Учить или развлекать, вот в чем вопрос.

Михайлова Мария Игоревна

Учить или развлекать, вот в чем вопрос.

Каждый учитель сейчас сталкивается с проблемой: как учить современных детей, которые уже родились в эпоху информационного технологического прогресса чуть ли не с планшетом в руках, которые уже с самого раннего возраста большую часть своей жизни проводят с гаджетами, а не развиваются физически и интеллектуально (не бегают на улице, не общаются в реальности со своими сверстниками, не играют в подвижные игры, не читают книг, не занимаются конструированием, не развивают мелкую моторику, не познают физический мир…).

Конечно, для таких детей обучение (любое, несвязанное с играми и гаджетами), особенно в школе покажется «сущим адом», где нужно уметь сосредотачиваться и удерживать внимание на изучаемом объекте; размышлять; понимать и запоминать информацию; проводить параллели между имеющимися знаниями и новыми; анализировать полученную информацию; уметь определять цели и задачи своей учебной деятельности; взаимодействовать с одноклассниками для реализации учебных целей и задач; уметь анализировать полученные результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию и так далее.

Также некоторые современные дети не видят актуальности в получении знаний, обучении фундаментальных знаний о мире и фундаментальных предметов. Такие дети обычно говорят, что им не интересно и скучно на уроках, знания им нужны не по всем предметам, а только выборочно и, что все необходимое можно найти в интернете, в том числе и ответы на интересующие их вопросы. И действительно, если у них есть гаджеты и доступ в интернет, зачем напрягаться?

В этом то и вся беда, что знания (какие-никакие, да и то не всегда достоверные) есть в интернете, а не в головах у наших детей. Слишком частое использование детьми электронных медиа может привести к недостаточной сформированности нейронных связей, вызывать СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперреактивности) и являться причиной возникновения трудностей в обучении. Именно к такому выводу пришли специалисты Американской медицинской ассоциации после проведения детальных исследований. Ученые в течение 2-х лет протестировали 2587 учеников. Результаты этого тестирования показали, что вероятность развития СДВГ у детей, использующих несколько типов электронных медиа более трех раз ежедневно, в 2 раза больше, чем у их товарищей, которые брали смартфон только при крайней необходимости.

Продолжительное пребывание в гаджетах с раннего возраста необратимо истончает кору мозга и замедляет умственное развитие. Это подтверждают исследования американских, канадских, российских и корейских ученых. В итоге ухудшается память, сон и зрение. Дети хуже учатся и становятся раздражительнее.

К сожалению, гаджетами современные дети пользуются чаще, чем своим мозгом. Вместо того чтобы поразмыслить над решением какой-либо учебной или жизненной задачи, учащиеся стараются найти сразу ответ или приложение, которое решит задачу за него, чтобы не думать, и чтобы освободить время … для игр и развлечений (социальные сети, YouTube, Like, Tick-tock).

Таким детям даже уже интернет не поможет, так как в будущем анализировать и обрабатывать информацию из интернета окажется нечем. Да и современные дети уже сейчас ее не особо читают, тексты большие, нужно же все прочитать из разных источников, оценить информацию, проверить источники и ссылки на достоверность данных, собрать всю информацию воедино, структурировать и применить на практике. Этот процесс слишком сложный для современных детей, которые привыкли читать тексты не больше, чем в сообщениях и постах в социальных сетях или просто просматривать прикольные видео на you tube, то ли дело картинки (в инстаграм, например).

Сейчас и для учителей существует довольно много различных приложений, приемов и методов, в том числе и сам мобильный телефон, которые можно использовать на разных этапах урока для того, чтобы сделать урок ярким, интересным, захватывающим, насыщенным, эмоциональным и так далее. Например, для повторения изученного материала, рефлексии, оценки, первичного закрепления знаний, но не всегда. И их следует использовать с осторожностью.

Поймите меня правильно, я не противник «гаджетов», приложений и информационных технологий, я сама некоторые из них использую в процессе обучения для повышения мотивации учащихся и в целях экономии драгоценного времени урока. Дело не в гаджетах и технологиях, дело в их неправильном использовании.

Для эффективного и безопасного использования современных технологий и гаджетов в процессе обучения необходимо не только владеть ими на высоком уровне, но и еще знать и понимать, как развивается и работает мозг ребенка, чтобы не навредить, а наоборот, вместе с традиционными методами и средствами обучения, используя современные технологии, обогатить окружающую среду, приглашающую к исследованию, позволяющую открыть что-то новое. Ведь мозгу ребенка необходимо созреть, вырасти в 4 раза, построить нейронные связи, укрепить синапсы, обзавестись «оболочкой для проводов», чтобы сигнал в мозгу проходил быстро и без потерь.

Необходимо учить подрастающее поколение безопасно для здоровья и разумно использовать «блага цивилизации» (современные информационные технологии), а не перепоручать все основные когнитивные задачи гаджетам и приложениям. Да, они обеспечивают удобство, ускоряют и облегчают многие виды деятельности, но для того, чтобы ими пользоваться без последствий и получать от этого профит, необходимо иметь полностью сформированный мозг. А постоянное использование гаджетов детьми до 12 лет является не самой лучшей идеей, да и задач у детей нет таких, чтобы пользоваться ими по сравнению с взрослыми людьми. Поэтому, стоит ограничивать время использования гаджетов детьми. Рекомендуется до 2 лет не позволять детям смотреть телевизор, пользоваться гаджетами и другими устройствами, с 3 до 5 лет – не больше часа в день, лучше меньше, с 6до 12 лет – 2 часа в день, с 13 до 18 лет – 2 часа. Сейчас, правда уже сократили этот минимум, теперь можно смотреть телевизор (или использовать планшет/ телефон) детям от 1 года не более часа в день.

И на последок, давайте задумаемся: мы собираемся детей развлекать или же учить и всесторонне развивать? Какое будущее мы хотим для наших детей, бесконтрольно давая каждый раз гаджет своему маленькому ребенку вместо совместного времяпрепровождения (лишь бы сидел тихо и не мешал) и обогащенной окружающей среды и различных активных видов деятельности? Какую жизнь для них готовим?

Пока они маленькие, мы (родители и учителя) за них делаем выбор: давая или не давая им в руки гаджет вместо книги, развивая или не развивая их физически, интеллектуально и нравственно. Мы ответственны за то, какими наши дети вырастут: разносторонними личностями, способными принимать самостоятельные решения или же примитивными человекообразными существами с гаджетами в руках.

 

Выбор за нами, друзья!

 

 

P. S. Не нужно забывать, что дети смотрят на нас и берут пример с нас, взрослых.

 

 

Список использованных источников:

https://rg.ru/2016/06/01/uchenye-elektronnye-igrushki-meniaiut-mozg-i-dushu-rebenka.htm

https://pediatrics.aappublications.org/content/138/5/e20162593

http://cyberpsy.ru/articles/children_media_2017_momri/

https://www.nih.gov/news-events/news-releases/abcd-study-completes-enrollment-announces-opportunities-scientific-engagement

https://www.cbsnews.com/news/groundbreaking-study-examines-effects-of-screen-time-on-kids-60-minutes/

https://www.theguardian.com/society/2018/feb/25/children-struggle-to-hold-pencils-due-to-too-much-tech-doctors-sa

https://knife.media/dopamine-loop/

https://www.healthychildren.org/English/family-life/Media/Pages/Healthy-Digital-Media-Use-Habits-for-Babies-Toddlers-Preschoolers.aspx

https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311664/9789241550536-eng.pdf?sequence=1&isAllowed=y

https://www.sciencenews.org/article/survey-raises-worries-about-how-screen-time-affects-kids-brains?tgt=nr

https://www.nytimes.com/2014/09/11/fashion/steve-jobs-apple-was-a-low-tech-parent.html?src=xps&_r=1

http://school33vp.ru/wp-content/uploads/2011/04/41.pdf

https://womo.ua/ekrannoe-vremya-dlya-vseh-vozrastov-instruktsii-roditelyam/