Взаимодействие творческого объединения дополнительного образования с родителями, школой и социально-культурной средой села

Ващилова Татьяна Сергеевна

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 

Факультет повышения квалификации

 

Структурное подразделение: кафедра проблем воспитания и

дополнительного образования

 

Взаимодействие творческого объединения дополнительного образования с родителями, школой и социально-культурной средой села

Итоговая работа

 

Срок обучения с «31» января 2018г. по «16» февраля 2018г.

 

Исполнитель:

Ващилова Татьяна Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО  «Дом детского  творчества»

Кемеровского муниципального района

(т.: 8-908-959-95-47, e-mail: drop0203@rambler.ru)

 

Консультант:

Афанасьева Ирина Владимировна,

кандидат культурологи, доцент

кафедра проблем воспитания и

                                                         дополнительного образования                      КРИПКиПРО

Кемерово 2018
Содержание

Введение................................................................ ………………….……..….3

1. Сельская социально-культурная среда …………………………..…….….....5

2. Дополнительное образование детей ............... …………………………....7

3. Из опыта работы творческого объединения  «Дорогу осилит идущий»..…9

Заключение............................................................ ……………………….….12

Литература............................................................ …………………………..13

Приложение №1 Экологические мероприятия на территории села… ….….14

Приложение №2 Сотрудничество с Советом ветераном деревни ..… ….….15

Приложение №3 Совместные мероприятия со школой и Домом культуры..16

Приложение №4 Участие родителей в работе творческого объединения….19

Приложение №5 Игровые программы для воспитанников детского сада …21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов, улучшается инфраструктура и материальное насыщение школ, модернизируются образовательные методики и технологии и т. д. Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни учащегося. В результате общее и дополнительное образование становятся частями цельного процесса, являясь взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса. Особая значимость в интеграции двух образовательных системы отражена в Законе об образовании, Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции развития дополнительного образования.[6]
         Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Важное место в социальной системе села, существенную роль в его сохранении играет школа, зачастую являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром.

Школа и социум на селе неразделимы.  Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции в селе выполняют и среда непосредственной жизнедеятельности ребенка, друзья, семья и родители, деятельность, в которую включается ребенок, средства массовой информации, литература и искусство, учреждения культуры,  дополнительного образования и т.д.

Всем известно, что воспитание и образование детей осуществляется в любой момент их деятельности, поэтому и целесообразно объединение усилий школы и сельского социума, а также учреждений дополнительного образования для создании системы их эффективного взаимодействия по воспитанию детей и молодежи, готовых трудиться на благо своего села, умеющих жить счастливой, полноценной жизнью на селе. В этом случае субъектами воспитания и образования выступают не только педагоги школы, но и педагоги дополнительного образования, специалисты других учреждений села, работники культуры, коллективы предприятий и хозяйств, общественность села. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельская социально-культурная среда


           Значительное влияние на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды зависит от географического положения населенного пункта (где проживает человек), от природных ресурсов, от климата этой территории, от истории заселения местности. Под влиянием этих факторов формируется у населения определенный образ жизни, уклад, быт, традиции, культура, разные формы общения и пр.
            Под социально-культурной средой понимается социальное окружение человека, совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности, атмосфера его бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми, реальная действительность, в условиях которой происходит развития и воспитания человека.

Особыми характерными чертами сельской среды является преобладание неформальных, нерегламентированных социальных отношений, широкий диапазон и многообразие форм общения, сложная многоуровневая система контактов, взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. На селе отсутствует анонимность общения, более просты его формы, социальные роли формализованы слабо. Сельские учителя и родители связаны не только общими целями воспитания, но и соседско-бытовыми отношениями, общей заинтересованностью в оптимальном развитии социальной и производственной сферы, участием детей в ней. Хотя общение сельского жителя и ограничено численностью населения, но зато отличается более глубоким знанием быта односельчан. Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, приобщить детей к повседневным заботам старших.

Хозяйственные, трудовые, родственные, соседские связи жителей одного села, деревни способствуют более тесному общению, создают привычную атмосферу открытости. Тесные контакты жителей села дают широкие возможности для вовлечения сельских школьников в трудовую, общественную, культурную жизнь деревни. Вместе с тем по этой же причине на селе в большей степени, чем в городе, проявляется общественное одобрение или осуждение, сохраняется своеобразный социальный контроль всех сфер жизни каждого человека в семье, в трудовом коллективе.

Традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное образование детей

 

Наряду с внеурочной работой, внеклассной работой и внешкольной работой важную роль выполняет дополнительное образование детей. В педагогической науке дополнительное образование детей рассматривается как “особо ценный тип образования”.  Дополнительное образование детей является одной из важнейших составляющих образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. (4)

К тому же, дополнительное образование, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.

В учреждениях дополнительного образования детей эффективнее всего внедряются социально-педагогические модели деятельности, так как традиции, стиль и методы работы этих учреждений по максимуму учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни [1].

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства. (5) Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющее учащимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Для этого в  дополнительном образовании существуют следующие направленности: туристическо-краеведческая, естественнонаучная, художественная, социально-педагогическая, техническая и физкультурно-спортивная.

Миссия Дома детского творчества Кемеровского муниципального района  заключается в создании условий для успешной социализации растущей личности. Важно отметить, что работа с детьми в данном учреждении проводится не только в Доме детского творчества, но и на базе школ Кемеровского муниципального района. Благодаря этому возникают благоприятные условия для взаимодействия творческого объединения со школой и сельским социумом по воспитанию детей и молодежи, создания единого образовательного и воспитательного пространства детей разного возраста, где  обучающиеся включаются в разностороннюю трудовую, познавательную, творческую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из опыта работы творческого объединения  «Дорогу осилит идущий»

 

На базе МБОУ «Мозжухинская ООШ» работает  творческое объединение Дома детского творчества Кемеровского муниципального района – «Дорогу осилит идущий» (социально-педагогическая направленность), которое объединяет почти всех учащихся школы.

Цель  дополнительной общеразвивающей программы «Дорогу осилит идущий»: формирование у детей и подростков навыков организации социально-одобряемой деятельности путем погружения в социально-активную среду и  организацию коллективных творческих дел. Программа охватывает практически весь школьный возраст и развивает творческое пространство ребенка в различных направлениях: культурном, социальном, коммуникативном. В программе отражены условия для коллективного и индивидуального творчества, раннего личностного и профессионального самоопределения детей, их самореализации и социализации. Основным звеном, на котором строится вся работа по данной программе, является методика коллективных творческих дел И.П. Иванова.

   Главной идеей данной методики является организация сотворчества участников образовательно-воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей и общественности села. Для реализации этой идеи на селе имеются благоприятные условия: близость проживания, хорошее знание друг друга, возможность собираться всем вместе для обсуждения важных проблем, по случаю проведения праздников.

Данное творческое объединение активно сотрудничает с педагогами школы, ДК д. Мозжуха (приложение №3), советом ветеранов деревни (приложение №2), дошкольными группами школы (приложение №5), родителями (приложение №4) и жителями деревни. Основными направлениями такого сотрудничества являются: образовательная деятельность, укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование важнейших гражданских качеств (инициативности, ответственности, организаторских способностей и др.), трудовое и общекультурное развитие учащихся, проведение мероприятий различной тематики.

Совместно со школой, ДК и советом ветеранов планируются и проводятся мероприятия различного направления – патриотического, трудового, познавательного, досугового, экологического (приложение №1),  спортивного и т.д.  Это позволяет расширить «поле» деятельности и вовлечь в процесс не только каждого школьника, но и родителей и жителей деревни. А такое разновозрастное взаимодействие имеет большой воспитательный потенциал и обеспечивает: более широкие возможности для овладения обучающимися культурных ценностей, успешность освоения школьниками различных социальных ролей, преобразование имеющегося опыта старших и обогащение, развитие опыта младших, заботу друг о друге, поддержки тех учащихся, которые не могут реализовать себя по тем или иным причинам в группе сверстников, обучение принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях и т.д.

Взаимодействие школьников разного возраста взаимно обогащает их, помогает старшим овладеть социальными ролями взрослого; получать опыт ответственности за других; осваивать навыки организаторской деятельности. Разновозрастные связи создают благоприятные условия для актуализации и развития тех качеств личности, которые в одновозрастном коллективе остались бы незамеченными и не получили бы возможности для проявления, а также обеспечивают гуманизацию отношений между детьми. [3]

Целесообразно создание временных разновозрастных объединений в ходе подготовки и проведения мероприятий: творческих групп, а также советов дел, выполняющих роль органов самоуправления. В ряде случаев могут быть сформированы сводные отряды для выполнения работы, требующей специальных умений и навыков (ремонт, оказание помощи детскому саду в благоустройстве, подготовка поздравлений и т. п.). Хорошее знание особенностей детей и их контактов позволяет создать условия для удовлетворения интересов и потребностей каждого ученика в процессе подготовки и проведения различных дел, возможности для выбора видов, форм деятельности, временных объединений и контактных групп.

Благодаря единому образовательному и воспитательному пространству, которое мы начинаем создавать на территории нашей деревни,  у педагогов школы, педагога дополнительного образования, работников ДК и библиотеки, общественности деревни появилась возможность вовлечь детей разного возраста и их родителей в общественно полезную деятельность на селе -  дела по благоустройству, забота о престарелых, помощь детскому саду и школе, охрана природы, краеведческая работа, пропаганда ЗОЖ, профилактика правонарушений, конкурсное движение, проведение мероприятий различной тематики и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как показывает наш опыт, задача педагогов состоит в том, чтобы максимально использовать все воспитательные и образовательные возможности, где функционирует образовательное учреждение. Необходимо  связать знания с интересами личности, помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно эмоционально окрашенными событиями, придать общественно полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям, организовать совместную деятельность детей и взрослых, вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности.

Взаимодействие творческого объединения со школой и сельским социумом является тем фактором, который может способствовать формированию активности и совершенствованию творческого опыта школьников в учебной и досуговой сферах, развитие социокультурных компетенций участников образовательного процесса, увеличение количества участников социально-значимых проектов и акций, а также рост количества учащихся, считающих себя активными членами общества, обладающих гражданским самосознанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст]: учебник для вузов / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: изд-во РГПУ, 2006. - 352 с.

2. Взаимодействие образовательных учреждений и учреждений культуры, спорта и молодежной политики [Электронный ресурс]:  Власенко Е.А. , 04.11.2013 http://pedsovet.su/publ/158-1-0-4187

3.  Воспитательный процесс в сельской школе [Электронный ресурс]:   https://studopedia.org/6-116350.html

4. Дополнительное образование в современной системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс]:   Огороднова А.Е. , https://www.scienceforum.ru/2016/1515/25579

5. Дополнительное образование детей в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]:   http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_obsheobr.html

6.  Хентонен, А. Г., Бельская, К. В. Современные тенденции развития системы дополнительного образования в России [Текст]/ А.Г. Хентонен, К.В. Бельская // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 527-529. — URL https://moluch.ru/archive/127/35206/ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Экологические мероприятия на территории села

image

 

image  

                                                  image

 

Приложение №2

Сотрудничество с Советом ветеранов деревни

image

 

image    image

 

image

Приложение №3

Совместные мероприятия со школой и Домом культуры

image

 

image

image

 

image

 

image

image

 

image

 

image

Приложение №4

Участие родителей в работе творческого объединения

image

 

image

 

image

image

 

image

 

image image

 

Приложение №5

Игровые программы для воспитанников  детского сада

 

image

 

image

image

image

image