МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Подготовила методист Ронская П.И.

Успешное решение задач дополнительного образования возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к учащимся. Такой подход имеет в своей основе изучение и знание индивидуальных особенностей и сложного их переплетения у каждого ученика. Великий русский педагог К.Д.Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях».

В кружковой работе важное значение приобретают такие особенности учащихся, как практическая смекалка, наблюдательность, позволяющая вовремя замечать незначительные отступления от предъявляемых к работе требований, способность выполнять кропотливую работу, нередко связанную с многократным выполнением однообразных действий, и т.д. Благодаря этой специфике, успех практической деятельности не всегда соответству­ет успеху в овладении теоретическими дисциплинами. Есть случаи, когда учащиеся, испытывающие трудности в теоретическом обучении, в кружковой работе достигают заметных успехов. А это имеет важное воспитательное значение, так как способствует развитию уверенности учащегося в себе, создает основу для организации профориентационной работы с ним, наце­ливающей на практические виды деятельности.

Таким образом, для успешного осуществления индивидуальной работы очень важно знать не только наиболее общие особенности учащихся, проявляющиеся в теоретической и практической деятельности, но и выявлять специфические особенности, которые играют важную роль в процессе обучения в кружке и профориентации подрастающего поколения.

Хорошее знание индивидуальных особенностей ученика невозможно без тщательного специального их изучения. Если педагог четко представляет, как и на какие особенности учащихся воздействовать, то это означает, что он знает их сильные и слабые стороны, видит не только то, что сейчас проявляется в ученике, но и предусматривает его потенциальные возможности. Знание индивидуальности каждого учащегося - это важнейший аспект педагогической квалификации, профессионального мастерства педагога.

Задача активного изучения индивидуальных качеств учащихся наиболее заострена в первое время работы с обучаемыми. С самого начала проявляются не только положительные особенности, но и их отрицательные тенденции. Поэтому важно как можно скорее изучить учащихся. Для ускорения этого процесса следует предварительно получить сведения от классного руководителя и учителей-предметников.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся - процесс непрерывный. Эти особенности не остаются неизменными. Меняются не только характеристики деятельности, но и в ходе формирования и совершенствования трудовых навыков, умений и привычек происходят изменения в личности и интеллектуальной сфере ученика, у него развивается способность управлять своим темпераментом. По ряду причин (неблагоприятная обстановка в семье, ненормальные отношения с товарищами и т.д.) в личности ученика могут наблюдаться отрицательные изменения. Очень важно вовремя их заметить в ученике и учесть их в плане самовоспитания.

Необходимо знать, что при изучении индивидуальных особенностей могут встретиться трудности. Во-первых, одни особенности учащихся могут оказаться замаскированными другими особенностями. Это, в частности, может проявиться в отношении благоприятных возможностей учащихся.

Например, такие особенности, как практическая смекалка, склонность к основательному выполнению заданий и др., могут быть замаскированы такими качествами, как лень, недисциплинированность. Поэтому важно «докапываться» до замаскированных возможностей учащихся и проводить работу по их реализации.

Во-вторых, трудности в изучении индивидуальных особенностей возникают ввиду временных состояний учащихся: тяжелых переживаний, переутомления, возбуждения, заметно влияющих на поведение и деятельность (ослабление внимания, нарушение контроля, допущение ошибок и т.д.). Следовательно, надо отличать особенности деятельности, которые характеризуют устойчивые индивидуальные различия, от особенностей, вызванных временными состояниями. Это, в частности, необходимо иметь в виду при анализе ошибок, дефектов, брака. Разумеется, и реакция педагога должна быть различной в случаях, когда ошибка ученика связана с недостаточно ответственным отношением к делу и когда она вызвана временным его состоянием. Если во втором случае достаточно успокоить ученика или дать ему возможность отдохнуть, то в первом случае приходится решать сложные воспитательные задачи.

В дополнительном образовании важную роль играют особенности физи­ческого развития и состояние здоровья учащихся. В этой связи необходимо помнить, что для обучения различным профессиям существуют противопоказания, обусловленные нарушениями в работе сердечно-сосудистой, ды­хательной систем, в работе органов зрения, слуха и т.д. Отсюда к особенностям физического развития и состояния здоровья учащихся следует подходить с особым вниманием и учитывать сведения о них в организации учебно-трудовой деятельности и профориентации обучаемых.

При изучении индивидуальности ученика нельзя рассматривать его изолированно от особенностей коллектива, от взаимоотношений его чле­нов. Уровень развития коллектива и характер взаимоотношений в нем являются условиями, которые в одних случаях способствуют проведению индивидуальной работы, а в других - мешают ей.

Однако взаимоотношения с товарищами и положение ученика в группе зависят и от его индивидуальных качеств. Поэтому выявление взаимоотношений между учащимися и их причин является одной из важных сторон изучения школьников: оно дает сведения, необходимые для проведения работы по нормализации этих взаимоотношений и воспитанию у ребят коллективистских качеств.

Организуя работу с учащимися, надо учитывать не только их индивидуальные, но и возрастные особенности, которые как бы накладываются на индивидуальные характеристики, благодаря чему индивидуальная работа с учащимися на разных возрастных этапах приобретает специфический характер.

В результате ознакомления с устройством и работой машин и приборов, изготовления моделей машин, конструирования новых механизмов, приборов и приспособлений, выращивания животных и растений, шитья одежды, приготовления различных блюд и т.д. у учащихся формируются практические умения и навыки, развивается мышление, углубляется интерес к общественно-полезной производительной деятельности. К тому же они овладевают и определенной суммой знаний.

Изучение учащихся педагогом дополнительного образования в сопоставлении с данными, получаемыми от классного руководителя, учителей-предметников и родителей, позволяют накапливать разносторонний материал об их индивидуальных качествах и делать обоснованные выводы об особенностях этих качеств и изменениях, происходящих в них. Эта сторона работы педагога требует использования разных методов изучения учащихся.

Метод наблюдения. Наблюдение - один из наиболее доступных и широко применяемых педагогами методов. Оно заключается в целенаправленном восприятии поведения и деятельности учащихся и проводится в естествен­ных условиях: на занятиях, во время перерывов, на внеклассных мероприятиях и т.д. В наблюдении важно точно определить, что необходимо узнать об ученике и где лучше всего можно обнаружить те или иные его особенности.

Наблюдать за учеником надо так, чтобы он не догадывался, что его специально изучают. В противном случае он намеренно или невольно начинает вести себя неестественно. Контакты между учителем и учеником в процессе наблюдения должны носить деловой характер.

Надо следить за тем, чтобы наблюдение за учащимися, у которых имеются недостатки в работе, не сопровождалось резкими оценками и эмоциональными реакциями. Учащиеся должны чувствовать доброжелательное отношение к себе. С этой целью важно в их работе замечать не только недостатки, но и положительные (пусть даже незначительные) особенности, показывать пути совершенствования своей деятельности.

Метод беседы. Беседа - это речевое общение с учеником. В ней, при

помощи вопросов, педагог побуждает ученика к высказываниям,  по которым

можно судить о его интересах, отношении к учебно-трудовой деятельности, к товарищам и к себе, о правильности его оценок, касающихся положительных сторон и недостатков в своей работе и т.д. Надо иметь в виду, что по причине завышенной или заниженной самооценки, а также недостаточного осознания некоторых особенностей своей деятельности ученик в беседе может давать неточные и неправильные ответы. Иногда ученик склонен намеренно неправильно отвечать на вопросы. Поэтому сведения, почерпнутые из бесед с учеником, нужно сопоставлять с данными, полученными с помощью других методов.

Для успешного проведения беседы необходимо к ней серьезно подготовиться: заранее определить предмет беседы, найти конкретный повод для разговора, наметить время и место ее проведения, продумать вопросы, которые будут поставлены перед учеником. Вопросы могут быть прямыми и косвенными. Беседа требует варьирования одних и тех же вопросов. Это необходимо для того, чтобы ученик ясно понял, о чем его спрашивают, и чтобы было возможно проверить достоверность его ответов. Каждый последующий вопрос должен задаваться с учетом ответа на предыдущий. Нужно избегать внушающих вопросов.

Беседу надо проводить в обстановке максимальной естественности, живо и непринужденно, так, чтобы она не носила характер специального опроса, настораживающего ученика. В ней нельзя прямо спрашивать об отношении к делу, недостатках в работе и т.д. Это следует выяснять в процессе обсуждения успехов ученика в овладении трудовыми действиями, случаев нарушения правил техники безопасности, брака в работе. В ходе анализа ошибок выясняется как ученик выполнял те или иные трудовые приемы. Иногда в ходе беседы целесообразно предложить ученику, чтобы он показал, как он выполняет приемы работы. Так как в беседе выявля­ется отношение ученика к учению, товарищам и себе, то необходимо внимательно следить не только за содержанием его высказываний, но и за его интонацией речи, выражением лица, жестами, позой. В беседе очень важно установить атмосферу доверия, доброжелательности и искренности. Для этого необходимо показать свое стремление помочь ученику, выразить ему свое сочувствие в разумных пределах, сообщить какие-то сведения о себе, обменяться мнениями о каких-либо событиях, делах, поступках, что-то посоветовать ему, порекомендовать, как устранить недостатки в работе.

Следует отметить, что беседа требует выработки специальных умений и навыков. Метод изучения продуктов деятельности. Изучение  продуктов  деятельности - это анализ конкретных результатов,  полученных в процессе труда, учения,  общественной работы, технического творчества и т.д. На основе анализа результатов деятельности (производительность, качество, оригинальность) делаются выводы об отношении ученика к работе, его интересах, склонностях, об уровне развития его способностей к различным видам деятельности, а также навыков и умений. Материал, полученный с помощью этого метода, дополняет данные наблюдения.

Метод анамнеза. Сущность  этого  метода  заключается  в изучении истории, происхождения различных сторон и свойств личности. При этом выявляются условия прошлой жизни ученика, оказавшие влияние на развитие его личности. К числу таких условий относятся материальный и духовный уровень семьи, в которой он воспитывается, его успехи в учении, дисциплина и интересы в прошлом, события, оказавшие на него сильное влияние. Сведения об этих условиях можно получить от самого ученика, его родственников и других близких ему лиц, что позволит найти наиболее обоснованные пути воспитательных воздействий на ученика.

Метод обобщения независимых характеристик. Данный метод заключается в сборе и обобщении характеристик изучаемого ученика, полученных от разных лиц, знающих его. Причем эти лица представляют их независимо друг от друга. Характеристики могут быть устными или письменными. Сведения от других лиц чаще всего получают путем устных бесед. Сопоставление данных, полученных от разных лиц, позволяет сделать более обоснованные выводы об индивидуальных особенностях ученика.

Следует учитывать, что в оценках этих особенностей, даваемых разными людьми, могут встретиться расхождения, причем иногда значительные. Это связано с тем, что выводы могут быть сделаны на основе нетипичных фактов. Кроме того, некоторые индивидуальные особенности могут быть замаскированы другими качествами. При расхождениях в оценках индивидуальных особенностей ученика необходимо собрать дополнительный материал для более обоснованных выводов.

Метод эксперимента. Эксперимент предполагает преднамеренное создание специальных условий, в которых проявляются определенные индивидуальные особенности ученика. Он может проводиться в лаборатории (лабораторный эксперимент) и в естественных условиях (естественный эксперимент). В плане практического использования более доступным является естественный эксперимент. Конкретно он проводится в форме различных заданий и поручений, касающихся учебной деятельности, общественной работы, взаимодействия с товарищами. Ученику могут быть предложены задания с целью выяснения его скоростных возможностей, уровня развития практического мышления, основательности выполнения трудовых действий и т.д. Эксперимент может быть организован и с целью устранения недостатков в деятельности ученика и обучения его более рациональным способам работы. В ходе естественного эксперимента ученик не должен догадываться, что его специально изучают.

Метод анкеты. Анкета - это метод получения сведений об учащихся на основе их письменного самоотчета по специально составленной системе вопросов. Очень важно, чтобы вопросы были четкими, ясными, однозначно понимаемыми всеми заполняющими анкету.

Анкеты бывают открытые и закрытые. В открытых анкетах человек сам должен сформулировать ответы на поставленные вопросы, а в закрытых - он должен выбрать по каждому вопросу один из представленных вариантов ответов. Открытые анкеты дают более богатый, разносторонний материал, по сравнению с закрытыми. Но в связи с этим их труднее обрабатывать. Закрытые же анкеты дают более бедный материал, ограниченный предложенными вариантами ответов.

Положительной стороной данного метода является возможность их массового применения. Для более строгой организации изучения индивидуальных различий учащихся целесообразно иметь особую тетрадь (записную книжку), где по нескольку страниц отводится для каждого ученика. В ней следует фиксировать факты, получаемые с помощью описанных методов, а также мысли и предположения об индивидуальных особенностях ученика. Эти записи надо делать сразу после получения материала, чтобы не забыть факты и сведения об ученике.