Эссе на тему: «Учителями славится Россия, приносят славу ей ученики».
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.
«Ура! Первое сентября, первый звонок в этом учебном году, волнение и радость от встречи с друзьями, учителями, школой». https://gazetaraduga.ru/pishichitai/ura-pervoe-sentyabrya-pervyy-zvonok-v-etom-uchebnom-godu-volnenie-i-radost-ot-vstrechi-s-druzyami-uchitelyami-shkoloy-15-09-2016.html (Приложение 1).
«Если на вопрос: «Как дела в школе?» Вам ответят: «Не интересно. Скучно». Не верьте этому! У нас, в 8 «А» классе, все наоборот…. Начинается самый интересный урок…». http://usinsk.online/news/23802/ «Вы не верите, что наша школа самая лучшая? Давайте, я вам это докажу!..» https://gugl.ucoz.net/publ/vesti_iz_shkol/mbou_sosh_4_s_uiop/16-3 (Приложение 1).
Эти удивительные слова о школьной жизни написали и пишут мои ученики, обучающиеся в кружке «Школьная журналистика» по программе «Интеллект - класс».
С 2002 года преподаю в классах с углубленным изучением русского языка и литературы, применяю современные образовательные технологии, использую информационные и цифровые образовательные ресурсы. Методическая тема, над которой я работаю – «Ценностный подход в изучении литературы и русского языка». Она предполагает нахождение не только в художественном произведении и русском слове ценностей высшего порядка, но и в разных сферах человеческой жизни (духовной, социальной, морально – эстетической). Ценностный подход положительно влияет на познавательную активность ученика. Задачи формирования и развития ценностного подхода в изучении школьных предметов решаются:
- в процессе восприятия учащимися информации на уроке;
- в процессе применения изученной информации;
- в процессе выполнения творческих, исследовательских заданий.
Решая эти задачи, выполняю педагогическую цель, которая совпадает с основной функцией литературы – силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.
Чтобы повысить познавательный интерес к предмету, создаю «ситуацию успеха» на уроке, выстраиваю траекторию личностного развития каждого ученика. Анализ государственной итоговой аттестации обучающихся в форме ЕГЭ и ОГЭ подтверждает положительную динамику «уровня обученности» и «качества знаний» учащихся по предмету:
- 2016 – 2017 учебный год, ЕГЭ (русский язык, 11 в) - 13 учеников из 23 набрали от 81-98 баллов;
- 2017 – 2018 учебный год, ОГЭ (русский язык 9 а) – 23 ученика из 24 - «отлично»; 1- «хорошо».
По мере изучения предмета, накопления знаний у учащихся развивается интерес, повышается мотивация в изучении профильного предмета. Это достигается через создание оптимальных условий для формирования познавательной активности и интеллектуального развития школьников, участие в муниципальных, республиканских и Всероссийских олимпиадах. Каждый учебный год мои воспитанники являются победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. В 2014 году – призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (11 класс). В 2016 году – победитель «Первой Всероссийской Школьной Олимпиады» по русскому языку (10 класс); в 2018 году – победитель и призер муниципального этапа республиканской олимпиады по Коми литературе (9 класс). В 2018 -2019 учебном году – 1 победитель, 5 призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. (Приложение 2)
С целью развития познавательного интереса у учащихся к предмету принимаем активное участие в ежегодных дистанционных олимпиадах по русскому языку и литературе («Русский медвежонок», «Videouroki», «Инфоурок», «ФГОС тест», «Ростконкурс», «Олимпис», «Лига эрудитов»), являемся победителями и призерами. (Приложение 3).
Современный заказ государства школе обязывает учителя работать над формированием мировоззрения ученика и его адаптации в социуме, осознанного выбора профессии. Использование современных образовательных технологий способствует формированию новых компетенций учащихся, саморазвитию и самореализации личности ученика, развитию исследовательских умений. В течение учебного года учащиеся занимаются исследовательской работой. В классах с углубленным изучением русского языка и литературы такие работы готовят все учащиеся, защищают в классе. Лучшие презентации, проекты и исследовательские работы выставляются на муниципальный, региональный и Всероссийский уровень (Приложение 4,5):
-победители муниципального конкурса видеосюжетов «Будьте здоровы» https://www.youtube.com/watch?v=W5Um_WcJUKM;
-победители муниципальной эстафеты «Частицу сердца – в добрые дела» https://vk.com/club_dd2015 ; https://vk.com/album-79205209_204992125;
- призер республиканского дистанционного конкурса презентаций «5 нельзя»;
- участники общероссийского конкурса «Здоровые дети – здоровое будущее»;
- призеры Всероссийского конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Литературная Республика Коми» https://proshkolu.ru/user/ZagorodnevaIrina/; https://nsportal.ru/irina-petrovna-zagorodneva; https://www.youtube.com/watch?v=RYb__klsvyI;
-победители муниципальной научно – практической конференции «Юные исследователи Усинска», направление «Краеведение»; «Русский язык».(Приложение 6).
- призер VI Республиканской межшкольной учебно – исследовательской конференции учащихся общеобразовательных учреждений Республики Коми «Первые шаги».
Моя работа направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации деятельности учащихся за рамками школьной программы. Она сближает учителя и ученика, позволяет ребятам попробовать свои силы в разных областях деятельности и оказаться в «ситуации успеха» (Приложение 7):
- победители муниципального конкурса стихов «Строкою Пушкина воспето» https://vk.com/nastroiteleyusinsk?z=photo291883733_401915308%2Falbum291883733_00%2Frev;
- победители открытого Республиканского фестиваля детского творчества «Еджыв войся» в номинации «Художественное слово»;
- республиканский лауреат Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» http://www.усинск-обр.рф/novosty/2019-03-07/itogi-municipalnogo-etapa-vserossiyskogo-konkursa-yunyh-chtecov-zhivaya-klassika ;
- победитель литературного конкурса «Один день войны», СМИ «Усинская Новь»;
- победители муниципального конкурса творческих работ (эссе) в рамках «Недели науки и техники», этапа Межрегионального конкурса «Я гражданин России» и конкурса стихотворений и сочинений «Слово о крае родном», посвященного 35 – летию г. Усинска http://www.усинск-обр.рф/novosty/2018-12-20/seminar-dlya-uchiteley-russkogo-yazyka-i-literatury.
Разнообразная внеклассная деятельность кружка «Школьная журналистика» способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. (Приложение 8). Занятия кружка ведутся в системе, создана программа. Интерес к внеклассной работе поддерживается не только содержанием мероприятий, но и их формами и видами. Это способствует самореализации ученика. Повышается его самооценка, уверенность в себе и свои силы. http://usinsk-novosti.ru/. Участие в различных мероприятиях дают ребятам возможность выбрать индивидуальный вид деятельности. https://multiurok.ru/album/klassnaia-shkolnaia-zhizn-uchenkov-mbou-sosh4-s-uiop-g-usinska-klassnyi-rukovoditel-zagorodneva-i-p.html .
Мы публикуем в Республиканских, муниципальных, школьных газетах и журналах истории, рассказывающие о нашей «классной» жизни https://gazetaraduga.ru/tvoe-mnenie/chto-dlya-tebya-znachit-sluzhba-v-armii-05-03-2016.html. Мы пишем о том, что делаем, с каким интересными людьми встречаемся. Создаем сценарии мероприятий и сами их проводим https://www.myusinsk.ru/ , приглашая одноклассников и наших друзей ОО «Союз ветеранов Афганистана» г. Усинска (Приложение 9). Проводим экскурсии (очные и заочные) для жителей «Республиканского Усинского дома – интерната для престарелых и инвалидов».
Поздравляем с праздниками всех жителей доброго Усинска и, конечно, наших дорогих мам https://www.youtube.com/watch?v=jCO1uWiPeFY и говорим о нашей любви к родной земле https://www.youtube.com/watch?v=_WhWsZ4m5Ag .
Участие в различных видах внеклассной работы обогащает личный опыт ученика, формирует необходимые практические умения и навыки (Приложение 9) https://vk.com/id86582800 .
Мы участники «Российского движения школьников» https://vk.com/rdshschool4. В 2019 году – победители муниципального конкурса «Больше изданий разных» среди пресс центров образовательных организаций в рамках работы местного отделения ООГ ДЮО «Российское движение школьников» «Грани пера» ; участники муниципального этапа Республиканского конкурса «Лидер – 21 века» (Приложение 10); победители муниципального турнира «Своя игра» https://vk.com/school4usinsk?w=wall-179779570_13 (Приложение 11).
Формирование коммуникативных навыков, умение психологически комфортно чувствовать себя в любой аудитории помогут учащимся максимально реализовать себя в будущей профессии. В этом учебном году стали школьными победителями классного проекта «Профессии, которые мы выбираем» и оформили школьный стенд (Приложение 11).
Мои воспитанники, пишу об этом с большой гордостью, стали победителями муниципального конкурса «Патриот года», награждены «Премией руководителя администрации муниципального образования городского округа Усинск» «Успех». В 2017 году два ученика прошли республиканский отборочный тур одаренных учащихся в МДЦ «Артек» Республика Крым, и там они проявили свою активную жизненную позицию – приехали с дипломами и грамотами; в 2019 году – победитель конкурса «Каникулы с ЛУКОЙЛом» (Приложение 12).
На протяжении многих лет, являюсь классным руководителем, теперь уже 11а класса. Родители моих воспитанников стали верными помощниками и друзьями (Приложение 13). Мы активные участники Всероссийского патриотического проекта «Бессмертный полк», «Служить России суждено тебе и мне…»; победители муниципального проекта «Помнить и гордиться»; победители муниципального конкурса «Класс года». (Приложение 13)
Уроки, занятия в кружках, родительские собрания, активное участие во всевозможных олимпиадах, конкурсах, мероприятиях – это… и есть школьная жизнь. Школа – это корабль. Летит он вперед, разрезая потоки водной глади, и лишь время меняет его паруса: «Детство», «Отрочество», «Юность». А мы, учителя, стоим у штурвала этого удивительного корабля и направляем его к счастью, добру и любви, ведь «…учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле!». (Р. Рождественский).
- Мне нравится (4)