Формирование навыка образного чтения у детей младшего дошкольного возраста на основе методики ситуационных игр О. Н. Тепляковой.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
(С.Я. Маршак)
Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.
Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
Игры, которые разработала Ольга Николаевна Теплякова, настолько просты, что их могут использовать любые родители для любых детей.
В основе обучения детей по данной методике лежат ситуационные игры, сюжеты которых взяты из реальной жизни. В них нет места непонятным образам. Все, о чем говорится в игре, малыш может увидеть, почувствовать, потрогать. Именно такой подход, как считает автор методики, является наиболее подходящим, физиологически и психологически обоснованным и эффективным для раннего развития детей. При этом развиваются игровые сюжеты, вокруг которых расставляются все возможные виды деятельности ребенка: : пение; наблюдение; лепка; изготовление аппликаций ; музицирование; ; рисование; театральные постановки; чтение ; математика ; письмо ; взаимодействие с предметами.
Цель каждого короткого занятия – это максимально заинтересовать малыша. Для этого берется любая интересующая его тема из жизни, которая обыгрывается всеми перечисленными способами.
На самом деле в игры Тепляковой можно играть начиная с периода ожидания ребенка и до начала посещения школы. Но все-таки большинство игр рассчитано на детей от трех месяцев до четырех лет. Естественно, что подборка игр для младенцев будет существенно отличаться от тех, которые рассчитаны на малышей постарше.
Автор методики убеждена, что в обучении чтению важную роль играют не буквы и слоги, как в других методиках. Согласно мнению Тепляковой в обучении чтению важно создать такие условия, в которых малыш сам захочет писать и читать. У него должен появиться огромный интерес к этому. А именно он и является движущей силой успешного обучения чтению.
В процессе обучения чтению по Тепляковой малыш играет в игры, являющиеся частью обыденной жизни. Она убеждена, что рассматривание слов и букв на мониторе или на карточках бессмысленно и даже вредно (особенно для еще не сформировавшихся глаз ребенка). Естественно, что намного легче показать ребенку написанное слово "собака". Но правильнее и эффективнее выйти на улицу, погладить собачку, нарисовать ее, спеть про нее песенку или выучить стихотворение, изобразить ее мимикой и жестами. Такое восприятие слов является куда более эмоциональным и богатым. В играх автора слова просто включаются в привычную ежедневную деятельность. Малышам намного легче и понятнее взаимодействовать с реальными объектами, которые он встречает в реальной жизни, чем просто манипулировать не всегда понятными сочетаниями букв. Это скучно и неинтересно. И, тем более, не эффективно. Слова в методике Тепляковой буквально "живут" среди игрушек, животных, домашних предметов и явлений в окружающем мире.
Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.
- Мне нравится (2)