Методы приобретения новых знаний
Методы приобретения новых знаний.
Существует несколько методов приобретения новых знаний, которые можно использовать на занятиях, это:
- репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
- поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых).
В настоящее время отмечается усиленное внимание к проблемам совершенствования организации и содержания развивающего обучения.
Основной путь развивающего обучения - это включение учащегося в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения.
Возникает вопрос: можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилив роль поискового метода обучения? Можно. Многие авторы едины в том, что цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода из состояния затруднения, которые испытывает ребёнок в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.
Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемные задания, проблемный вопрос).
Каждая учебная проблема подразумевает противоречия. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения и уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если педагог вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.
При этом необходимо учитывать следующее:
- При построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.
- Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.
- Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью.
На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.