дети с особыми потребностями
Интересно, кто они - дети с особыми потребностями. И если они сособыми потребностями, то как с ними быть и как их учить......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechatdeti_s_osobymi_potreb.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Бронникова Людмила Ивановна
учитель технологии
МБОУ Первомайская СОШ
Красносулинское управление образования
Ростовской области
Дети с особыми потребностями.
Дети с особыми потребностями – кто они? Они такие обычные и разные, дети одаренные и талантливые от природы, дети, испытывающие трудности в процессе обучения, дети у которых ощутимые проблемы со здоровьем, с нарушениями социального поведения, дети национальных меньшинств, дети из семей с низким социально – экономическим статусом и дети с различными особенностями психофизического развития.
Профессиональный стандарт педагога должен быть направлен на освоение и применение на практике в условиях повседневного учения психолого-педагогических технологий (в основном инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами детей. Это работа не только с одаренными детьми, но и с детьми социально уязвимыми, попавшими в различные жизненные ситуации, с детьми мигрантов, с детьми – сиротами. Так же сюда следует включить детей с особыми образовательными потребностями, аутистами, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, детей с дивиациями поведения, с различными видами зависимости и т.д. Педагогическая поддержка включает в себя создание адекватной среды жизнедеятельности. Так же необходимо выстроить педагогическую модель, которая требуя индивидуального подхода, исключает разобщенности между узкими специалистами и педагогами. В условиях, когда дети с особыми потребностями учатся в общеобразовательной школе вместе с другими детьми обязательно необходимо внедрение инклюзивного обучения. Естественно, при этом сохраняются особые требования к организации предметно – пространственной среды образовательного учения. Поэтому инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с особыми потребностями, но и всей образовательной системы в будущем.
Характерные недостатки развития всех категорий детей с особыми образовательными потребностями проявляются в замедленном и ограниченном восприятии информации, недостаточном развитии тактильных ощущений, и, как следствие, плохая работа мелкой моторики рук. Проблемы с развитием мыслительной деятельности, ведут к снижению речевого развития, и от этого сводится на «нет» познавательная активность таких детей. Особенно заметными становятся пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, об личностных отношениях в повседневной жизни. В конечном итоге встает вопрос о полноценном развитии личности. Эти проблемы можно решать на уроках технологии и на занятиях кружковой работы. Различные виды творческих работ на этих занятиях, - такие как, работа с соленым тестом, вышивка ленточками, бисероплетение, с которыми я работаю уже много лет, дают детям возможность совершенствовать свое развитие.
Самое главное начать специальное обучение на ранних стадиях развития, индивидуализировать обучение в большей степени, чем для нормально развивающихся детей, обеспечить организацию особой образовательной среды. При этом необходимо максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного процесса. В условиях общеобразовательной школы важно скоординировать работу с каждым ребенком по каждому предмету и во внеурочной деятельности. Доказано, что дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же закономерностям, что и их обычные сверстники. Это относится как к развитию познавательной деятельности, так и к развитию ребенка в целом. Анализ имеющегося опыта работы с детьми с особыми познавательными потребностями в условиях общеобразовательной школы позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у них накапливается определенный жизненный опыт, включающий в себя элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально - эстетические впечатления могут стимулировать детей заниматься творческой деятельностью не только на уроках технологии, на занятиях в объединениях дополнительного образования, но и в повседневной жизни в дальнейшем. Труд детей общеобразовательной школы, как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции. В начале каждой работы стараюсь стимулировать детей не только проговаривать, что им рисует их воображение, но и закреплять эмоционально составленную картинку или эскиз на листе бумаги. Это начало большого увлекательного путешествия в огромный мир творческого созидания.
Дети с особыми педагогическими потребностями рассматриваются как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном психолого-педагогическом воздействии в условиях общеобразовательной школы отмечается положительная динамика в развитии детей с особыми потребностями. Огромным потенциалом для развития творческих способностей таких детей обладает кружковая работа, так как на этих занятиях у детей появляется возможность реализовать себя, развить свое творческое воображение, фантазии, мелкую моторику рук, речь, мышление, память, наблюдательность и другие психические функции. Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают в кружковой работе едино, органично, связанные друг с другом.
Знакомство с произведениями искусства, с основами декоративно-прикладного творчества, с изделиями народных мастеров положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе рождения прекрасных изделий. Создание детьми собственных неповторимых произведений дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть они будут не совсем совершенны, но они принесут много радости и творческого удовлетворения детям с особыми потребностями. В процессе творческой работы осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а так же недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Педагогика - наука разносторонняя, многогранная и находит свое применение во всех областях жизнедеятельности человека. Поэтому вполне закономерно появление новых методов и методик педагогики. В последнее время различные арт-педагогики и арт-терапии являются одним из эффективнейших элементов психо-педагогической коррекции и реабилитации детей с особыми потребностями. Они могут оказать педагогу большую помощь в работе с детьми с особыми потребностями в условиях общеобразовательной школы. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт применения арт-терапии в работе с детьми, в том числе с особыми потребностями. Данный метод приобретает особую актуальность в условиях современной системы государственного образования. Сущность арт-педагогики состоит в гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения и всестороннего развития средствами искусства через художественно-творческую деятельность. Арт-терапевтические технологии могут иметь большое значение как одни из форм психического сопровождения и психической реабилитации детей с особенностями развития. В условиях общеобразовательной школы такое взаимодействие оказывает стимулирующее действие, развивает способности к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам. Арт-терапия в учреждениях общего образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Это особенно актуально при работе с детьми с особыми потребностями, она просто незаменима в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Их переживания находят себе путь через художественное изображение, картину вышитую ленточками, слепленную из соленого теста фигурку более непосредственно. Такой вид деятельности прост для восприятия и анализа. Поэтому убеждена, содержание коррекционно-развивающей и психо-коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в общеобразовательной школе средствами искусства должен включать в себя многогранный спектр методов и техник: музыкотерапия, изотерапия, драмтерапия, вокалотерапия, кинезитерапия, библиотерапия и т.д. Давно используемые, не только мной, методы межпредметных связей, в данном случае особенно эффективны. Используя музыку на уроках изобразительного искусства, на занятиях кружковой работы, дети сами отмечают полученное позитивное удовлетворение от работы. Большее значение при этом отдаю классической музыке, расширяя их знакомство с известными произведениями выдающихся музыкантов прошлого и настоящего.
На уроках технологии и на занятиях дополнительного образования, при выполнении творческих работ (лепка из соленого теста, вышивка ленточками, бисероплетение и т.д) сначала у ребенка начинает работать воображение, в уме, дети представляют, «рисуют мысленно», будущую работу даже в цвете. Это потом они, все что придумали, перенесут на чистый лист бумаги, на канву или ткань. В процессе работы через тактильные ощущения, дети будут делать свои ошибки и открытия, формируясь как личность, которую можно и должно уважать. Для этого потребуется много времени. На моей памяти случай, когда для того чтобы из эмоционального, гиперактивного ребенка, начал формироваться ответственный, усидчивый, уравновешенный индивидуум, потребовалось более трех лет.
За время многолетней педагогической деятельности прихожу к выводу, что развитие творческих способностей учеников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники – исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, эстетически красиво, творчески. Знания, умения, навыки полученные детьми в ходе изучения предметной области «Технология» и закрепленные на занятиях кружковой работы в объединениях дополнительного образования, помогают детям обучаться новым навыкам общения, способам саморегуляции и самосовершенствования, умениям анализировать свои возможности, что поможет им в дальнейшем, возможно, сделать правильный профессиональный выбор.