Воспитательная деятельность в объединении ОДОД образовательного учреждения.
Воспитательная деятельность в объединении ОДОД образовательного учреждения.
В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить.
Сократ
В настоящее время одним из ведущих направлений развития системы образования признается совершенствование воспитания как неотъемлемой части целостного образовательного процесса. Целью воспитательной работы в организациях дополнительного образования является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося. Воспитательный процесс в дополнительном образовании осуществляется в двух направлениях: основы профессионального воспитания и основы социального воспитания.
Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
- Культура организации своей деятельности;
- Уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
- Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
- Знание и выполнение профессионально-этических норм;
- Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры.
Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- коллективная ответственность
- умение взаимодействовать с другими членами коллектива
- толерантность
- активность и желание участвовать в делах детского коллектива
- стремление к самореализации социально адекватными способами
- соблюдение нравственно-этических норм.
В действительности, многие педагоги стали забывать об этом и всё больше технически проводят свое занятие, не уделив времени на воспитательную работу, что является огромной ошибкой и упущением в современном дополнительном образовании детей. Цель педагога- набрать воспитанников, создать коллектив со своими устоями и ценностями, попав в который ребенок будет чувствовать себя частью целостного общества. Создание целостного коллектива начинатся с главного-названия коллектива, куда педагог приглашает детей. Далее не менее важным является написание свода правил вашего коллектива, но здесь есть важный момент. Если вы, как педагог, поставите детей перед заранее прописанными правилами, то вы автоматически берете на себя роль "Босса" и выстраиваете определенную линию общения с детьми. Если вам ближе роль "педагог=друг/товарищ", то стоит предоставить детям чистый лист и вместе с ними обговорить и прописать правила, устанавливаемые в вашем коллективе. Такой подход обеспечит доверие детей к Вам и позволит задать дружескую атмосферу с самого первого занятия.
Для детей важно, чтобы помимо конкретной деятельности вашего объединения( танцы/спорт/прикладные искусства/хор и так далее) в жизни их коллектива происходили значимые для их возраста события,такие как -празднование дней рождения, тематических праздников, выезды на мероприятия и в детские оздоровительные лагеря. Поездка в ДОЛ является весомым помощником педагога в детском объединении, в становлении группы детей целостным коллективом. Воспитанники проживают в одном помещении с одногруппниками, больше общаются друг с другом и с педагогом. За время поездки в оздоровительные лагеря связь педагог-ученик укрепляется и результативность деятельности вашего объединения возрастает, так как ребенок, комфортно ощущающий себя в коллективе, способен болле плодотворно и с большим интересом вкладывать силы в деятельность кружка.
Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива- это: профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде ворческой деятельности; педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком; воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника; лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.
Помните, что педагог дополнительного образования должен взрастить не просто профессионала в конкретной деятельности, но и воспитать разностороннюю развитую личность!
Педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 151
Красногвардейского района г.Санкт-Петербург
Лукина Марина Сергеевна.