Психологические особенности образа "Я" подростка

Двирная Ольга Владимировна

 

Многие подростки в 11 лет начинают задумываться о своем образе и том, какими видят их окружающие. Этот вопрос все решают по-разному:

  • Одни говорят: «Мне все равно, что думают другие. Я буду таким, как есть»; зачастую отказываются принимать оценки и жизненный опыт родителей верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
  • Другие — это подростки, которые подчас чрезмерно демонстрируют свой образ «Я» (рисуют татуировки на теле, цепляют на кожу металлические украшения); стремятся получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности; характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
  • Есть те, кто придерживается «золотой середины». Они адекватно оценивают то, что происходит в их жизни в текущий момент, и стремятся отразить реальное состояние в своем образе «Я». С помощью деталей цвета, аксессуаров, они аккуратно передают окружающим информацию о себе; обладаю харизмой (внутренним личным обаянием); умеют вести грамотную, интересную беседу, без слов паразитов, умеют культурно вести себя в обществе; у них есть свой план/расписание, свой режим дня; они ведут здоровый образ жизни.