Курсы повышения квалификации учителей немецкого языка как стимул для саморазвития и самообразования
В 2016 году в г. Новый Уренгой я вместе с учителями немецкого языка из других районов и городов нашего ЯНАО прошла курсы повышения квалификации по теме «Совершенствование профессиональных компетенций учителей немецкого языка». Нас обучали преподаватели из Тюменского государственного университета. Нужно заметить, что к началу курсов у меня были какие- то двойственные ощущения. С одной стороны, мне казалось, что могут дать мне эти курсы? Я ведь недавно только из института, все знания теории по педагогике, психологии, методике преподавания немецкого языка еще живы во мне, пользуюсь полученными знаниями и умениями в своей работе уже 8 лет. Но с другой стороны, я понимаю, что любые знания устаревают, хотелось все же чего- то нового, полезного, современного. Что мы в итоге и получили. Все 3 сессии прошли в очной форме. На 5 и 10 дней мы полностью погружались в учебу с утра и до вечера и самое главное, наверно, - в языковую среду, поскольку рабочим языком был немецкий язык. Это была замечательная возможность попрактиковать свой немецкий язык, ведь в обычной школе, на уроке почти нет такой возможности использовать язык в полной мере. Наши преподаватели владеют языков в совершенстве, поэтому общение было живым, интересным. Еще один плюс этих курсов- общение с коллегами в аудитории и за ее пределами. С людьми, с которыми ты сразу находишь общий язык, с которыми можно обсудить разные вопросы, связанные с работой, с немецкий языком, делишься опытом, наработками, любимыми методами и приемами. Я была просто в восторге от того, что немецкий преподают в школах и есть дети, которые с удовольствием учат немецкий язык, участвуют в конкурсах, олимпиадах. В – основном, все учителя работают по линии учебников Бим И.Л. «Deutsch. Немецкий язык», издательство «Просвещение». 2 иностранный язык- немецкий язык- ведется по учебнику «Horizonte. Горизонты».
Одна из проблем для немецкого языка как предмета в школе- нежелание детей учить язык и нежелание родителей тоже. Всем хочется учить только английский язык, что собственно и понятно, ведь это мировой язык №1, он больше нужен детям в жизни, в учебе. С чем, конечно, мы, как учителя немецкого языка, не совсем согласны. Я всегда говорю своим ученикам так, как говорили нам, студентам, наши преподаватели в институте- «Немецкий язык- один из самых из красивых и интеллектуальных языков мира. Чтобы научиться говорить на нем- нужно думать, размышлять, мыслить». И как любой ИЯ он способствует общему развитию детей, тренирует память, мышление.
В своей работе большое значение придаю повышению мотивации изучения НЯ еще в начальной школе. Для повышения мотивации на уроке использую часто физминутки, стишки, рифмовки из учебника немецкого языка, песенки, аудиоприложение к учебнику, видеофайлы. Детям нравится, когда на урок приходят герои учебника, сказочные герои, которые помогают им учить новые слова, знакомиться с грамматическими правилами, помогают составлять диалоги. Часто используем на уроке сделанные детьми пальчиковые куклы, например, при составлении диалогов «Bekanntschaft. Знакомство», «Familie. Семья».
На курсах мы обсудили требования ФГОС к изучению иностранного языка, ГИА по иностранному языку, рассмотрели программно-методические материалы по обучению основным видам речевой деятельности, а также говорили о применении современных педагогических технологий в обучении немецкому языку, разных методов и приемов обучения НЯ.
Разные методы и приемы работы не только обсуждались, но и применялись на практике с учителями в аудитории. Учителя делились опытом по использованию того или иного метода или приема. Оказалось, что многие методы и приемы используются учителями в том или ином виде. Наиболее актуальным оказалось, конечно, применение информационных технологий. Многое было ново, например, наш преподаватель Кантышева Н.Г. познакомила нас с онлайн- программами Prezi и Audacity.
Prezi можно использовать при создании презентаций к урокам, к выступлениям. В отличии от обычной презентации, презентация в этой программе как бы «живая», можно приблизить картинку, можно удалить. А также можно вставлять в презентацию не только картинки, аудиофайлы, музыку, но и видеофайлы. Каждый из учителей попробовал сам создать презентацию по определенной теме. А также мы готовили презентации по проведенному уроку НЯ (это было домашнее задание). Урок проводили в межсессионный период, по всем требованиям ФГОС, с использованием новых методов и приемов.
Audacity- программа для работы с аудиофайлами, которые можно изменять, вырезать фрагменты, перестраивать, записывать голосовой текст. Можно также использовать в обучении НЯ. Дети могут записывать монологи по определенной теме, начитывать слова, тексты.
Некоторые учителя поделились своим опытом по использованию таких программ, как Easy Quizzy, Learning.Apps, Hot potatoes, Quizlet, различных онлайн- приложений.
Необычными методами показались мне такие, как «Leserally. Гонка по чтению». Текст разделен на абзацы и развешан везде по классу (на стенах, на доске, на парте) в хаотичном порядке. Учащиеся получают бланки с заданием (например, заполнить пропуски в предложениях, ответить на вопросы и т.д.) и бегают по классу, читая текст по абзацам. Кто быстрее сделает, побеждает в гонках. Когда все выполнят задание, проходит совместная проверка задания, обсуждение результатов. Я бы рекомендовала использовать данный метод, так как программой предусматривается очень много работы с текстом. И не всегда детям интересно просто читать текст и задания к нему. А так и весело, и быстро и с пользой.
Наверное, многие используют, такой метод, как «Karussell. Карусель». Дети встают в 2 круга. У каждого есть своя пара. Внешний круг двигается, задает вопросы, внутренний стоит и отвечает на вопросы. По знаку учителя (хлопку, щелчку) дети из внешнего круга меняются, двигаются в одном направление и задают один и тот же вопрос всем, пока не приходит к своей паре. Затем играют также, но уже с другим вопросом и т.д. Таким образом, тренируются разговорные фразы, лексика. Когда ребенок несколько раз повторит фразу, то запомнит.
Курсы закончились защитой итоговых работ на немецком языке. Каждый учитель выбрал тему, связанную с практической деятельностью в школе. Успешно прошли защиту, став тренерами- преподавателями немецкого языка.
Считаю, что такие очные курсы повышения квалификации необходимы учителям иностранных языков. Они дают нам новые знания, мотивируют на самообразовательную деятельность, связанною не только с методикой преподавания, но и совершенствованием немецкого языка, работой над говорением/произношением, аудированием, чтением и письмом. Мы получили огромный заряд бодрости, желания не только работать, но и творить, помогая школьникам овладеть немецким языком. И теперь уже в качестве тренера- преподавателя хочу поделиться с другими учителями новыми знаниями, впечатлениями, методическим и педагогическим багажом.
Учитель иностранного языка,
руководитель МО учителей ИЯ МКОУ ТШИ
Тэсида Э.Д,