Театр-студия для несовершеннолетних группы риска
Особую роль организация досуга играет в жизни детей и подростков. Досуг для них – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Правильно организованный досуг является целым социальным институтом, который выполняет ряд определенных функций и способствует успешной социализации детей и подростков.
Такая форма организации досуга как театрализованная деятельность в условиях социально-реабилитационного центра становится дополнительной возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности.
Таким образом, использование театрализованных форм организации досуга в деятельности социально-реабилитационного центра создаёт условия для успешной социализации воспитанников, усиливая их адаптационные способности, способствует формированию продуктивной коммуникации, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности от участия в социально значимой деятельности.
Уважаемые коллеги! В прикрепленном файле для обсуждения предлагается работчая программа театра-студии "Феникс", реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_feniks.docx | 494.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБУ НСО «Центр «Виктория» _________З.И. Хихлова «10» апреля 2020 г |
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание и организация деятельности театра-студии «Феникс»
для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом,
и несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению»
(рабочая программа реализации мероприятия 2.4.10 РКМ-12)
Научный руководитель:
Чернухин Валерий Алексеевич, доцент кафедры естественнонаучного образования НИПКиПРО
Авторы-составители:
Хихлова Зинаида Ивановна, директор «Центра «Виктория»
Никитина Диана Евгеньевна, заместитель директора по ВРР
Белькова Елена Владимировна, методист
Новосибирск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………..…..………...………… | 3 | |
1.1 | Актуальность реализации проекта …………….………... | 3 | |
1.2 | Цель и задачи реализации проекта ……………………….. | 3 | |
1.3 | Описание целевой группы…………………………………. | 4 | |
1.4 | Основные этапы реализации проекта ……………………. | 4 | |
1.5. | Алгоритм получения услуг …………………………….…. | 4 | |
1.6. | Описание технологий и методик работы с целевой группой…………………….. | 4 | |
1.7. | Материально-техническое обеспечение реализации проекта ……………………..…. | 5 | |
1.8. | Мониторинг эффективности реализации проекта………. | 5 | |
1.9. | Планируемые результаты реализации проекта …………. | 5 | |
2. | КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……….... | 7 | |
3. | КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ …………… | 8 | |
4. | ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………..….. | 9 | |
5. | ПРИЛОЖЕНИЕ:ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ(методики для мониторингарезультативности реализации проекта) ………………………….. | 11 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность реализации проекта
Особую роль организация досуга играет в жизни детей и подростков. Досуг для них – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Правильно организованный досуг является целым социальным институтом, который выполняет ряд определенных функций и способствует успешной социализации детей и подростков [1].
Такая форма организации досуга как театрализованная деятельность в условиях социально-реабилитационного центра становится дополнительной возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности.
Таким образом, использование театрализованных форм организации досуга в деятельности социально-реабилитационного центра создаёт условия для успешной социализации воспитанников, усиливая их адаптационные способности, способствует формированию продуктивной коммуникации, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности от участия в социально значимой деятельности.
1.2. Цель и задачи реализации проекта
Основная цель реализации проекта: организация досуговой развивающей деятельности несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и преступлений.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- отвлечь воспитанников от асоциальной среды;
- раскрыть индивидуальные способности воспитанников, в т.ч. эмоционально-образное восприятие окружающего мира;
- обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося;
- скорректировать ценностные установки у воспитанников;
- развить навыки продуктивного общения;
- восстановить статус подростка в социально положительной среде.
1.3. Описание целевой группы
В деятельности театра-студии принимают участие воспитанники Центра «Виктория», находящиеся в условиях стационара – несовершеннолетние, склонные к противоправному поведению, находящиеся в конфликте с законом.
1.4. Основные этапы реализации проекта
- Подготовительный (мотивационный) этап: мотивация воспитанников на дальнейшее участие в студийной деятельности.
- Основной этап: организация участия воспитанников в групповых и индивидуальных занятиях театра-студии.
- Заключительный этап: проведение сценических выступлений.
1.5. Алгоритм получения услуг
- Поступление несовершеннолетнего в Центр на стационарную форму обслуживания.
- Выбор в качестве формы досуговой занятости участия в работе театра-студии.
- Участие в групповых и индивидуальных занятиях театра-студии.
- Участие в составе коллектива воспитанников в итоговом сценическом выступлении.
1.6. Описание технологий и методик работы с целевой группой
В рамках организации деятельности театра-студии используются следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:
- педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:
- групповые технологии;
- технологии индивидуального обучения;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии;
- проблемное обучение.
При организации деятельности театра-студии используются разнообразные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения);
- проектный (подготовка каждого сценического представления – это реализация коллективного творческого проекта).
1.7. Материально-техническое обеспечение реализации проекта
Возможности учреждения позволяют формировать развивающую предметно-пространственную среду театральной студии, спроектированную с учетом принципов многофункциональности, динамичности и безопасности.
Для эффективной реализации проекта и поддержания развивающей предметно-пространственной среды, в рамках реализации регионального комплекса мер (далее РКМ), планируется приобретение оборудования, которое обеспечит более эффективную реализацию проекта.
В соответствии с техническим заданием РКМ запланировано приобретение комплектов декораций, театральной ширмы, игрового инвентаря и театральных костюмов.
Все это способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей, а также развитию мимики и жестов, развитию выразительности речи, удовлетворению потребности детей в движении и позволяет ребенку самореализоваться в различных видах театральной деятельности.
1.8. Мониторинг эффективности реализации проекта
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность реализации проекта. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня социальной активности воспитанника.
Основными формами подведения итогов реализации проекта являются подготовка сценического выступления, участие воспитанников театра-студии в мероприятиях, проводимых Центром.
Методами мониторинга являются педагогическое наблюдение, социометрия. Программой реализации проекта предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, формированием социальных компетенций.
Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогам, занятым в организации деятельности театра-студии лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группах, выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива воспитанников, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
1.9. Планируемые результаты реализации проекта
1.9.1. Планируемые результаты реализации проекта для учреждения
- Обеспечение организационных, кадровых и ресурсных основ выполнения мероприятий;
- Формирование методических основ для выполнения мероприятия, включая описание новых технологий механизм их применения;
- Внедрение в деятельность организации инновационной технологии вовлечения в продуктивную социально значимую деятельность несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению, через организацию театра-студии «Феникс»;
- Создание условий для успешной социализации и ресоциализации несовершеннолетних целевой группы, развитие у них нравственных качеств, приобретение навыков социально одобряемых форм взаимодействия в социуме;
- Оказание реабилитационной помощи посредством включения в предлагаемые виды продуктивной социально значимой деятельности не менее 70 несовершеннолетних ежегодно;
- Вовлечение целевой группы в добровольческое движение по показу спектаклей социально уязвимым группам населения в больницах, домах престарелых, реабилитационных центрах;
- Размещение в средствах массовой информации и на официальном сайте организации информации о ходе реализуемого мероприятия.
1.9.2. Планируемые результаты реализации проекта для воспитанников
Успешная реализация проекта обеспечит достижение каждым воспитанником следующих результатов:
- Личностные результаты:
- развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к взаимодействию в коллективе театральной студии»;
- развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к творческой деятельности»;
- Метапредметные результаты:
- формирование способности выбирать социально приемлемые целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к окружающим людям;
- развитие умений реализовывать собственные творческие идеи на практике;
- Предметные результаты:
- повышение уровня освоения предметных знаний (сценическая речь, сценическое движение, театральная игра, актерское мастерство);
- повышение уровня сформированности предметных компетенций (умений применять полученные знания в социальной практике).
2. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект, в соответствии со сроком нахождения несовершеннолетних на стационарном обслуживании, реализуется для каждого воспитанника в течение 2 месяцев (9 недель). Для каждой группы воспитанников проводится одно двухчасовое занятие в течение недели и, соответственно, – девять учебных занятий в течение всего срока пребывания воспитанников в учреждении.
Неделя пребывания воспитанника в Центре | Занятие | Содержание |
1 | 1 занятие | Вводное занятие. Инструктаж. Мотивация. Выбор темы. Сценарий. |
2 | 2 занятие | Сценическое движение, сценическая речь, театральная игра (теория) |
3 | 3 занятие | Сценическое движение, сценическая речь, театральная игра (практика на основе сценария) |
4 | 4 занятие | Сценическое движение, сценическая речь, театральная игра (практика на основе сценария) |
5 | 5 занятие | Промежуточная репетиция |
6 | 6 занятие | Творческая мастерская (практика на основе сценария) |
7 | 7 занятие | Актерское мастерство (теория и практика) |
8 | 8 занятие | Генеральная репетиция |
9 | 9 занятие | Сценическое выступление |
3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В содержание занятий включены элементы следующих тематических блоков: сценическое движение, сценическая речь, театральная игра, актерское мастерство.
Основной формой организации деятельности театра-студии является групповое занятие. В то же время, в рамках реализации проекта предусмотрено вариативное использование и других форм организации:
- игра;
- диалог;
- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.
- слушание;
- созерцание;
- импровизация;
- лекции;
- тренинги;
- репетиции;
- индивидуальные занятия;
- занятия малыми группами (по 3-5 человек);
- репетиции;
- театральные выступления.
4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 2011.
- Апатенко С.Н. Современная образовательная среда и здоровье обучающихся. // Внешкольник. – 2017. – № 9. – С. 12.
- Богатырев В.А., Тришин В.А. Воспитание личности участников студии. – М., 1998.
- Боровиков Л.И. Искусство обучения. Введение в дидактику дополнительного образования детей: методическое пособие / Л.И. Боровиков ; Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2013.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,2001.
- Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Дорфман Л. Эмоции в искусстве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.
- Кадырова Е.П. Современные проблемы педагогической науки и образования. // Успехи современного естествознания. – 2018. – № 3 – С. 69-71.
- Кон И.С. Психология ранней юности. – Москва: Просвещение, 1989.
- Конвенция о правах ребенка // Советский журнал международного права. – 1991. – № 2. – с. 151-171.
- Малахова Н.Н. Заглянуть за горизонт… Рождение открытого занятия : методическое пособие для педагога-практика. – Новосибирск, Издательство НИПКиПРО, 2013.
- Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся и студентов. – Москва: Просвещение, 1990.
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам :[Текст] : Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г., № 196, зарегистрирован в Минюсте РФ 29 ноября 2018 г., № 528310) // Российская газета. – 03.12.2018 (https://rg.ru/2018/12/03/minprosvescheniya-prikaz-196-site-dok.html).
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 (Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования). // Вестник образования. – 2011. – № 11. – С. 4-19.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – Москва, 2000.
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. / В.М. Полонский. – Москва: Высшая школа, 2004.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей» // Федеральный центр образовательного законодательства. – 2014. (http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=3569&q= ).
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – Москва: АРКТИ, 2008.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2018.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2014.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник образования. – 2013. – № 5-6. Март, 2013.
- Чернухин О.А. Деятельность многопрофильного учреждения дополнительного образования детей как механизм профилактики правонарушений несовершеннолетних. / Воспитание: традиции и перспективы (к 40-летию кафедры педагогики и психологии ИИГСО): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках V Сибирского педагогического семинара (г. Новосибирск, 17-19 марта 2010 г.) в 2 т. – Т. 2. – Новосибирск: издательство НГПУ, 2010. – 396 с. – С. 367-371.
- Чернухин О.А. Образовательные программы: обновление подходов к классификации в условиях реализации требований ФГОС. // Внешкольник. – 2014. – № 2. – с. 35-39.
- Чернухина И.В. Авторские стихи на уроках биологии, химии и экологии. – (библиотечка творческих идей: Естественнонаучное образование. Выпуск 35). – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2001.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2017.
- Шарапова Е.М. (Андреева Е.М.) Развитие эмоциональной сферы младших школьников как аспект реализации гуманистической парадигмы в образовании. / Парадигмы образования. Материалы научной сессии в рамках конференции 26 апреля 2006. – Ижевск: УдГУ, 2006 г. – С. 49-51.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – Москва: МОДЭК, 2014.
- Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: пособие для педагогов. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011.
5. ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностический инструментарий
(методики для мониторинга результативности реализации проекта)
Личностный результат 1: развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к взаимодействию в коллективе театральной студии»
1 – низкий уровень развития параметра. Не принимает участия в коллективной работе; не может определиться – зачем ему это надо; присутствует больше как наблюдатель.
2 – средний уровень развития параметра. Стремится выделиться среди других; часто стремится к совместной деятельности ради общения с друзьями и самовыражения.
3 – высокий уровень развития параметра. Участвует в коллективной творческой деятельности, потому что получает от этого удовольствие; активно стремится к совместной работе, может возглавить творческую группу и обучать других.
Личностный результат 2: развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к творческой деятельности»
1 – низкий уровень развития параметра. Находится на занятиях без желания; не проявляет старательность, работу не доводит до конца; берется за работу с желанием, но не доводит до конца; редко, под влиянием внешних факторов проявляет интерес к деятельности.
2 – средний уровень развития параметра. Участвует в работе, пытается справиться с трудностями, но не всегда хватает для этого знаний и умений; работает добросовестно, ждет одобрения со стороны педагога; регулярно стремится к творческой деятельности, старается хорошо выполнить порученное дело.
3 – высокий уровень развития параметра. Работает добросовестно, доводит работу до конца; любую работу выполняет старательно и до конца, считает, что иначе нельзя; участвует в творческом процессе, побуждаемый потребностью к самореализации; ответственно подходит к любой работе, проявляет творчество и фантазию.
Метапредметный результат 1: «Способность выбирать социально приемлемые целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к окружающим людям»
1 – низкий уровень развития параметра. Противопоставляет себя коллективу, проявляет агрессивность (особенно по отношению к младшим и слабым), нежелание общаться. Проявляет грубость и бестактность в отношениях с педагогами и (или) другими воспитанниками.
2 – средний уровень развития параметра. Не всегда проявляет сдержанность при взаимодействии в другими воспитанниками, педагогами. Время от времени позволяет себе проявлять агрессивность при взаимодействии с с другими воспитанниками, педагогами.
3 – высокий уровень развития параметра. Готов к диалогу, бесконфликтному взаимодействию с другими воспитанниками и педагогами, способен идти на компромисс, вежлив с педагогами.
Метапредметный результат 2: «Умения реализовать собственные творческие идеи на практике»
1 – низкий уровень развития параметра. Не способен предложить (сформулировать) творческую идею в какой-либо сфере социальной деятельности.
2 – средний уровень развития параметра. Способен предложить (сформулировать) творческую идею в какой-либо сфере социальной деятельности, но не способен самостоятельно реализовать ее на практике.
3 – высокий уровень развития параметра. Способен предложить (сформулировать) творческую идею в какой-либо сфере социальной деятельности и способен самостоятельно реализовать ее на практике.
Предметный результат 1: «Уровень освоения предметных знаний»
1 – низкий уровень развития параметра. Проявляет фрагментарное несистематическое освоение предметных знаний. Осваивает менее 50% предлагаемых предметных знаний.
2 – средний уровень освоения предметных знаний. Предметные знания освоены на базовом уровне.
3 – высокий уровень освоения предметных знаний. Характеризуется полнотой освоения предлагаемых учебных знаний.
Предметный результат 2: «Уровень сформированности предметных компетенций (умений применять полученные знания
в социальной практике)»
1 – низкий уровень развития параметра. Способен применять имеющиеся знания на практике по шаблону, предложенному педагогом. Не способен самостоятельно применить имеющиеся знания на практике по шаблону, предложенному педагогом.
2 – средний уровень развития параметра. Способен применять имеющиеся знания на практике по шаблону, предложенному педагогом (репродуктивный уровень).
3 – высокий уровень развития параметра. Способен не только применять имеющиеся знания на практике по шаблону, предложенному педагогом, но и использовать их в незнакомой ситуации (творческий уровень).