роль классической музыки в экологическом воспитании

Мринская Наталья Викторовна

Материал для педагогов, которые интересуются экологическим воспитанием детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya1.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Роль классической музыки в экологическом

 воспитании дошкольников»

Экология-это слово мы слышим ежедневно по многу раз. Но что же это такое?.....Определений термина экология существует великое множество, мне бы хотелось в данном контексте выделить высказывание В.А. Радкевича, данное им еще в  1977 году, что «Современная экология изучает жизнь, интегрированную в биологические макросистемы более высокого ранга, чем организм... Экология - это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека».

Экология стала наукой, которая должна помочь планете Земля выжить.

А для этого с раннего детства необходимо воспитывать экологическое сознание человека.

Н. Ф. Реймерс так  определяет экологическое сознание: «Экологическое сознание — глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека».

Огромную роль в связи с этим имеет экологическое воспитание, и в частности экологическое воспитание дошкольников.

 Экологическое воспитание дошкольников  — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

“Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” писал В.Сухомлинский.  Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.

Выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека». Также Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. Музыка в огромной мере способствует развитию и формированию эстетического чувства ребенка, она обогащает его эмоциональную сферу, учит тонко чувствовать и сопереживать. Красота природы, воспетая в музыке, задевает самые тонкие струны души, оставляя в сердце неизгладимый след. Все это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры.  

В нашем дошкольном учреждении давно и целенаправленно ведётся работа по экологическому воспитанию. В ней активно принимают участие все педагоги ДОУ: воспитатели, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог и конечно же музыкальный  руководитель.

Если на музыкальных занятиях в младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием слушают песенный репертуар о знакомых им животных-кошечке, собачке, зайчике, мишке, стараются подражать их голосам ( мяукают как котёнок и кошка, гавкают как щенок и большая собака…), движениям ( ходят тяжело, в перевалочку как мишка, весело скачут как озорной  зайка,  легко и игриво бегают как лисичка) при этом дети используют опыт полученный на занятиях в других видах деятельности ( чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций в группе с воспитателями , просмотр видео сюжетов и мультфильмов в детском саду и дома, экскурсии и наблюдения в живую природу….. ).    

В работе с детьми старшего дошкольного возраста интересно использование классического музыкального репертуара.

Слушая, например, пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» ребёнок вспомнит как много пользы приносит эта маленькая птичка окружающей природе, как необходимо заботиться о ней…. Слушая пьесу Майкапара « Мотылёк» ребёнок вспомнит как красив он, сидящий на прекрасных  летних цветах и ему не захочется его погубить  и уничтожить эту красоту….Танцуя под «Осеннюю песню» Чайковского с осенними листьями на празднике « Осени»,  ребёнок глубже проникнется красотой осенней природы родного края. Слушая произведения  Сен-Санса из музыкальной сюиты « Карнавал животных» ребёнок вспомнит, что необходимо оберегать  редких животных, которых так мало осталось в природе...Вслушиваясь в волшебную музыку Свиридова из цикла « Весна», малыш задумается нужно ли ломать ветви распускающейся вербы, ведь в ее тени птица может свить гнездо и вывести птенцов, а весенний подснежник так красив и хрупок…..Выполняя танцевальные импровизации под музыку Римского-Корсакова « Море» ребёнок проникнется силой и мощью водной стихии и может почувствовать как хрупок природный баланс и его нарушение может грозить огромной бедой целым народам….

Неоценима роль  в данном процессе педагога, умение направить мысли ребёнка в нужное русло, обратить внимание на отдельные моменты, зрительные ассоциации, умелое использование художественного слова ,примеры из личного опыта воспитанника, умело придуманный рассказ все это помогает глубже понять и прочувствовать то, что отобразил композитор в музыке.

         При этом может быть использован предыдущий опыт детей , как например перед слушанием отрывков из сюиты Камиля Сен-Санса детям мог быть предложен для  просмотра  видеосюжет о животном, беседа об увиденном, чтение худ. литературы, а потом предлагалось послушать музыку и высказать своё мнение об услышанном, о средствах музыкальной выразительности….. А в отдельном случае, как например при слушании пьесы « Кукушка в глубине леса» из той же сюиты, дети вначале слушали пьесу, высказывали о ней свои мнения, при этом интересны были различные предположения типа: « мне слышится что-то знакомое…», « …о, я слышал такое сегодня утром…», а затем только педагог читал проникновенное стихотворение Благининой «Кукушка»:

Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку —
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:

«Ку-ку!»

То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое

«Ку-ку!»

Чуть пахнет перегретой смолкой.
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю

«Ку-ку, ку-ку!»

И пожалуй здесь, как нигде, проявлялся синтез искусств-мелодия прекрасной пьесы и поэтическая мелодика художественного слова….

Неожиданно новый смысл может получить слушание пьес композитора П.И. Чайковского «Новая кукла», « Болезнь куклы», « Смерть куклы», если предложить ребёнку представить на месте куклы своего любимого питомца котёнка  ,щенка, хомячка… Слушание, особенно снабжённое фотоизображениями становится просто эмоциональным шоком….  Дальнейшая беседа о причинах повлекших за собой болезнь, а затем возможно и гибель любимца подтолкнёт детей к желанию не просто развлекаться с питомцем, а и грамотно заботиться о нём. И я уверена, что ребёнок, получивший такую эмоциональную встряску, став взрослым никогда не возьмёт ружье и не пойдёт убивать бездомную собаку, не выкинет с балкона беззащитного котёнка, а став взрослым примкнёт к активным защитником животных и примет участие в акции « Усы, лапы, хвост», в которой ежегодно участвуют педагоги и родители нашего ДОУ.

Иногда экологическая тематика возникает как-то сама собой из повседневного общения с детьми. Вспоминается такой случай из моей практики. К юбилею композитора С.Прокофьева мы с детьми просмотрели мультфильм-сказку по мотивам музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк». Обговорили услышанное, обсудили значение различных муз. инструментов для изображения того или иного персонажа. И тут возник вопрос о дальнейшей судьбе бессовестного волка…. Кто-то из детей предположил, что охотники отправили его в зоопарк, кто-то вообще предложил более радикальный метод…..И тут я задала детям провокационный вопрос: « А как жить хищному зверю, если он кроме как мясом питаться ничем не может, если он не будет охотиться, то он просто умрёт с голоду… Как быть? И вообще так ли хорошо жить вольному зверю в зоопарке….» Дети предлагали различные варианты( изготавливать для хищников специальный корм, организовать для хищных зверей заповедники, и.т.д.)  Честно сказать вопрос так и остался открытым, но это можете быть и хорошо, что классическая музыка заставила ребёнка задуматься, поставила проблему над которой над которой нужно «поработать»….

В нашем ДОУ доброй традицией является проведение интегрированных экологической занятий  различной тематики и здесь классическая музыка является «главнейшим из искусств…». Например при проведении занятия на тему «Зима хрустальная», воспитанники наслаждались музыкой П.И. Чайковского при рассматривании картин русских художников, подгруппа девочек подготовительной группы поразила всех прекрасным танцем с белоснежным полотном под музыку композитора Г. Свиридова « Метель», а затем каждый ребёнок на круге нарисовал прекрасную снежинку(часть этой метели) и помогла ему в этом пьеса композитора Стоянова « Снежинки». В заключении каждый ребёнок стал частью зимней метели и ещё раз смог покружиться под прекрасную, завораживающую музыку П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета « Щелкунчик».

Особое место в работе нашего ДОУ занимают экологические праздники, тематика их различна: это и путешествие по великой русской реке Волга, и прогулка по экологической тропе детского сада с заходом в отель для насекомых, птичью столовую, цветочную полянку, метеостанцию…..Особенно любим детьми «Праздник русской берёзки», когда все воспитанники от мала до велика наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы, поют песни о символе русской земли берёзке. И здесь нам тоже помогает любимая классическая музыка. Что может быть прекраснее, чем танец цветов из балета П.И. Чайковского « Щелкунчик» в исполнении подгруппы девочек, исполнив который они просят ребят не рвать и не топтать их, а любоваться их красотой. Когда дети слышат вступление к пьесе « Баба Яга» композитора М.Мусоргского они уже ждут появления этого сказочного персонажа и конечно немного волнуются, что сегодня преподнесёт им коварная старушка. А как смело сражаются с ней мальчики-богатыри под музыку М.И. Глинки из оперы « Руслан и Людмила».

На ставшем традиционным для нашего сада празднике «День Нептуна» владыка морей появляется под музыку великого русского композитора Римского-Корсакова, он призывает детей заботиться и охранять богатства мирового океана, а танец с рыбками, исполненный детьми средней группы под музыку Сен-Санса « Аквариум» как нельзя лучше сочетается с происходящим действием. Маленькие рыбки тоже призывают детей беречь и охранять их среду обитания. Маленькие Русалочки, исполнив свой танец под музыку Римского-Корсакова из музыкальной сюиты « Шехеразада» просят помочь им очистить морской пролив от скопившихся там пластиковых бутылок и напоминают , что пластик в природе разлагается в течение сотен лет и от бутылок, которые они выкинут сейчас пострадают не  только их внуки, но и правнуки…

Д. Б. Кабалевский утверждал: «Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран»

Посредством музыки воспитываются  положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.

«Воспитание дошкольника средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет своей актуальности.