Программа по самообразованию
Новые социальные запросы, определяют цели образования как личностное, общекультурное и познавательное развитиеобучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.
Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески.
Обязательным условием формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками.Функции педагогической деятельности педагога дополнительного образования отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дополнительного образования и современными требованиями к нему.
Современный педагог дополнительного образования является одновременно воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения собучающимися, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальнымповышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. егопрофессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования.Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu.docx | 44.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дом детского творчества Воротынского муниципального района
Нижегородской области
Программа по самообразованию
« Декоративно-прикладное творчество, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
педагога дополнительного образования
Марковой Татьяны Викторовны
на 2018-2021г.
р.п. Воротынец
2018г.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов.
Н.А. Рубакин
Пояснительная записка.
Новые социальные запросы, определяют цели образования как личностное, общекультурное и познавательное развитиеобучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.
Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески.
Обязательным условием формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками.Функции педагогической деятельности педагога дополнительного образования отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дополнительного образования и современными требованиями к нему.
Современный педагог дополнительного образования является одновременно воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения собучающимися, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальнымповышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. егопрофессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования.Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Актуальность темы
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей,
на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».
Цель самообразования:
«Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций педагога с целью достижения положительной динамики в развитии творческих способностей, через выполнение творческих работ в кружке».
Задачи:
- Расширить и углубить свои знания в данной области.
- Обобщить и проанализировать опыт работы других педагогов по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Внедрить в практику педагогической деятельности современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества дополнительного образования и развития творческих способностей учащихся.
- Активизировать работу по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через выполнение творческих работ в кружке.
5. Разработать методические и дидактические материалы.
- Совершенствовать систему мониторинга, по отслеживанию результатов освоения учащимися дополнительной образовательной программы.
- Формировать опыт сотрудничества по данной теме.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет, общения с коллегами.
Срок реализации программы самообразования: с сентября 2018 года по декабрь 2021 года
Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах.
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Основные этапы работы по теме самообразования:
Этапы | Сроки | Содержание деятельности |
диагностический | 2018 учебный год | Постановка проблемы, анализ и диагностика, изучение методической литературы по теме «Развитие творческих способностей у старших дошкольников, средствами декоративно-прикладного творчества» |
прогностический | 2019 – 2020 учебный год | Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов. |
практический | 2019 - 2020 учебный год | Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение передового практического опыта в практику своей деятельности. Формирование методического комплекса. |
обобщающий | 2020 – 2021 учебный год | Подведение итогов, оформление результатов работы по теме. |
внедренческий | дальнейшая педагогическая деятельность | Предусматривает использование опыта работы в своей деятельности и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.) |
Предполагаемый результат
для педагога
- Повысить знания по данной теме.
- Повысить качество дополнительного образования.
- Разработать дидактический материал по дополнительной общеразвивающей программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».
- Создать методические рекомендации для родителей.
- Обобщить опыт работы по исследуемой проблеме.
- Создать и обеспечить постоянное действие персонального сайта.
- Внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательные технологии:
- Технологию разноуровневого обучения;
- технологию индивидуализации обучения;
- игровые технологии;
- ИКТ-технологии;
- проектного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
для учащихся:
- Повысить качество ЗУН, уровень обученности учащихся.
- Повысить творческую активность учащихся.
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное:
- Знакомиться с нормативно-правовыми документами различного уровня по дополнительному образованию детей.
- Знакомиться с новыми типовыми, модифицированными и авторскими общеразвивающими программами дополнительного образования детей по направлению декоративно-прикладное творчество.
- Изучать новую литературу по дополнительному образованию детей и методике преподавания.
- Пройти курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, организованных в НИРО в 2020 г.
- Пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию в 2021 г.
- Продолжить работу по оформлению учебного кабинета дидактическим материалом и наглядными пособиями.
- Подготовить учащихся к участию в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
- Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители уч-ся).
- Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
- Опубликовывать материалы с опытом своей работы в различных изданиях и сети Интернет.
- Внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии.
- Создать комплект дидактики по предмету (схемы, технологические карты и т.д.).
- Создать пакет разработок учебных занятий с применением информационных технологий.
- Организовать работу с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое:
- Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
- Изучать современные психологические методики.
3. Создать пакет психолого-педагогических материалов для педагога дополнительного образования.
Методическое:
- Совершенствовать знания современного содержания дополнительного образования детей.
- Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания и Интернет.
- Изучать опыт коллег по организации учебно-воспитательного процесса.
- Изучать научно-методическую литературу по дополнительному образованию детей.
- Проводить открытые уроки, мастер-классы для коллег ДДТ, педагогов ДОУ, родителей.
- Принимать активное участие в работе методического объединения педагогов дополнительного образования района, в работе педагогического совета МБОУДДТ Воротынского муниципального района Нижегородской области.
- Создавать пакет сценариев занятий и мастер-классов.
- Создать собственный УМК по дополнительной общеразвивающей программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток».
- Создать копилку дидактических игр по программе.
10. Создать собственный сайт.
11.Участвовать в Интернет-конкурсах.
12.Размещать методические разработки в интернет-ресурсах.
Формы представления результатов педагогической деятельности:
- Проведение серии открытых занятий и последующим анализом.
- Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
- Выпуск методической продукции.
- Создание портфолио.
- Творческий отчёт, обобщение педагогического опыта.
- Представление результатов педагогической деятельности и выступление по обмену опытом на педагогическом совете ДДТ.
- Результаты работы по теме самообразования разместить на собственном сайте.
План работы по самообразованию
2018 – 2021 г.
сроки | Содержание деятельности | результат |
Определение темы самообразования, планирование системы работы | ||
Сентябрь-декабрь 2018 г. | Обзор в Интернете информации по направлению деятельности, педагогике, психологии, педагогики использованию в опыте работы педагогов дополнительного образования | Обобщение и систематизация знаний |
2018-2019 уч.г. весь период | Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы | Составление картотеки информационных ресурсов |
2018-2019 уч.г. весь период | Чтение и изучение периодических изданий: - информационно-методический журнал «Дошкольное воспитание»; - научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание»; - научно-методический журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» - библиотечка дляУДОД (приложение к журналу «Внешкольник») - Бюллетень-региональный опыт развития, воспитания и дополнительного образования; - дополнительные образовательные программы (сборник программ); | Пополнение картотеки, методической копилки |
сентябрь 2019 г. | Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию, анализ полученной информации, определение перспективы развития | Обобщение и систематизация знаний |
сентябрь 2018 г. | Разработка собственной программы по самообразованию | Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования |
Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса | ||
сентябрь 2018 | Внесение изменений в дополнительную общеобразовательную программу кружка декоративно-прикладного творчества «Росток». | Соответствие программы современным требованиям и содержанию деятельности |
весь период | Разработка УМК к дополнительной общеобразовательной программе кружка декоративно-прикладного творчества «Росток». | Систематизация используемых материалов |
весь период | Разработка комплекта дидактического материала к учебным занятиям по программе | Систематизация используемых материалов |
весь период | Создание копилки дидактических игр | Систематизация используемых материалов |
весь период | Создание авторских разработок конспектов занятий, в том числе с применением ИКТ | Систематизация используемых материалов |
весь период | Выбор диагностического инструментария к мониторингу результатов обучения и воспитания учащихся | Систематизация используемых материалов |
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | ||
2019 – 2020 уч.г | Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс | Повышение качества дополнительного образования по программе, активизация творческой активности учащихся |
сентябрь – декабрь 2019 г. | Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, методических разработок занятий, массовых мероприятий с учащимися, дидактического материала, обобщения опыта работы | Распространение опыта работы |
декабрь 2021 | Отчёт по теме самообразования | Самоанализ деятельности |
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы | ||
март 2019г. | Проведение семинара для педагогов ДОУ по теме: «Почему важно развивать творческие способности у старших дошкольников?» | Распространение опыта работы |
май 2019г. | Выступление на заседании педагогического совет «Творческая деятельность в кружке, как средство развития творческих способностей старших дошкольников». | Распространение опыта работы |
2019 – 2021 уч.г | Проведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ДОУ и ДДТ | Распространение опыта работы |
2019 – 2021 уч.г | Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДДТ (на сайте ДДТ) | Распространение опыта работы |
Повышение профессиональной компетентности | ||
весь период | Участие в работе методического объединения педагогов дополнительного образования | Обмен опытом работы |
весь период | Обучение на методических семинарах педагогов дополнительного образования | Приобретение новых знаний |
весь период | Взаимопосещение занятий коллег | Обмен опытом работы |
2018 – 2021 уч.г. | Участие в профессиональных конкурсах на внутриучережденческом и муниципальном уровнях | Повышение профессиональной компетентности |
апрель 2020 г. | Прохождение курсов профессиональной переподготовки | Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации |
декабрь 2021г. | Аттестация на высшую квалификационную категорию | Повышение профессиональной компетентности |
Работа с учащимися | ||
весь период | Проведение учебных занятий и внеучебной деятельности с внедрением новых творческих работ | Повышение активизации и результативности участия обучающихся во всех творческих конкурсах на всех уровнях |
весь период | Организация работы с одарёнными детьми. Участие в реализации программы | Повышение результативности участия в конкурсах, фестивалях, смотрах детского творчества |
ежегодно май | Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления удовлетворённости качеством учебно-воспитательного процесса в кружке. | |
по плану | Организация индивидуальных мини-выставок учащихся, выставок семейного творчества | Повышение мотивации к учебной деятельности |
Оценка эффективности программы самообразования
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- достижение положительной динамики в развитии творческих способностей учащихся;
- уровень ЗУН учащихся;
- уровень участия в смотрах, фестивалях, конкурсах;
- степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
- качество учебно-методического и технологического обеспечения;
- качественное и количественное размещение информации на сайте педагога и других информационных источниках.