Основоположники логопедии

Федорчук Елена Владимировна

Статья о краткой биографии и научных трудах известных логопедов и дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovopolozhniki_logopedi.docx57.58 КБ

Предварительный просмотр:

Основоположники логопедии

ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА

(1908—1989)

В 1927 году поступила во 2-й МГУ (ныне МПГУ) на педагогический факультет. Посещала психологический кружок Льва Семеновича Выготского, в котором участвовали Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. Начала изучать детскую речь под руководством Л.С. Выготского. В 1931 году Роза Евгеньевна начинает работать в в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР. С 1931 по 1948 год она заведует Клиникой речи этого института. В 1933 г. возглавила медико-педагогическую группу, сформированную при ЭДИ для работы с детьми-алаликами. В 1941 г. защищает кандидатскую диссертацию «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте». Эта работа внесла радикальные перемены в интерпретацию причин и патогенеза нарушений письменной речи. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. Основные положения и выводы этой работы имеют и до настоящего времени первостепенное дифференциально-диагностическое значение для теории и практики логопедии. В 1961 г. завершила обширное исследование, результаты которого были изложены в ее докторской диссертации «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». Впервые был осуществлен анализ различных компонентов речевой деятельности, влияющих на природу нарушений письма: описаны индивидуальные особенности компенсации в соответствии с различной структурой дефекта письма. Итогом значительного периода научной деятельности Розы Евгеньевны явилась широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии» (1968 г.), написанная коллективом сотрудников под ее непосредственным руководством. Самым крупным достижение Розы Евгеньевны является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Роза Евгеньевна обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделении дифференцирующих признаков речевого дефекта. Значительным вкладом в развитие организации логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная ею психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

 Труды:

  1. Опыт изучения неговорящих детей. М., 1954.
  2. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
  3. Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

ЛЯПИДЕВСКИЙ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ (1903 – 1975)

Свою трудовую деятельность начал с работы педагогм-воспитателем в детских трудовых колониях и детских домах для аномальных детей в качестве педагога-воспитателя. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ в 1925 году был направлен на работу в Казань, где он работает сначала педагогом, а затем завучем в психоневрологической школе санаторного типа при психиатрической окружной больнице, руководимой профессором Т.И. Юдиным. Работая педагогом, Сергей Семенович ощущает недостаточность педагогических знаний и поступает на медицинский факультет Казанского университета, где получает высшее медицинское образование, которое завершает в 1929 году в Москве на медицинском факультете 1-го МГУ.В 30-е гг. вместе с А. И. Дьячковым организовал Московский областной и городской дефектологический кабинет, а в 1932 году —дефектологический факультет и кафедру дефектологии в Московском городском педагогическом институте. С 1946 по 1965 год работал в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР старшим научным сотрудником и одновременно читает лекции на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина. В 1955 году был избран на должность заведующего кафедрой психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. При его непосредственном участии создавались учебные планы и программы, совершенствовалась система подготовки специалистов-дефектологов. С 1946 по 1955 г. был экспертом ЮНЕСКО по дефектологии, способствовал уста овлению научных связей с дефектологами ряда стран. Его работы изданы в Румынии и Югославии.

Труды:

1. Анатомо-физиологические механизмы речи (в соавторстве). М.,1969.

2.Дифференциация состава учеников вспомогательных школ// Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып. IV. М., 1954.

3.Невропатология. М., 1965

4.Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского.

Вып. I, II, III. М., 1963.

5.Расстройства речи у детей и подростков//Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.

6.Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и его значение в клинической медицине и специальной педагогике // Учебно-воспитательная работа в специальной школе. М., 1951.

ОРФИНСКАЯ ВЕРА КОНСТАНТИНОВНА (1899 – 1971)

Училась в Петрограде на этнолого-лингвистическом отделении университета. Ее учителями и руководителями первых научных работ были ученые с мировым именем, профессора-лингвисты М. Г. Долобкс и Л. В. Щерба. В течение нескольких лет занималась и на биологическом факультете, где серьезно изучила курсы анатомии, гистологии, а также физиологии        под        руководством  А.А.Ухтомского. Еще в довоенные годы занялась изучением дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. В 1928 г. продолжила свои исследования в фонетическом институте, где обследовались, воспитывались и обучались дети с различными видами патологии: глухие, слепоглухонемые, заикающиеся, алалики. Ее исследовательская деятельность, начиная с военных лет, сосредоточилась в основ ом на проблеме алалии и афазии. Впервые в истории логопедии Верой Константиновной было проведено сравнительное лингвистическое исследование таких сложных речевых расстрой тв, как афазия и алалия. В разработанной ею лингвистической классификации представлены не только ведущие расстройства, но и характер неполноценности языковых систем, их соотношение с гностико-практическими расстройствами, подробно описаны симптомы языковых расстройств, проявления нарушений фонематической, морфологической, синтаксической систем языка. Результаты  сравнительного  лингвистического  изучения  алалии  и афазии были обобщены Верой Константиновной в ее докторской диссертации, которую она защитила в 1960 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологическом факультете.

Труды:

1.Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. Л., 1959.

2.Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Л.,1963.

3.Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-алаликов и анартриков. Л., 1963.

ПРАВДИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

(1894 – 1977)

Окончила в 1917 г. физико-математический факультет Московских высших женских курсов. В 1920—21 уч. г. по ее просьбе была командирована на годичные курсы по детской дефективности, а через год начала работать в медико-педагогической клинике Наркомпроса в качестве логопеда. Ее идейными руководителями стали широко известные ученые Ф. А. Рау и Ю. А. Флоренская. С1933 по 1936 г. Ольга Владимировна работала в логопедической поликлинике при объединении им. Н. А. Семашко. С 1936 стала работать логопедом в Научно-практическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).В период Великой Отечественной войны защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Тяжелая детская дизартрия в логопедической практике». С 10 сентября 1952 г. начала работать на кафедре психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина под руководством С. С. Ляпидевского.В 1969 г. вышел ее учебник «Логопедия» для дефектологических и дошкольных факультетов, а также для логопедов-практиков и для учащихся педагогических училищ.В настоящее время в области логопедии активно работает ряд известных методистов — учеников Ольги Владимировны Правдиной, которые продолжают дело подготовки логопедических кадров для Российской Федерации.

Труды:

1.Альбом по коррекции речевых расстройств при афазии (опыт работы в госпитале). М., 1945 – 49.

2.Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – «Просвещение». М., 1973.

РАУ ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ

(1868 – 1957)

Советский дефектолог, член-корр. АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал вопросы теории и практики в сурдопедагогике и логопедии. Инициатор первых мероприятии по организации логопедической помощи в стране. Большое внимание уделял подготовке сурдопедагогов и логопедов, он является одним из организаторов высшего дефектологического образования. В 1925 г. состоит профессором по кафедре сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ, председат л м дефектологической секции исследовательского института научной педагогики, председателем методической комиссии по сурдопедагогике и ответственным редактором журнала «Вопросы Дефектологии», издаваемого НКПросом. Вел курсы по переподготовке сурдопедагогов с ноября 1926 г. Работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном Доме Работников Просвещения с 1924 г. Ведет консультацию и работу со студентами по логопедии.В течение многих лет возглавлял кафедру сурдопедагогики и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Он автор и редактор большого числа печатных трудов (монографий, статей, учебников, методических пособий) по сурдопедагогике и логопедии. Награжден орденом Ленина.

Труды:

  1. Букварь для школ глухонемых (совм. с Н. А. Рау). М., 1940.
  2. Методика обучения глухонемых произношению (совм. с Ф. Ф.Рау). М., 1959.
  3. Методические указания к книге М. Г. Генинг и А. Копейкиной «Учись правильно говорить». М., 1931.
  4. Речевая функция у говорящих глухонемых. // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1924.
  5. Постановка и коррекция устной речи у глухонемых. // Pay Ф.А., Лаговский Н.М., Басова А.Г. Методика обучения глухонемых: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений, для педагогических техникумов и для учителей школ глухонемых. Учпедгиз. Вып. 1. М., 1934.
  6. Проволочные зонды как пособие при постановке и исправлении произношения.

РАУ ЕЛЕНА ФЕДОРОВНА

(1889—1969)

Имя Елены Федоровны известно дефектологам всех поколений. Кандидат пед. наук, доцент. Она (как и Ф. А. Рау и Н. А. Рау) стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольниками. При Московском институте педиатрии ею был открыт стационар для глухих детей от 2 – 3 месяцев и до 2 лет, а также слухоречевой кабинет для детей с недостатками слуха и речи. В 1935 г. по ее инициативе были открыты первые ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи. В 1954  –   1956  гг.  она  совмещала  работу  в  здравотделе  Москвы  с преподавательской деятельностью на дошкольном отделении дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина. С 1956 по 1969 г. Елена Федоровна – доцент кафедры дефектологии МГЗПИ, автор многих известных научных работ.

Труды:

  1. О заикании детей дошкольного возраста. М., 1958.
  2. Воспитание правильного звукопроизношения у детей (советы родителям). М., 1961.
  3. Логопедия  —  учебник  для  студентов  заочников  (в  соавт.).  М.,

1969.

ХВАТЦЕВ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ

(1883—1977)

Начал свою научную деятельность в 1926 г, когда начал работать логопедом в школе для умственно отсталых детей.Уже в 1930 г. вышла первая написанная им книга — «Дефекты речи». Далее — «Логопедия», выдержавшая пять изданий и до настоящего времени являющаяся наиболее полным и всеобъемлющим руководством в области речевой патологии. В 1949 году по его инициативе в Ленинграде были открыты первые логопедические пункты в общеобразовательных школах. Михаилом Ефимовичем было создано методическое объединение учителей-логопедов, которым он руководил много лет. В 50-х гг. логопедических пунктов было не более шести на весь Ленинград. Благодаря целенаправленной работе Михаила Ефимовича и его единомышленников в 80-х гг. уже в каждом районе было открыто более 10-и школьных логопедических пунктов. Михаил Ефимович всегда проявлял особую заботу о созданном им методическом объединении ленинградских школьных логопедов, которым он бессменно руководил в течение нескольких десятилетий, будучи заведующим кафедрой сурдопедагогики.Михаил Ефимович впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчѐркивая их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга, во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Михаилом Ефимовичем были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органов слуха, расщепления нѐба и другие морфологические изменения

речевого аппарата). Функциональные причины он объяснил учением И.П.Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчѐркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин. К психоневрологическим причинам он относил умственную   отсталость,   нарушения   памяти,   внимания   и   другие расстройства психических функций. Важную роль Михаил Ефимович отводил социально-психологическим причинам,понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды. Им впервые было обосновано понимание причин возникновения речевых нарушений на основе диалектического подхода к оценке причинно-следственных        связей        в        патологии        речи.Михаил Ефимович разрабатывал классификацию речевых нарушений. Много сделал для создания системы коррекции нарушений звукопроизношения.

Труды:

  1. Логопедия: уч. для пед. институтов. М, 1937
  2. Как  самому избавится от картавости / Руководство для подростков
  • взрослых. М., 1954.
  1. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1957.
  2. Недостатки речи у школьников. М., 1958.
  3. Логопедия: Учебник для вузов. М., 1998.

ВОЛКОВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА

В 1959 г. окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1959 по 1966 гг. работала логопедом в детской поликлинике и психоневрологическом диспансере г. Владивостока.Галина  Анатольевна  ученица  профессора М.Е. Хватцева. В 1972 г. она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр».Ею разработана новая дисциплина — логопатопсихология, наука о психологическом развитии лиц с нарушениями речи.

Она автор более 120 научных трудов, в том числе и пробного рукописного варианта проспекта учебника «Логопедия». Участвует и в создании уже авторского проспекта, который в последующем и был утвержден МП СССР. Соавтор учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии» в 2-х томах (проблемы заикания и афазии). В 1991 г. создала Ассоциацию логопатологов Санкт-Петербурга и области.

 Труды:

1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.

2. Хрестоматия по логопедии (составитель разделов 5, 7). М., 1997.

3. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов. ООО «ИЗДАТКЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».СПБ., 2003.

4.  Логопедическая  ритмика.  Учебник  для  студентов  ВУЗов.  ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». СПб ., 2010.

5. Методика психолого-логопедич ского обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. ООО«ИЗДАТКЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». СПБ., 2012.

ВОЛКОВА ЛАРИСА СТЕПАНОВНА

(1930 — 2004)

Учѐный-логопед и организатор высшего дефектологического образования. В 1952 г. закончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена и была зачислена в штат кафедры сурдопедагогики. С 1957 г. работала в г. Лиепая Латвийской ССР сначала старшим преподавателем, затем заведующим кафедрой педагогики начальной школы в ЛГПИ им. Лациса. В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию. В 1967 году присвоено звание доцента. В 1970 г. возвращается в ЛГПИ им.Герцена, избрана деканом дефектологического факультета и доцентом кафедры психопатологии и логопедии. С 1981 по 1996 г. заведует кафедрой психопатологии и логопедии, в последующем  преобразованную в кафедру логопедии. Лариса Степановна разработала новое направление в логопедии: изучение и коррекция системных речевых расстройств у детей с нарушениями зрения. Она отмечает, что в характере системных нарушений речи у зрячих детей и детей с дефектами зрения имеется общее, но отмечается и частное (специфическое).В течение многих лет была членом редколлегии научно-методического журнала «Дефектология», «Новости отоларингологии и логопатологии». По поручению  Министерства просвещения СССР        Лариса Степановна        стала        автором        и научным редактором учебника «Логопедия» (издания 1989, 1995, 2002, 2004), научным редактором двухтомного издания «Хрестоматия по логопедии»(1997)

Труды:

  1. Выявление и коррекция нарушений речи у детей с глубокими дефектами зрения. Л., 1991.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.
  3. Хрестоматия по логопедии, I и II том (научный редактор). М.,1997.

ЛАЛАЕВА РАИСА ИВАНОВНА

(1938 – 2012)

В 1956   г.   с   отличием   окончила Моршанское педагогическое училище, получив специальность учителя начальных классов, и поступила на дефектологический факультет ЛГПИ имени А.И.Герцена, который окончила в 1961 г. Окончила 2 отделения этого факультета: в 1961 году –дневное по специальности «Тифлопедагогика», в 1966 году — заочное по специальности «Олигофренопедагогика».С 1962 г. по 1966 г. работала в качестве логопеда, учителя вспомогательной школы, воспитателя школы слабовидящих. В 1970 г. окончила аспирантуру при каф дре психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена, в 1971 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения чтения у учащихся 1-2 классов вспомогательной школы и пути их устранения».В 1989 г. защитила докторскую диссертацию «Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе».Ею была разработана классификация дислексии и дисграфий.Под еѐ руководством сформировалась научная школа по изучению структуры сложного речевого дефекта у детей с интеллектуальной недостаточностью.При решении актуальных проблем логопедии Раиса Ивановна работала в русле психолингвистического подхода к анализу механизмов речевой патологии. Психолингвистический подход был реализован и в кандидатских диссертациях, выполненных под ее руководством.

Труды:

  1. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
  2. Логопедия (гл. в учебнике) / Под ред. Л. С. Волковой. М., 2002.
  3. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. (Автор разд. 8.). М., 1997.
  4. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2002.

МАСТЮКОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

Доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР.

Ученый-дефектолог, известный не только в России, но и за рубежом. Доктор медицинских наук, профессор. Ее исследовательская  и консультативная работа по изучению детей с детскими церебральными параличами всегда отличается высочайшим уровнем профессионализма. Широкую известность среди ученых и родителей аномальных детей приобрела деятельность Елены Михайловны в период ее работы в лаборатории НИИ дефектологии. Лаборатория превратилась во всесоюзный консультационный диагностический центр для детей и их родителей. Елена Михайловна проявила себя и как педагог: преподавала в МГПИ им. В. И. Ленина на кафедре логопедии. В настоящее время работает в детском восстановительном центре «Аист».Автор многих блестящих монографий, учебных пособий, глав учебников, пособий для родителей.

Труды:

  1. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей (в соавт.). М., 1972.
  2. Лечебная педагогика. (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обуч ию детей с особыми проблемами в развитии). Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. М., 1997.
  3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.
  4. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: Пособие для психологов и педагогов. Владос. М., 2006.

СЕЛИВЕРСТОВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

Кандидат  педагогических  наук,  профессор, заведующий кафедрой дошкольной коррекционной педагогики и психологии (дошкольной дефектологии) МПГУ им. В. И. Ленина, заместитель декана по научной работе, научный руководитель СНО факультета. В 1955 г. окончил дефектологический факультет МПГУ им. В.И. Ленина, затем по направлению института 7 лет был на практической работе в г. Кирове, где работал учителем-логопедом, логопедом-методистом областного масштаба. Автор более 200 публикаций. Ему принадлежат первые обобщения по истории логопедии как науки. Ведет большую научно-методическую и научно-организационную работу. В течение многих лет был заместителем председателя Ученой комиссии по дефектологии МП РСФСР и членом президиума Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования Минобразования РФ, руководитель комиссии по дошкольной дефектологии УМО совета по педагогическому образованию Минобразования РФ, член редколлегии научно-методического журнала РАО «Дефектология»; член специализированного диссертационного совета МПГУ и др.

Труды:

  1. Игры в логопедической работе с детьми / Ред. и сост. В. И. Селиверстов. 1987.
  1. Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1988.
  1. Заикание у детей. Пособие для логопедов. М., 1994.
  2. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.
  1. История логопедии. Медико-педагогические основы: Учебное пособие для вузов. Академический Проект, М., 2003.

ФИЛИЧИВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

Доктор педагогических наук, профессор, академик МСАО им. Я.А.Коменского, академик АПиСН, заслуженный работник высшей школы. В 1960 г. окончила дефектологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, получает специальность: «Учитель школы глухонемых. Учитель русского языка и литературы средней школы». После института работает педагогом-дефектологом в психиатрической больнице им. И.М. Соловьева (детское беспокойное отделение), затем логопедом дошкольных учреждений, научным сотрудником сектора логопедии НИИД АПН.

В 1963 г. Татьяна Борисовна под руководством профессора Р.Е. Левиной и кандидата педагогических наук Г.А. Каше проводит экспериментальное исследование по разработке содержания коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. При ее участии открываются первые логопедические группы в детских садах общего типа, в течение 10 лет она возглавляет методическое объединение дошкольных логопедов г. Москвы. Татьяна Борисовна является ведущим специалистом в области дошкольной логопедии.

Труды:

  1. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада. М., 1983.
  2. Основы логопедии. М., 1989.
  3. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. М., 1999.

ФОМИЧОВА МАРИЯ ФЕДОРОВНА

доцента кафедры логопедии факультета специальной педагогики ГОУ ВПО МГПУ. В 1955 г. с отличием окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина и получила квалификацию логопед, учитель русского языка и литературы средней школы.

С 1955 г. она работала логопедом в детской поликлинике, а с 1956 г. совмещала практическую работу с преподаванием в МГПИ им. В. И. Ленина. В 1958 г. стала заниматься организацией работы во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинского. В 1965 г. являлась старшим логопедом Дзержинского района Москвы. В 1966 г. начинает преподавать МГПИ им. В. И. Ленина, совмещая эту работу с практической дея-тельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования. В 1969 г. она работает по совместительству в Научно-исследовательском институте дефектологии. В настоящее время — доцент кафедры логопедии МГПУ им. В. И. Ленина.

Научно-исследовательская деятельность М. Ф. Фомичевой охватывает широкий круг проблем логопедии. У нее более 20 научных публикаций, в числе которых методические пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.

Труды:

  1. Воспитание речи у детей с органическим поражением центральной нер ной системы. М., 1965.
  2. Учите детей говорить правильно. М., 1968.
  3. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии: учебное пособие для учащихся пед.училищ. Просвещение. М., 1989.
  4. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. Учебное пособие. / В соавторстве с Е.В. Оганесян. Изд.: МПСИ, 2010.

ЦВЕТКОВА ЛЮБОВЬ СЕМЕНОВНА

доктор         психологических наук, профессор, заведующая проблемной лабораторией экспериментальной и прикладной психологии факультета   психологии   МГУ   им.   М.   В. Ломоносова.

В   1953 г. закончила отделение психологии философского факультета  МГУ им.  М.В.  Ломоносова.  С  1970 г. доктор психологических наук, тема докторская диссертация: «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга», с 1976 г. профессор по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Ученица А.Р. Лурия, является одним из ведущ х нейропсихологов, афазиологов и реабилитологов нашей страны, ученым с мировой известностью. Лауреат Ломоносовской премии МГУ за 1973 г. за монографию «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга».  Область научных исследований: нейропсихология. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А.Р.Лурия на тему: «Психологический анализ в сстановления речевых функций после локальных поражений мозга» (1962). Любовь Семеновна - продолжает традиции своего учителя - профессора А.Р. Лурия, занимается изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом. Разрабатывает научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, ведет поиск методов его научного обоснования, а также исследует нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных.

Любовь Семеновна читает лекции в МГУ, на дефектологическом факультете МГПУ, а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: «Нейропсихология», «Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга» и др. Она автор многих известных в отечественной и мировой логопедии работ по теоретическим, методологическим проблемам афазии и реабилитации больных с афазией. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга, проблемы афазии и восстановительное обучение, нейропсихологическая реабилитация больных — вот круг проблем, освещенных в работах Любви Семеновны, широко извест х как в России, так и за рубежом.

Общее количество научных публикаций более 220, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.).

Труды:

  1. Восстановительное обучение при  локальных поражениях мозга. МПСИ, 2010.
  2. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Просвещение. Учебная литература. М., 1995.
  3. Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга (в соавт. с А.Р. Лурия). М., 1966
  4. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Изд.: «Юристь». 1997.
  5. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие. Серия: Библиотека психолога. МПСИ, Модэк. 2004.
  6. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.
  7. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. Изд.:
  8. МПСИ, 2011.
  9. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Учебное пособие, 3-е издание, исправленное и дополненное. МПСИ, 2010.

ЧИРКИНА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики РАО. В 1958        г. окончила        отделение сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И.Ленина, после была зачислена на должность педагога – воспитателя сурдологического отделения Детской клинической больницы им. Ф.Э. Дзержинского.

С 1959 года Галина Васильевна работала логопедом в экспериментальной школе памяти В. И. Ленина, затем была принята в экспериментальную школу НИИДа. В 1961 г. начала вести активную научную деятельность в Институте дефектологии АПН СССР под руководством профессора, доктора педагогических наук Р.Е. Левиной, чьей ученицей и последователем она по праву себя считала.

В 1967 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблеме дисграфии у детей с нарушением артикуляционного аппарата. В 1968 г. была опубликована ее монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата». В период с 1970 по 1980 гг. занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста. Ей принадлежат разделы программ для специальной школы V вида и для логопедического детского сада, созданные коллекти-вом ученых ИКП РАО и МГГУ. Несколько изданий выдержал сборник «Методы обследования речи у детей», в котором Галина Васильевна являлась научным редактором и автором двух глав.

В 1987 г. на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Галиной Васильевной защищена докторская диссертация, разработаны методические рекомендации по комплексной психолого-педагогической коррекции данного расстройства, в которой впервые эта проблема была представлена с позиций системного подхода. Результаты исследования по ринолалии были отражены в учебнике «Логопедия» для вузов под ред. JI. С. Волковой, который выдержал пять переизданий и «Основы логопедии» (совместно с Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой), в разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и ряда учебников. Она лауреат конкурса «Учебник XXI века». В помощь педагогам специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи написан учебник «Русский язык» для II класса (в соавторстве с Н. Ф. Комковой). С 2000 года по март 2010 года Галина Васильевна возглавляла лабораторию содержания и методов обучения детей с нарушениями речи, являлась главным научным сотрудником ИКП РАО и председателем диссертационного совета, председателем Российской Ассоциации дислексии.

В общей сложности по актуальным проблемам логопедии Галиной Васильевной опубликовано более 110 работ. Большое внимание она уделяла подготовке кадров логопедов: является профессором МГОПУ, успешно руководила диссертационными работами аспирантов, докторантов из различных регионов страны.

Труды:

  1. Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец.д/с». М., 1991.
  2. Основы логопедии (в соавт.) М., 1989.
  3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.
  4. Методы обсл дования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. М., 2003.
  5. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. (в соавт.) Серия: Библиотека логопеда-практика. Айрис-Пресс, 2008.
  6. В спитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. (в соавт.) Дрофа, 2010.
  7. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. (в соавт.) Серия: Коррекционное образование. Просвещение, 2010.
  8. Логопедия: Метод. наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. (гл. учебника). Серия: Библиотека учителя-дефектолога. Владос, 2007.

ШАХОВСКАЯ СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

С отличием окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина по специальности русский языки литература, логопедия. Работала логопедом вспомогательной школы, старшим логопедом городской клинической  больницы  №  9.  

В 1964 г. защитила кандидатскую диссертацию «Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей с моторной алалией». С 1960 г. работает на кафедре логоп дии МГПИ им. В. И. Ленина: сначала ассистентом, с 1965 г. доцентом, с 1995 г. профессором. Заместитель декана дефектологического факультета.

Светлана Николаевна является преподавателем и ученым высокой квалификации. Она активно развивает научную школу, связанную с поиском путей совершенствования теории и практики логопедии, с повышением качества подготовки дефектологических кадров. Она автор и редактор множества методических материалов в помощь практическим логопедам и вузовским преподавателям. Имеет 200 печатных работ научного и научно-методического характера, в том числе и на иностранных языках. Светлане Николаевне принадлежат первые обобщения по проблемам теории и практики зарубежной логопедии. Она соавтор фундаментального учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии», «Практикума по дошкольной логопедии», «Практикума по детской логопедии», монографического пособия «Расстройства речи у детей и подростков», монографического сборника научных трудов «Психолингвистика и современная логопедия». В течение ряда лет была заместителем председателя научно-методического совета по дефектологии МП СССР, членом Республиканской медико-педагогической комиссии, научным консультантом. В 1998 г. получила звание лауреата Премии правительства Российской Федерации в области образования за создание комплекта учебников и учебных пособий по курсу «Логопедия» для высших учебных заведений.

Труды:

  1. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей, страдающих моторной алалией // Патология речи. 1971.
  2. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей: III период обучения (в соавт.). М., 1995.
  3. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.
  4. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.
  5. Логопатопсихология: учеб. Пособие для студентов. (в соавт.) М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
  6. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов. Серия: Специальная коррекционная педагогика. Парадигма. 2012.

ШКЛОВСКИЙ ВИКТОР МАРКОВИЧ

доктор психологических наук, профессор,  действительный член Российской академии образования (РАО), ведущий российский        ученый в области медицинской психологии, нейрореабилитации, психотерапии и нейродефектологии. Один из наиболее крупных деятелей в области научно-практической дефектологии, психологии, нейропсихологии и нейрореабилитации. Он окончил дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена, работал в Научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева, где и защитил кандидатскую диссертацию по проблеме заикания.

В 1952 г начал консультативную, научную и практическую работу под руководством профессора Н.А. Крышовой в психоневрологической больнице им. И.П. Павлова, в которой безвозмездно проработал 5 лет. В 1958 г. им организован первый в стране амбулаторно-стационарный комплекс для взрослых больных - Центр патологии речи, заведующим которого он являлся до 1968 г. По совместительству с 1953 по 1968 гг. Виктор Маркович преподавал на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена, что положило начало подготовке специалистов для работы с крайне тяжелой категорией больных с органическими и функциональными поражениями головного мозга.

  • 1968 г. по приглашению профессора А.Р.Лурия и Министерства здравоохранения СССР переведен в Москву в Центральный научно-исследовательский институт судебной психиатрии им.В.П. Сербского на должность старшего научного сотрудника.

Результаты проведенных клинических исследований больных с коммуникативными нарушениями опубликованы в монографии «Заикание» (в 1996 г. отмечена премией РАМН им. В.М. Бехтерева за лучшую научную работу в области неврологии и психиатрии).

Виктором Марковичем разработана концепция междисциплинарной диагностики, лечения и нейрореабилитации больных с последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний ЦНС, система и алгоритм организации специализированной помощи на разных этапах заболевания, которая была внедрена в практику лечебных учреждений г. Москвы.

Виктор Маркович, являясь внештатным Главным специалистом Минздрава СССР, затем Минздравсоцразвития РФ по логопедии, руководителем федерального научного-методического Центра патологии речи и нейрореабилитации, в течение ряда лет разрабатывал научную программу и осуществлял организацию специализированной нейрореабилитационной помощи больным с тяжелыми последствиями органического и функционального поражения головного мозга.

С 1971 г. работал в Московском НИИ психиатрии руководителем отделения патологии речи. Помимо научных исследований большое место в его деятельности занимает организационно-методическая работа. Он — инициатор создания и бессменный руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации, предназначенного для оказания помощи детям и взрослым с различными видами речевых расстройств. Центр — крупное специализированное учреждение, известное не только в нашей стране, но и за рубежом.

Фундаментальные исследования в области нейрореабилитации больных с последствиями цереброваскулярных болезней, травматических поражений головного мозга, нейроинфекции, нарушений глотания и других заболеваний ЦНС получили широкое признание в России и за рубежом. Вел активную работу по организации в Ленинграде специализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи. В 1976 г. защитил диссертацию по проблемам заикания, ему присвоено звание доктора психологических наук.

В течение 25 лет Виктор Маркович – главный специалист по логопедии при Департаменте здравоохранения Москвы (ранее Главном управлении здравоохранения).

Труды:

  1. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов: Руководство по психотерапии. М., 1974.
  2. Заикание. М., 1994.
  3. Афазиология (в соавт). М., 1999, 2000.

СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ШАХОВСКАЯ – профессор Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина, кандидат педагогических наук, заместитель декана дефектологического факультета по учебной работе (с 1971). Стаж работы в вузе — 36 лет. Соавтор вузовских пособий: Практикум по детской логопедии — М., 1988, 1995; программы Логопедия с историей логопедии — М, 1989; и учебника Логопедия  — М., 1989, 1995. В Хрестоматии по логопедии является автором-составителем разделов: Ринолалии, Алалии, Нарушения голоса . Имеет более 160 печатных работ по разным проблемам логопедии, в том числе — зарубежной логопедии, вузовской подготовке логопедов и др.

13. Собрание сочинений в 6т:

       т. 1: Вопросы теории и истории психологии;

       т. 2: Проблемы общей психологии;

       т. 3: Проблемы развития психики;

       т. 4: Детская психология;

       т. 5: Основы дефектологии;

       т. 6: Научное наследство.

М: Педагогика, 1982-1984

14. Проблемы дефектологии. — М: Просвещение, 1995

15.Лекции по педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1996

16. Выготский. [Сб. текстов.] — М: Амонашвили, 1996

Область научных интересов

Теория языка, русская грамматика, психолингвистика, онтолингвистика, освоение русского языка как второго.

Автор более 250 публикаций, среди которых монографии «Язык и ребёнок: лингвистика детской речи»; «Речевые ошибки и их предупреждение», «Словарь детских словообразовательных инноваций», главы в коллективных монографиях по функциональной грамматике (серии «Теория функциональной грамматики», «Проблемы функциональной грамматики»), а также статьи на русском и английском языках.

Основные публикации:

  1. Речевые ошибки и их предупреждение, 5 изд.., URSS, 2015.
  2.  Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., Владос., 2000.
  3. Очерки по словообразования и формообразования в детской речи. М., Знак, 2009.
  4. Словарь детских словообразовательных инноваций. Verlag Otto Sagner. Munhen. 2001.
  5. Лингвистические этюды. СПб., Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2013._408 с.
  6. С.Н.Цейтлин , Г.Н. Чиршева, Т.В. Кузьмина. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. Научная монография. Санкт-Петербург, «Златоуст», 2014.
  7. К вопросу об эллипсисе синтаксем // // ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Труды Института лингвистических исследований РАН. т. VI. Ч. 2. с.115-130
  8. Правила и детские ошибки (Размышления по поводу статьи А.А.Мурашова) // Русский язык в школе, 2013, № 2.С. 25-30
  9. К построению грамматики промежуточного языка //. ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Труды Института лингвистических исследований РАН. т. XI. Ч. 1. Категории имени и глагола в системе функциональной грамматики .. СПб.: Наука, 2015, с 515-538.
  10. Категория рода в детской речи // Проблемы функциональной грамматики: Полевые структуры. М.. Наука, 2005.
  11. Выражение побуждения в детской речи // Проблемы функциональной грамматики: Категоризация семантики. М., Наука, 2008. сс.309-330
  12. Некоторые особенности начальной детской грамматики и принцип естественной классификации //Проблемы функциональной грамматики: Принцип естественной классификации. Отв. Ред А.В.Бондарко, М.,ЯСК.2013, сс.388-402.

Цветкова Любовь Семеновна (1929-2016)

Родилась 21 марта 1929 г. в Москве, закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1953), доктор психологических наук (1970), профессор (1976) по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Область научных исследований: нейропсихология. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А.Р.Лурия на тему: “Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга” (1962). Докторская диссертация: “Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга” (1969). Цветкова продолжила традиции своего учителя - профессора А.Р. Лурия, занималась изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом (Цветкова, 1990). Разрабатывала научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, вела поиск методов его научного обоснования, а также исследовала нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных. Читала лекции в МГУ, на дефектологическом факультете МГПУ, а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: “Нейропсихология”, “Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга” и др.). Основные работы: Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга. М., 1966 (в соавт. с А.Р.Лурия); Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972; Нарушение и восстановление счета. (При локальных поражениях мозга). М., 1972; Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие. М., 1985; Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.

Галина Васильевна Чиркина (29 апреля 1935 — 31 августа 2013)

советский и российский специалист в области логопедии, доктор педагогических наук (1987), профессор, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением речи в Институте коррекционной педагогики РАО (ранее — НИИ дефектологии АПН), преподавала в вузах (МПГУ, МГГУ им. М. А. Шолохова)

Избранные труды

  • Дети с нарушением артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969.
  • Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции. Дис. … д-ра пед. наук. Акад. пед. наук СССР, Науч.- исслед. ин-т дефектологии. М., 1987.
  • Основы логопедии. Учеб. пособие для студентов. М.: Просвещение, 1989.(в соавторстве).
  • Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Уч. пособие для студентов дефектологических факультетов. М.,1991. (в соавторстве).
  • Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов. М., 1993. (в соавторстве).
  • Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Второй год обучения (старшая группа). Пособие для студентов. М., 1993. (в соавторстве).
  • Нарушение речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М., 1993.
  • Русский язык. Учеб. для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений. М. : Просвещение, 2000.(в соавторстве).
  • Произношение. Мир звуков. Учеб. для спец. (коррекцион.) школ. М., 2003. (в соавторстве).
  • Произношение. Мир звуков. Пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. М., 2003. (в соавторстве).
  • Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ (разные изд).
  • Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практ. пособие. М., 2008. (в соавторстве).
  • Развитие речи. 1 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений. М., 2009.
  • Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений (разные издания)
  • Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практич. пособие. М., 2007.
  • Основы логопедической работы с детьми. Учеб. пособие. М., 2009.
  • Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция. Колл. монография. Архангельск, 2009 (редактор, автор разделов).
  • Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений (редактор, автор разделов) М., 2010.
  • Логопедический аспект проблемы дислексии. М., 2011 (в соавторстве)

Ю́лия Бори́совна Некра́сова 

логопед, психолог, автор уникального метода социореабилитации взрослых и подростков, страдающих заиканием. Родилась 14 Декабря 1931 года в Москве. В 1950 году поступает на дефектологический факультет МГПИ им В. И. Ленина. Учится у С. С. Ляпидевского, О. В. Правдиной, Л. В. Мелеховой, А. В. Ипполитовой. В 1955 году с отличием окончила логопедическое отделение дефектологического факультета МГПИ им В. И. Ленина.

Труды:

  1. Некрасова Ю. Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся //Вопросы психологии.- 1980.- № 5.- С. 32.
  2. Некрасова Ю. Б. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся//Вопросы психологии.- 1984.- № 2.- С.75.
  3. Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии//Вопросы психологии.- 1985.- № 2.- С.127.
  4. Некрасова Ю. Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения//Вопросы психологии.- 1986.- № 5.-С.90.
  5. Некрасова Ю. Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения//Вопросы психологии.-1991.- № 5.- С.123.
  6. Некрасова Ю. Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся)//Вопросы психологии.-1994.- № 6.- С.37.
  7. Некрасова Ю. Б. «Лечение творчеством». — М.:Смысл, 2006. ISBN 5-89357-225-4

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
  2. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студ. высш. учеб. заведений. В двух книгах. Книга 1/ под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 272 с.
  3. Сумченко, Г. М., Храковская, М. Г., Трауготт, Н. Н. (к 85-летию со дня рождения) //Дефектология. - 1990.- № 1.- С. 90.
  4. Музей Института Коррекционной Педагогики РАО [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //Музей.интитут-коррекционной-педагогике.рф
  5. Наука русской речи. Научно методический портал [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.fonema.ru
  1. Метрополия. Центр учебного консультирования [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //metropolys.ru
  2. МГГУ им. М.А. Шолохова[Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //mggu-sh.ru
  3. Центр коррекции речи. Логопед-профессионал [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.logoped-profi.ru
  4. Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //wallenberg.ru
  5. МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет психологии [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.psy.msu.ru

11.Бумарскова К.П. История логопедии в лицах. Персоналии: методическое пособие. – Саратов: Изд.«Наука образования», 2014. - 70 с.