Обществознание: каким будет предмет и что должно обеспечивать его изучение (в контексте концепции преподавания обществознания в Российской Федерации)

Обществознание: каким будет предмет и что должно обеспечивать его изучение (в контексте концепции преподавания обществознания в Российской Федерации)

 

Обществознание, безусловно, еще довольно молодой предмет для российского образования. В СССР обществознанию не уделялось так много внимания, да и сейчас, в некоторых странах постсоветского пространства его нет в списке изучаемых.

В России, напротив, популярность обществознания возростает. Если посмотреть статистику предметов, выбираемых для сдачи ЕГЭ и ОГЭ школьниками, то топ списка предметов по выбору возглавляет обществознание. С чем это связано? Причин несколько. Для одинадцатиклассников обществознание популярно потому, что требуется для поступления на большинство не технических специальностей,  а среди девятиклассников распространен миф о том, что обществознание легкий для сдачи предмет. Так ли это? Конечно же, нет.

Уже сейчас любой учитель обществознание скажет вам, что этот предмет не так прост, как может показаться. Он очень сложен, особенно для учеников. и основная сложность даже не в громадных объемах информации, которые следует запомнить ученику, а в отсутствии у не взрослого человека большого жизненного опыта. Ведь что есть обществознание, если не предмет о жизни и для жизни? В нем основы и социологии, и психологии, и экономики, и других предметов.

Сегодня мы изучаем обществознание и многим кажется, что этого предмета достаточно. Но современные реалии доказывают обратное. Ученики заинтересованны не только в успещной сдаче ЕГЭ, но и в успешком обучении в ВУЗе. Для этого им недостаточно знать только то, что изучается в курсе обществознания, они хотят знать больше. Школы понимают это, и мы видим, как в 10-11 классах появяются такие предметы, как «право» и «экономика», что, по сути, является углублением тех знаний, которые дает обществознание.

Следовательно, отвечая на вопрос «Каким будет предмет обществознание?», стоит лишь внимательно посмотреть на сегодняшнии реалии и ответ будет очевиден. Обществознание, вероятнее всего, будет и должно быть подвержено серьезной модернизации. В старших классах уже не актуально изучать обществознание, этот, по сути своей, комплекс различных предметов, ученикам гораздо проще и удобнее сосредоточится на том, что им дейсвительно важно. Будующим экономистам – на экономике, психологам и социалогам – на социологии и т.д. Поэтому, на мой взгляд, обществознание будет полностью изучаться до 9 класса, а затем будет ликвидировано из списка предметов. То есть уже по окончанию основного общего образования у учеников должна быть сформирована целостная картина современного общества. Безусловно, материал для изучение придется пересмотреть и скорректировать.

Теперь о том, что касается материально-технической и методической базы, необходимой для изучения предмета. Ранее уже отмечалось, что самая большая трудность в овладении предметом – отсутсвие жизненного опыта у учеников. И проблема не только в том, что они еще не достаточно повидали в жизни, а в том, что у современного ученика, к сожалению, существует четкая грань между школой и жизнью. Поэтому основная задача – стереть эти границы, интегрировать процесс обучения с личной жизнью ученика. Сегодня много говорят о модели школы «2030» и основная идея в том, что знания: метапредметные, личностные и предметные, ученик должен получать не только в стенах школы. Весь мир, все, что его окружает – есть образовательная площадка. Поход в магазин – источник знаний об основах маркетинга, прогулка с друзьями – способ научится налаживать эффективные коммуникации. И задача школы – показать эти возможности ученику. Для этого, конечно, нужно измениться учителю. Следует направить усилия, в первую очередь, на формирование мотивации к самостоятельному обучению у ребенка, для этого подключить все имеющиеся ресурсы внешней среды.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что обществознание, безусловно, будет подвержено изменениям гораздо сильнее, чем все другие предметы. Ведь оно, в первую очередь, должно способствовать воспитанию и формированию молодой личности, современной и востребованной. А так как мир стремительно меняется, будет менятся и изучаемый предмет. Хочется верить, что его преобразование будет не отставать от преобразований мира, и даже не идти в ногу со временем, а работать на опрежение. Для этого необходимо искать более продвинутые и перспективные методы и формы обучения, привлекать цифровые информационные и образовательные ресурсы и педагогов, готовых к инновациям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.andreeva.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева М.М. учитель истории и обществознания

Обществознание: каким будет предмет и что должно обеспечивать его изучение (в контексте концепции преподавания обществознания в Российской Федерации)

Обществознание, безусловно, еще довольно молодой предмет для российского образования. В СССР обществознанию не уделялось так много внимания, да и сейчас, в некоторых странах постсоветского пространства его нет в списке изучаемых.

В России, напротив, популярность обществознания возростает. Если посмотреть статистику предметов, выбираемых для сдачи ЕГЭ и ОГЭ школьниками, то топ списка предметов по выбору возглавляет обществознание. С чем это связано? Причин несколько. Для одинадцатиклассников обществознание популярно потому, что требуется для поступления на большинство не технических специальностей,  а среди девятиклассников распространен миф о том, что обществознание легкий для сдачи предмет. Так ли это? Конечно же, нет.

Уже сейчас любой учитель обществознание скажет вам, что этот предмет не так прост, как может показаться. Он очень сложен, особенно для учеников. и основная сложность даже не в громадных объемах информации, которые следует запомнить ученику, а в отсутствии у не взрослого человека большого жизненного опыта. Ведь что есть обществознание, если не предмет о жизни и для жизни? В нем основы и социологии, и психологии, и экономики, и других предметов.

Сегодня мы изучаем обществознание и многим кажется, что этого предмета достаточно. Но современные реалии доказывают обратное. Ученики заинтересованны не только в успещной сдаче ЕГЭ, но и в успешком обучении в ВУЗе. Для этого им недостаточно знать только то, что изучается в курсе обществознания, они хотят знать больше. Школы понимают это, и мы видим, как в 10-11 классах появяются такие предметы, как «право» и «экономика», что, по сути, является углублением тех знаний, которые дает обществознание.

Следовательно, отвечая на вопрос «Каким будет предмет обществознание?», стоит лишь внимательно посмотреть на сегодняшнии реалии и ответ будет очевиден. Обществознание, вероятнее всего, будет и должно быть подвержено серьезной модернизации. В старших классах уже не актуально изучать обществознание, этот, по сути своей, комплекс различных предметов, ученикам гораздо проще и удобнее сосредоточится на том, что им дейсвительно важно. Будующим экономистам – на экономике, психологам и социалогам – на социологии и т.д. Поэтому, на мой взгляд, обществознание будет полностью изучаться до 9 класса, а затем будет ликвидировано из списка предметов. То есть уже по окончанию основного общего образования у учеников должна быть сформирована целостная картина современного общества. Безусловно, материал для изучение придется пересмотреть и скорректировать.

Теперь о том, что касается материально-технической и методической базы, необходимой для изучения предмета. Ранее уже отмечалось, что самая большая трудность в овладении предметом – отсутсвие жизненного опыта у учеников. И проблема не только в том, что они еще не достаточно повидали в жизни, а в том, что у современного ученика, к сожалению, существует четкая грань между школой и жизнью. Поэтому основная задача – стереть эти границы, интегрировать процесс обучения с личной жизнью ученика. Сегодня много говорят о модели школы «2030» и основная идея в том, что знания: метапредметные, личностные и предметные, ученик должен получать не только в стенах школы. Весь мир, все, что его окружает – есть образовательная площадка. Поход в магазин – источник знаний об основах маркетинга, прогулка с друзьями – способ научится налаживать эффективные коммуникации. И задача школы – показать эти возможности ученику. Для этого, конечно, нужно измениться учителю. Следует направить усилия, в первую очередь, на формирование мотивации к самостоятельному обучению у ребенка, для этого подключить все имеющиеся ресурсы внешней среды.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что обществознание, безусловно, будет подвержено изменениям гораздо сильнее, чем все другие предметы. Ведь оно, в первую очередь, должно способствовать воспитанию и формированию молодой личности, современной и востребованной. А так как мир стремительно меняется, будет менятся и изучаемый предмет. Хочется верить, что его преобразование будет не отставать от преобразований мира, и даже не идти в ногу со временем, а работать на опрежение. Для этого необходимо искать более продвинутые и перспективные методы и формы обучения, привлекать цифровые информационные и образовательные ресурсы и педагогов, готовых к инновациям.