Декоративно-прикладное творчество в жизни детей.
Декоративно-прикладное творчество в жизни детей.
Важное место в жизни ребенка занимает свободное время, когда идет восстановление сил после долгого дня в школе насыщенного большим объемом информации. В силу своей занятости, родители не могут активно участвовать в организации свободного времени своих детей. Вследствие чего, в некоторых случаях это может превратиться в опасное время препровождение. Поэтому рекомендуем детям проводить свободное время от школы, в кружках учреждений дополнительного образования детей.
Центры детского творчества – это учреждение дополнительного образования, которое посещают дети школьного и дошкольного возраста. Это место где они проводят свое свободное время. В ЦДТ работает множество объединений по различным направлениям. Занимаясь в кружках, дети не только заполняют свое свободное время интересным занятием, но и получают багаж знаний, умений, навыков способных повлиять на дальнейшую жизнедеятельность. На занятиях в кружке ребенка научат общаться со сверстниками и взрослыми, научат нормам поведения в обществе, взаимовыручке, взаимоуважению – это воспитательная функция. В ходе занятиями кружкой работой дети узнают много интересного и полезного, они просвещаются в различных сферах деятельности. Руководитель кружка своего рода, наставник в самоорганизации ребенка. Именно здесь школьник получит необходимые навыки, интересные и полезные для него. Посещение библиотек, кинотеатров, музеев все это входит в деятельность работы, и организации не только занятий, но и досуга детей.
Одним из наиболее часто встречающихся направлений кружковой работы в ЦДТ является декоративно-прикладное творчество. Такого рода занятия способствуют развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве.
Умение делать вещи своими руками приносило особое удовлетворение. В наше время каждый ребенок стремиться быть не похожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше одеваться, учиться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным особенностям и желаниям каждого ребенка. Занятия рукоделием помогут детям реализовать свои идеи.
Декоративно – прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.
В процессе создания поделок, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно – прикладного искусства в жизни. У детей проявляется интерес, а это зарождающее чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.
Воспитательный идеал сформулирован в концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. А сколько радости доставят родным выполненные ребенком прихватка, салфетка, цветок! Все вещи хранят тепло детских рук, которые их создавали. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность.
При овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного творчества у ребят происходит активный процесс мышления, который включает в себя самые различные сферы знания, такие как математика, геометрия, природоведение, литература, технология и многое другое.
Не менее важным аспектом для учащихся в занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребенка. Развитие словесно-образного мышления также является важным моментом в занятиях декоративно-прикладным творчеством. Способность четко и ясно выражать свои мысли, описывать предметы, давать им характеристику, рассказывать о впечатлениях, идеях и задумках – все эти умения наиболее легко формируются именно в младшем школьном возрасте.
Занятия декоративно-прикладным творчеством имеет ряд преимуществ:
- малозатратность, возможность работать с подручным материалом без специального выделения финансов на его закупку.
- многофункциональность, один вид декоративно-прикладного искусства может использоваться для совершенно разных целей, все зависит от фантазии ребенка.
- при различной степени сложности работы, ребенок может совершенствовать технику выполнения работы в течение всего обучения.
Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации свободного времени детей . Оно обогащает творческие стремления ребенка преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, раскрепощение, умение наблюдать.
Творческие способности учащихся при применении декоративно-прикладного творчества развиваются посредствам следующих действий:
· в предварительном создании эскизов на бумаге;
· в продумывании элементов узора;
· в расположении их на объемах;
· в создании предметов декоративного характера;
· умения найти способ изображения и оформления предмета;
· в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Таким образом, мы наблюдаем спектр различных направлений развития творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста посредствам декоративно-прикладного искусства.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного творчества и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
В узорах декоративных вышивок, плетений характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.
В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Родители учащихся проявляют большой интерес к занятиям, активно посещают выставки, концерты и другие мероприятия. В конце каждого учебного года проводятся отчетные выставки детских работ, которые с большим удовольствием посещают родители совместно с детьми.
Таким образом, мы выделяем следующие основные сферы влияния декоративно-прикладного творчества на развитие ребенка:
1. формирование мыслительных операций;
2. развитие математических представлений;
3. формирование речи и образного мышления;
4. патриотическое и нравственное воспитание;
5. воспитание нравственно-волевых качеств;
6. формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, закрепление знания;
7. приобщение к активной творческой деятельности;
8. понимание общественной значимости своей деятельности.
Рассмотрев сферы влияния декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка, мы видим, насколько разносторонне помогает ему развиваться именно эта деятельность. Она содержит в себе воспитательный, образовательный, развлекательный характер.
Занятия декоративно-прикладным творчеством оказывают положительное влияние на формирующийся организм и личность ребенка. Благодаря таким занятиям, мы даем возможность ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развивать волевые качества, получать массу интересной информации из области истории, литературы, музыки и так далее.