ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Домбрин Игорь Михайлович
Демографический кризис в нашей стране, как известно, является следствием кризиса семьи, её ценностных оснований. На протяжении лишь  нескольких поколений человеческого общества мы можем увидеть влияние различных событий на такие характеристики общества как количество и состав населения, профессиональную и возрастную структуру, уровень занятости, миграции и др. Очевидно, что активные военные действия уменьшают количество мужского населения в стране, а снижение инвестиций в профилактическую медицину увеличивают количество нетрудоспособных граждан допенсионного возраста. Ограниченные права женщин в дореволюционной России требовали изменений в отношении общества к роли женщины. В итоге, женщины, получив свободу наравне с мужчинами, вынуждены были исполнять и мужские роли: работать на мужских профессиях, воевать, заменять в семьях мужчин. Негативные последствия этого особенно остро ощутились через полвека. Изменение традиционных ролей женщины и мужчины, тенденция к унификации этих ролей привело к неустойчивости института семьи. Но ведь у мужчины и женщины на разных этапах исторического развития есть своё место. 
 
Изменение ролей мужчин и женщин относится к множеству запутанных и тревожных проблем нашего времени. В противовес унификации, мы не можем не обращать внимание на уникальность и половую идентичность личности. Современные психология и педагогика – личностноориентированные: человек уникален, проявления его индивидуальны. Вся гуманистическая психология выражает эту аксиому, сформулированнуюм психологом-гуманистом Карлом Роджерсом как «N = 1». По Кену Уилберу [5] слово «пол» используют, когда говорят о биологических аспектах системы репродукции человека, а слово «гендер» — для описания культурных особенностей воспитания в человеке принадлежности к определенному полу, строящихся вокруг этих биологических различий. Половые различия обычно описываются в терминах «мужское» и «женское», в то время как гендер — в терминах «маскулинное» и «феминное». И если особенности мужского и женского заданы в большей степени биологические, то стандарт маскулинного и феминного конструируется целиком социально или культурно. Существуют убедительные доказательства того, что до 50% личностных особенностей человека передается генетическим путем (психогенетика), одновременно замечено, что психические расстройства связаны с физиологией. Однако биология успешнее объясняет межиндивидуальные, чем межгрупповые (к примеру, этнические или половые) отличия. Короче говоря, биологические аспекты имеют большое значение, но есть вещи, играющие гораздо более важную роль в человеческом поведении, чем биология [1].
 
Советская педагогика была уравнительной, отсюда её «бесполость». Существующий кризис маскулинности и феминности требует сдерживания инвертированности этих проявлений. «В попытке уравновесить различия между мужским и женским, мы подходим на опасно близкое расстояние к возможности полностью стереть различия между мужчиной и женщиной. В то время как первое — очень прекрасная идея, последнее в принципе невозможно. Альтернатива в том, чтобы знать это различие» [5]. Мы должны иметь мужество и Любовь к детям, чтобы говорить о восстановлении гармонии между полами, которая зависит от воспитания мальчиков и девочек как мужчин и женщин. Экзистенциальная психология делает вывод, что человеку необходимо реализовать своё предназначение – прожить жизнь в роли мужчины или женщины, так как эволюционируют качества в человеке, и пол влияет на траекторию эволюции. В одних случаях необходима феминность, в других – маскулинность. 
 
В детях необходимо воспитать адекватное чувство их пола и раскрыть настоящую роль, согласно которой они будут взаимодействовать во взрослой жизни. Педагогу и родителю, во-первых,  очень важно видеть психологические различия между девочкой и мальчиком, между женщиной и мужчиной. Во-вторых, воспитание детей – это самовоспитание взрослых, дающих пример детям. Поэтому педагогу и родителю необходимо соответствовать своему гендеру.
 
Кэрол Гиллиган в своей книге «Иным голосом» («In a Different Voice») указывает, что и мужчины, и женщины в своём моральном развитии, как правило, проходят через три или четыре основных уровня, или стадии [6]. 
 
Природа даровала женщине и мужчине уникальные физические тела, рассчитанные на выполнение определенных функций. У мужчин специализация полушарий выражена четче, а возможность их взаимодействия – слабая. У детей левое полушарие развивается медленней, чем правое. Правополушарники могут увидеть за разрозненными фактами – единый принцип, выстроить теорию, высказать необычную идею, посмотреть на проблему «незамыленным» взглядом. А технологии обучения ориентируются на левополушарный тип усвоения информации, противоречат доминированию правого полушария. Более развитое левое полушарие в младшем школьном возрасте – это ещё не рационально-логическое мышление. Это возможность для работы без опоры на реальную среду,  развитие целого. Новый материал девочка лучше воспринимает в начале урока, а мальчик сосредотачивается и «разогреется» только к середине урока. В обычной массовой школе легче всего учиться детям с низкой степенью праворукости. У мальчиков в начальной школе снижается степень праворукости. Лучше всего учатся девочки-«мыслители» и мальчики – «художники». При обучении письму очень важно знать, каких детей мы учим.
 
По разному правополушарные и левополушарные  относятся к оценке. Мальчик – молодец, девочка - умница. Оценка действенна, когда эмоционально значима. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и положительные и отрицательные. Для них значимо кто оценивает и как, для них важно быть хорошими. Мальчики реагируют избирательно, и только на значимые для них оценки. Девочки более социально ориентированные, им важно произвести впечатление. Мальчику важно, что оценивается в их деятельности. Он вновь переживает эти фрагменты деятельности. Девочке нельзя сразу сказать слово «плохо». Если мальчик маскулинного типа не получил в начальной школе прививку неуспешности, то к старшим классам он может обогнать сверстников. У мальчиков – произвольная воля тела и нравственная сила духа. У девочек – сила нравственного начала и чувство стыда. Формирование мальчиков по мужскому типу и девочек по женскому реализуется через материализацию духа воображения.
 
Природа не просто так разделила человеческий род на два пола; и мы тем более не должны пытаться сделать из них один. В нашей культуре в течение достаточно долгого времени преобладали ценности мужской сферы. Кен Уилбер рассматривает культуру, в которой средство добывания пищи — лошадь и скотоводство. «...Более чем 90 процентов скотоводческих обществ патриархальны. Но для того чтобы объяснить это патриархальное устройство, не обязательно говорить о притеснении. Существуют свидетельства, что женщины, напротив, свободно приняли эту договоренность. Когда оба пола поляризованы или жестко разделены, очень сильно страдают как мужчины, так и женщины. Существуют свидетельства, что на самом деле жизнь в патриархальном обществе была для среднего мужчины намного более сложной, чем для средней женщины… В аграрных обществах наиболее сильно, по сравнению с любым известным общественным устройством, подчеркнута противоположность между полами. Это не мужской заговор, как, впрочем, и не женский заговор, это просто лучшее, что эти общества могли сделать при существовавшей в то время технологической форме организации труда. Таким образом, когда мужчины стали фактически единственными производителями продовольствия, то, совершенно естественно, почти все божества в этих культурах стали не женскими, а исключительно мужскими» [4].
 
Как же нам каждому выполнять свою роль, какими необходимо обладать качествами, соответствующими своему полу? Ни мужественный ни женственный аспект не является в чём-то выше или лучше другого – они представляют собой два равноценных типа на каждом из уровней сознания.
 
И поэтому сегодня мы занимаемся рискованным и очень трудным (а часто и неблагодарным) делом: пытаемся еще немного уравновесить эти сферы. Не стирать различия, но уравновесить их. Н.Ю. Ерофеева [2], выявила, что в настоящее время в педагогических коллективах чаще всего проявляются показатели женственной организационной культуры, т.е. преобладание в коллективе женских полоролевых характеристик [2]. «Феминизация учебных заведений имеет различные последствия. Независимо от пола ребёнка, первая идентификация осуществляется с матерью. В дальнейшем в детском саду и в школе, оставаясь долгое время возле женщин, мальчики больше узнают женские роли и женские модели поведения. Мужские роли становятся предметом фантазирования, домысливания и идеализации. В школе у мальчиков практически нет возможности идентифицировать себя с мужчинами, научиться мужской модели поведения.  Выдвигаемые требования и ожидания («будь мужчиной») вступают в противоречие с отсутствием возможности сформировать мужской тип поведения. Это приводит к пассивности мальчиков, отказу от деятельности, которую предлагается выполнять в феминной форме и наравне с девочками… Учитывая необходимость равномерного педагогического воздействия учителей-мужчин и учителей-женщин в процессе формирования полноценной личности учащегося, структуру педагогических кадров можно считать рациональной, когда численность мужчин и женщин среди учителей примерно одинакова» [4].
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.
2. Ерофеева, Н.Ю. Гендерный аспект управления в образовании: Дис. … д-ра пед. наук. – Великий Новгород, 2001. – С. 154.
3. Ильин Е.П. Пол и гендер – СПб.: Питер, 2010 - 688с.
4. Рожкова С.В. Глоссарий гендерных терминов в педагогических исследованиях. Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2006. – 52 с.
5. Уилбер К. Краткая история всего// Кен Уилбер; пер. с англ. С. В. Зубкова – М.: АСТ, Астрель -2006
6. Уилбер К. Интегральное видение. Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному. Ken Wilber, 2007 Ipraktik, 2014
7. Хоуп М. Сущность женщины: Её Сила, тайна, архетипы. Её Богиня