Методы проверки и оценки зна¬ний, умений и навыков.
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
В дополнительном образовании при проверки знаний педагогами широко используются различные игры, викторины, конкурсы знатоков природы, конкурсы эрудитов и т. д., а также экологические проекты.
Игра — любимое занятие детей. Практически все виды игр могут быть использованы для экологического обучения.
Игры, используемые в процессе экологического образования, классифицируются следующим образом:
I. Социальные игры:
- имитационные;
- ролевые;
- игры-драматизации.
II. Интеллектуально-творческие игры:
- дидактические;
- творческие, сюжетно-ролевые.
III. Физические и психологические игры и тренинги:
- двигательные (подвижные);
- лечебные игры (игротерапия);
- экспромтные игры и развлечения.
IV. Комплексные игры:
- экологические турниры;
- экологические конкурсы;
- конкурсы-аукционы;
- игры-экскурсии.
- Использование имитационных и ролевых игр в деле экологического образования крайне необходимо, это диктуется практической направленностью обучения. В имитационной игре делается попытка раскрыть представление о сложном характере конкретной проблемы окружающей среды. Игровая ситуация может учитывать как широкий спектр самых различных факторов самой среды, так и ценности, интересы, поведенческие модели, которые являются причиной экологических проблем. Имитационные игры позволяют
оценивать ситуации с учетом и в сопоставлении ценностей и интересов различных социальных групп, что подготавливает детей к возможности принятия эффективных решений в действительности. В ролевых играх ребенок отождествляет себя со взрослыми, воспроизводит их функции, копирует отношения к природе в специально создаваемых ими же самими условиях. Ролевая игра — форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений («Природа и общество») и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Свойство ролевой игры — улавливать и отражатьокружающий мир, изменения в окружающей средеи развитии природоохранной деятельности.
Часто такие игры являются творческим воспроизведением воспринятого на экскурсии, прогулке. В них находят отражение полученные представления о растениях, животных, взаимодействии человека и природы. В таких играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Фактически через ролевую игру взрослые «вводят» ребенка из «чисто» предметной деятельности в мир экологических отношений.
2) Использование интеллектуально-творческих игр (познавательных, дидактических, обучающих, развивающих, как их называют), в экологическом образовании также необходимо. Этот вид игр основан на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире живой и неживой природы. Эти игры осмысленно ориентированы на обучение ребенка, результативны в развитии познавательной активности, инициативы, настойчивости в достижении целей; развивают самостоятельность, последовательность мышления, память, наблюдательность, внимание, способствуют творческому подходу, поисковому устремлению и развитию коммуникативного общения. Педагоги всех времен понимали, что в творческой игре, особенно в творческой игре с экологическим содержанием, ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.
3) Подвижные игры и психологические игры и тренинги
снимают с ребенка усталость, эти игры совершенно
необходимая разрядка для детей.
4) Комплексные игры соединяют в себе совокупность разнообразных творческих занятий, действий, игр, составляющих одно целое, дающих единый педагогический эффект. Они, как правило, длительны и объединяют ролевую игру, игры с готовыми правилами, имитационные игры и т. д., но имеют единый сюжет. Комплексная длительная игра создает среду для подражательной, свободной игрыи переживания, а тем самым и реальные предпосылки для пробуждающегося индивидуального экологического сознания. Это экологические турниры, экологические конкурсы, экологические викторины, экологические КВН, являющиеся одним из средств вовлечения в природоохранную деятельность большого, числа ребят. Они должны широко использоваться в. процессе экологического образования в дошкольных учреждениях.