Эссе «Человек, как жертва неблагоприятных условий социализации»
Социализация некоторых людей в обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных тревожных, опасных ситуаций, оказывающих влияние на развитие и становление личности человека. Поэтому мы, педагоги и другие специалисты, все чаще сталкиваемся с появлением целых групп людей, становящихся или испытывающих угрозу стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
Актуальность данной проблемы в радикальных переменах в социальной, политической и экономической жизни общества под влиянием информатизации. Меняется время, меняются взгляды на жизнь, установки и ценности. В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, названными учёными информационным обществом. Данное общество требует новых технологий. Однако сами технологии не всегда оказывают непосредственное воздействие на социальную сферу, включая образование. Более важными оказываются изменения, инициируемые ими в обществе и влияющие на сферу образования. Образование в Информационном обществе перестаёт быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится приспосабливающимся под условия общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_sotsializatsiya.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Человек, как жертва неблагоприятных условий социализации
Автор:
Педагог-психолог
А.А. Сидорова
Содержание
- Введение 3
- Этапы социализации 3
- Внутриличностный конфликт? 4
- Современность и ее проблемы 6
- Заключение 7
- Список литературы 8
Введение
Социализация некоторых людей в обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных тревожных, опасных ситуаций, оказывающих влияние на развитие и становление личности человека. Поэтому мы, педагоги и другие специалисты, все чаще сталкиваемся с появлением целых групп людей, становящихся или испытывающих угрозу стать жертвами неблагоприятных условий социализации.
Актуальность данной проблемы в радикальных переменах в социальной, политической и экономической жизни общества под влиянием информатизации. Меняется время, меняются взгляды на жизнь, установки и ценности. В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, названными учёными информационным обществом. Данное общество требует новых технологий. Однако сами технологии не всегда оказывают непосредственное воздействие на социальную сферу, включая образование. Более важными оказываются изменения, инициируемые ими в обществе и влияющие на сферу образования. Образование в Информационном обществе перестаёт быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится приспосабливающимся под условия общества.
Этапы социализации
На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека более вероятно в современном мире.
Когда будущая мать вышивает свое дитя в утробе,она должна неукоснительно помнить о том, что теперь она ответственна за жизнь будущего ребенка, т.к. нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда- все это факторы риска, которые закладывают в будущего человека ситуацию неуспеха в жизни.
В дошкольном возрасте имеются факторы, которые также отрицательно влияют на формирование установок и ценностей: болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети.
Далее ребенок идет в школу и отрицательная социальная среда в его взрослении является основой в трудностях формирования характера, это: аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.
Ребенок растет и вступает в пубертат. Физиологические изменения в организме, гормональные взрывы вызывают внутриличностный конфликт. Пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей- это те факторы, которые усугубляют конфликт внутри ребенка.
Сложности социализации в ранней юности могут выражаться в таких аспектах, как: антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы.
В данной возрастной категории человек имеет риск стать активным пользователем данных аспектов: пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.
Внутриличностный конфликт?
Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.
Таким образом, становится абсолютно очевидно, что в процессе социализации заложен внутриличностный конфликт, неразрешимый конфликт между человеком и обществом, а вернее. Между стремлениями человека и процессом социализации в целом.
Человек, адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться, как жертва социализации, но и тот, кто, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом (инакомыслящим).
В любом обществе, при любом менталитете существуют оба типа жертв социализации. Но следует помнить, что человек не остается пассивным в процессе социализации, он проявляет определенную активность.- он может быть объектом и даже жертвой. Но человек может почувствовать или осознать необходимость или желание изменить что-либо в себе для того чтобы стараться соответствовать ожиданиям и требованиям хотя бы близкого круга людей, как позитивным, так и негативным. Может противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы, встающие перед ним возрастные задачи. Человек может научиться прогнозировать, избежгть или преодолевать те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации, профилактировать это отрицательное явление. Это значит стараться приблизить свой образ РЕАЛЬНОГО-Я –такого, каким он видит себя в данный период времени, к образу ЖЕЛАЕМОГО-Я – такого, (каким он хотел бы себя видеть. Все в руках человеческих, потому как в процессе социализации человек так или иначе самоизменяется. Самоизменение в его лучшем смысле- процесс и результат осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать другим.
Здесь следует отметить, что усилия могут быть направлены на изменение: внешности и физических качеств; личностных свойств; интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.); поведенческих сценариев; образа и (или) стиля жизни; отношения к себе (самооценок), отношения с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения - картины мира), отношения с миром.
Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы. МЫ НЕ МОЖЕМ ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАТЬ!!! Самоизменение может иметь характер: самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т.д.; самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств; саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств (результат -алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная деградация).
Современность и ее проблемы
Жертвы неблагоприятных условий социализации в практике социально-психологической работы на протяжении длительного времени успешно функционируют специальные учреждения для содержания, лечения и реабилитации инвалидов, воспитания сирот, изоляции и перевоспитания правонарушителей и т. д. Широкое распространение получили различного рода системы социальной защиты и поддержки нуждающихся людей. Однако за последние десять лет стали появляться новые группы людей, которые привлекают внимание социальных работников. Эти группы людей следует рассматривать как жертв неблагоприятных условий социализации. В каждом обществе социализация человека проходит в разных условиях, которые содержат в себе различного рода опасности, оказывающие отрицательное влияние на развитие человека. В связи с этим возникают целые группы людей, которые становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации. Жертв неблагоприятных условий социализации можно условно разделить на реальные, потенциальные и латентные. К реальным жертвам неблагоприятных условий социализации можно отнести инвалидов, беспризорных и безнадзорных людей, детей-сирот, люди отбывающие наказания в местах лишения свободы и т.д. Потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать мигрантов, детей из семей с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями, представителей инонациональных групп, которые проживают в местах проживания другого этноса и т.д. Ярким примером латентной жертвы являются высокоодаренные люди. В зависимости от того насколько благоприятны условия социализации, «гениальность» людей развивается в той или иной степени. Тем самым большинство одаренных людей теряется на жизненном пути т.к. условия их социализации оказались недостаточно благоприятными, и их одаренность не смогла полноценно развиваться. Как правило, такие люди даже не догадываются о своих потенциальных возможностях, по этой причине их и относят к латентному виду жертв неблагоприятных условий социализации. От этого зависит способность личности преобразовывать свой внутренний мир, переосмыслять свое существование, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность существования в изменившихся условиях [1: 142]. Конечно, одной из важнейших задач всех социальных наук является анализ процесса социализации человека, рассмотрение всех факторов социализации, определение отрицательных и положительных возможностей социализации и поиск способов усиления позитивного и компенсации отрицательного влияния социализации [2: 96].
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод, что социализация человека неразрывно связанна с многочисленными факторами, группами, организациями и осуществляется с помощью ряда механизмов. Их место и роль, которую они выполняют в процессе социализации, с одной стороны дополняют друг друга, с другой стороны в какой-то степени противоречат друг другу. Все это обусловливает определенный уровень автономности человека, который необходим для формирования личности той, которая способна самостоятельно мыслить и принимать решения, сопротивляться внешнему давлению. Социализация - это процесс становления личности. Становление личности зависит от условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому обучающий процесс в школе предусматривает социализацию личности школьника.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Современная школа является одним из проводников, который формирует социализацию. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на будущую ситуацию успеха ребенка.
Педагоги рассматривают все средства социализации- элементы окружающей среды, которые оказывают позитивное воздействие и проявляют себя на всех этапах обучения.
Также является средством институт социализации: семья, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой информации, отношения между людьми.
В этом гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена" [2].
Список литературы:
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов; под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000.
- Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351.
- Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учеб. пособие для студентов; под ред. В.С. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ», 2003.
- Мне нравится (1)