Эссе "Учитель будущего"
МБОУ СОШ №42 города Твери
Потинян Диана Араиковна,
учитель русского языка и литературы
Эссе на тему: «Учитель будущего»
Учитель будущего – кто он? На мой взгляд, перед ним стоит великая задача, совместить то, что требует будущее, и то, что складывалось испокон веков. Ведь еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
Какие же качества остаются незыблемыми и вечными для учителя? Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон – учитель Аристотеля, Аристотель – учитель Александра Македонского, Цицерон – учитель Аврелия Августина, Антисфен – учитель Диогена. Что же их объединяло? По-моему, доброта, душевность, любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант. Из нашей истории можно вспомнить Жуковского – учителя и наставника А.С. Пушкина. Именно он оценил божественный дар поэта в мальчике. «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным», – писал Л.Н.Толстой. Эти учителя своим подвижническим трудом подтверждают его мнение. Они были настоящими людьми с большим добрым, честным, светлым сердцем, которое призывало их сеять доброе, разумное, вечное. Без этого не может быть учителя вообще. Поэтому эти качества, на мой взгляд, должны сохраниться в учителе будущего. Они бессмертны.
Говоря о современном педагоге и об учителе будущего, многие отмечают необходимость в неоспоримых профессиональных навыках и компетенциях, которые будут свидетельствовать о первоклассной подготовке будущего или работающего учителя как специалиста. Да, профессионализм – неотъемлемая составляющая не только педагогической деятельности, но и всякой другой. Однако не стоит забывать о том, что учитель – это, в первую очередь, личность, со своими индивидуальными психофизиологическими и морально-нравственными чертами, уникальное единство которых и даёт нам представление о том, каким должен быть учитель, УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО.
Наш мир меняется с огромной скоростью, способствуют этому и новые технологии. Я думаю, что учитель будущего должен следить за такими процессами, умело использовать все новшества и изобретения в процессе обучения. Кроме того, он может и своих школьников научить правильно обращаться с гаджетами, интернет-ресурсами и платформами. Школьникам, которые готовятся к ЕГЭ, подойдут приложения и сайты, где, например, разбираются сложные случаи орфографии и пунктуации или тесты, скажем, по химии. Одно из таких приложений - «Слово дня». Оно каждый день присылает пользователям слова вроде «имплицитный», «катавасия» и «рефрен» и объясняет их значение. Также с помощью другого приложения, «Quitzilla», можно узнавать ежедневно интересные цитаты великих деятелей в различных областях, данное приложение обогащает не только словарный запас, но и расширяет кругозор, так как в нём содержатся некоторые сведения о биографии того или иного великого человека. Так, учитель посоветует ребятам эти ресурсы и, пока другие преподаватели ругают «бесполезные» новые технологии, научит молодежь ими пользоваться и извлекать выгоду из них. Таким образом, учитель станет еще большим другом своим ученикам, ведь он говорит с ними на одном языке. А значит, ребята станут больше доверять ему и прислушиваться к его словам.
Кроме того, учитель будущего должен хорошо владеть психологией. Такой педагог умеет не только давать знания, но и помогать своим ученикам - выслушивать в сложных ситуациях, налаживать диалог, решать конфликты, объяснять, где он прав, а где нет. То есть, несомненно, в первую очередь учитель будущего видит свою педагогическую миссию как воспитательную, а уже потом образовательную. При этом нельзя доходить в отношениях с ребятами до панибратства - нужно оставаться авторитетом, старшим товарищем. Например, в легендарном кинофильме «Общество мертвых поэтов» учитель Джон Китинг в исполнении Робина Уильямса стал для своих учеников человеком, которому они доверяют больше, чем родителям. С Китингом подростки делились сокровенными мечтами, проблемами, планами. Джон Китинг научил своих учеников мыслить самостоятельно, не бояться будущего, мечтать, радоваться каждому дню своей жизни. Свой первый урок в данном классе учитель начал с лекции, в которой говорил ученикам об их смерти, он пытался донести мысль, что жизнь быстротечна и нужно «ловить» каждый день, каждую минуту своей жизни: «Мы — пища для червей, юноши. Как бы ни казалось невероятным, но каждый из нас в один прекрасный день перестанет дышать, похолодеет и умрет». Методы работы нового учителя, сначала удивляют ребят, а затем завораживают, учитель становится авторитетом и это дает понять, что такой человек действует как проводник с молодым поколением. Для учеников Джон Китинг был не просто учителем, он являлся авторитетным человеком, который для каждого ученика заставил поверить в себя, его стали называть: «О, капитан, мой капитан!». Воспитание мальчишек было для него важнее глупого зазубривания материала из скучных учебников. Несмотря на то, что фильм вышел в 1989 году, именно Китинг остается во многом учителем будущего. Да, он не использует новые технологии, не применяет современные методики преподавания, однако же остается авторитетом, другом, самым уважаемым человеком в жизни подростков.
Еще одно важное, на мой взгляд, качество учителя будущего – это многопрофильность. Практически все гуманитарные науки связаны. Преподаватель литературы, например, должен разбираться в живописи, музыке, кинематографе, отлично знать историю и правоведение. Особенно это касается именно преподавания литературы. Любые произведения напрямую связаны с историческим периодом, в котором они были созданы. Обстоятельства, судьбы людей, войны и перемирия - все влияло на создание прозы, поэзии и драмы. Например, как объяснить школьникам, почему Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «К Чаадаеву», если не знаешь исторической подоплеки, если не разбираешься в правовых аспектах тех лет и не видишь связи между новыми веяниями в изобразительном искусстве и литературе того времени? Все это учитель должен знать, понимать и уметь объяснить. Именно тогда он сможет дать школьникам полную картину знаний.
И последнее, но самое сложное – это мировоззрение, устоявшиеся взгляды. Педагог должен быть универсален, он должен уметь с легкостью ответить на самые сложные этические вопросы своих учеников, разбираться в политике и конфессиях, объяснять, что такое неравенство, понимать гендерные споры. Учитель должен давать ясные, чёткие, взвешенные ответы на все возникающие вопросы учеников. Определить готовность учителя к такому роду деятельности – задача очень сложная.
Таким образом, учитель будущего – проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. В нем должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Роль учителя в современном мире и в будущем чрезвычайно велика, и не случайно говорил великий древнегреческий философ, преподаватель Сократ: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Задача учителя и настоящего, и будущего - зажигать это солнце в душах своих учеников.
2020 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_potinyan_d.a._mbou_sosh_no42g.tver_1.pdf | 402.1 КБ |