) 8 птc) 10 птd) 12 пт
ОТЦЫ И ДЕТИ
Цифровые стихи – в год литературыНачало прошлого века окрестили Серебряным веком поэзии, начало нынешнего можно назвать «Цифровым веком поэзии».Ознакомившись с «цифровым представлением» стихов, нужно определить их авторов. Были представлены цифровые версии авторов Агнии Барто, А. Блока, А. Вознесенского, С. Есенина и других авторов.2 46 38 1116 14 20!15 14 2114 0 17
3 4 9 82 16 283 4 8 528 25
КРАТКОСТЬ — СЕСТРА ТАЛАНТА
Впервые идея «ужать» мировую классику до 140 знаков пришла в голову автору «The Little Book Of Twitter» Тиму Коллинзу. Такой подход быстро приобрел широкую популярность, и уже вскоре читатели из разных стран стали делиться интереснейшими описаниями книг, над которыми можно долго смеяться и обсуждать.Предлагались описания известных произведений литературы, лаконично раскрывающие суть этих шедевров. Необходимо было указать их названия и авторов.1. «Пылкий влюбленный не без помощи нечистой силы добывает своей возлюбленной пару дорогой обуви в подарок. Девушка оценила…»
«Ночь перед Рождеством», Николай Васильевич Гоголь
2. «Хотя Боги похожи на людей, а люди на Богов, людям с Богами лучше не связываться. И даже не пытайтесь понять, кто кому кем приходится».
«Мифы и легенды Древней Греции», Николай Альбертович Кун
3. «Пушкин подсказал Гоголю гениальный бизнес-план, который Гоголя не озолотил, но обессмертил…»
«Мёртвые души», Николай Васильевич Гоголь
Команды получили еще много разнообразных заданий, каждое из которых было ограничено по времени выполнения, что активизировало умственные способности учащихся.
Переход к проведению дистанционного тура с помощью документов Google сделал этот этап конкурса еще более эффективным и оперативным.
Два часа пролетели, как одно мгновение! Нам показалось, что интересно было всем: и учащимся, и их педагогам!
В конце жюри подвело итоги. Как не грустно, но оказались команды, которые набрали меньше всего баллов – в любом соревновании есть и победители, и проигравшие…
Все команды, которые заняли призовые места, будут награждены дипломами.
Долго еще слышались горячие обсуждения, которыми обменивались участники конкурса по дороге в гардероб…
Еще раз хочется подчеркнуть, что конкурсы с использованием средств ИКТ создают условия для формирования, совершенствования, использования метапредметных компетенций. С их помощью возможно проверить уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия – т.е. метапредметный результат обучения, универсальный образовательный результат.
Участие в конкурсе можно рассматривать как показатель измерения образованности школьника, понимая образованность не только как сумму знаний, умений, навыков, но и как способность действовать в различных проблемных ситуациях на основании полученных знаний, социального и личного опыта.
Конкурс в дистанционной форме «Эрудит» только начал свое движение в Пушкинском районе. Методы его проведения будут совершенствоваться, несомненно, будет расширяться и круг участников.