Педагог на час. Простые советы авторам и ведущим краткосрочных программ.
Педагог - профессия непростая. Учителю в школе, как и педагогу дополнительного образования, приходится работать с самым непредсказуемым и трудным объектом - классом. Не с отдельными Машей, Сашей, Витей. Субъектом в образовании выступают не личности, а их конгломерат. И это в разы усложняет роль педагога и его задачу. Репетиторы, работающие в максимально комфортных для ребёнка условиях, часто тратят месяцы на то, что бы обучение было эффективным и контакт с учеником состоялся. Борется с капризами и сопротивлением, боязнью ошибок и лакунами в пройденных ранее темах. И всё это- один на один с учеником. Умножьте всё это на тридцать, а то и на сорок детей- а ведь бывают и такие классы.
Теперь представим себе задачи, которые должен выполнить педагог дополнительного образования, проводящий краткосрочную программу. В течении часа необходимо: создать устойчивый контакт с классом, донести важную информацию, закрепить её, проверить, как эта информация понята и одновременно поддерживать атмосферу игры — ведь это не урок! Участников программы он может видеть первый и последний раз. Отметок он в журнал не поставит, контрольную не задаст — привычные в школьной системе рычаги управления просто отсутствуют. Зачастую (в 70% случаев!) дети даже не знают, на какую именно программу их привели. Учитель не всегда готов помогать педагогу ДО , нередко учителя даже не считают нужным присутствовать при проведении занятия. Их можно понять — час, который дарит им судьба, хочется потратить на более важные дела, чем наблюдение за поведением давно знакомых персонажей.
И вот приходит класс. Всем знакомо звучание момента «дети пришли». Визг, смех, кто-то забыл сменку, пара мальчишек уже дерутся за вешалкой в гардеробе, девочки сосредоточенно отзваниваются мамам «Мы дошли». И вот вся эта разношерстная компания входит в аудиторию. Если ваше занятие началось так — вы уже теряете важную ступеньку ввода участников в «рабочее» состояние.
Итак, первое. 1. Ваш зал — ваше царство — королевство, и пусть не обижается классный руководитель. В каждом уважающем себя государстве есть таможня и граница, паспортный контроль и прочие процедурные посты. Такой пост должен быть и у вас. Отключение гаджетов, а лучше — передача их учителю -обязательное условие. Ещё до порога аудитории дети должны узнать ваше имя и название программы, или её тематику. На границе обязательно соблюдение тишины. Детям необходимо переключиться и почувствовать, что происходящее важно для вас. На «Границе» важно договориться о том, что в течение часа именно вы управляете всем происходящим, и ожидаете активного участия и сотрудничества. Форма этих переговоров зависит от содержания программы и возраста участников: от сказочной для младших школьников до деловой по всем канонам делового этикета для старших.
2. В первые же минуты можно увидеть типичные роли детей в классе, которым они привыкли следовать в школьной жизни. Бузотёры будут переспрашивать, смеяться, искать оговорки и перекрикивать одноклассников. Но вместе с тем они отлично справляются с ролью судьи, эксперта, капитана - предоставьте им эту возможность. Клоуны, штатные Петрушки, замечательно проявят себя в творческих испытаниях. Поэтому важно предусмотреть такие задания в ходе программы. Вдумчивые тихони редко рискуют настоять на своём, но именно их ответы приносят команде победные баллы или призы — стоит обратить на это внимание класса. И самые «крепкие орешки» - вечные неуспевающие. Они не хотят высказываться, анализировать, соревноваться. Они отгораживаются от любых попыток донести до них информацию и привлечь к общей работе. Именно они по пять раз отпрашиваются в уборную и тоскливо посматривают на часы. Такие дети настолько привыкли к череде провалов, ошибок и неудач, что даже не пытаются проявить себя в ходе программы. Что же делать? Дать им опыт успеха. Вместо участия в эстафете дайте им задание отсчитывать время по таймеру. Попросите помочь с раскладкой материалов. Выдайте лазерную указку во время презентации. И обязательно — обязательно! - поблагодарите за помощь и участие.
3. Этот принцип давно известен всем практикам, но всё равно не лишне напомнить о нём ещё раз: чередуйте виды деятельности в течение занятия, распределяя их таким образом, чтобы самое трудное и требующее внимания и усидчивости дело пришлось на первую треть занятия, подвижная активность достигла пика во второй а пассивное развлечение и несложные весёлые испытания — в третьей части.
4. Ранний подростковый возраст — период «выращивания» собственной значимости. Поэтому школьников 12 - 14 лет старайтесь не выставлять в нелепом виде. Это касается танцев, переодеваний в клоунские наряды и тому подобные вещи. Вы можете принудить их, но это сильно снизит готовность к сотрудничеству и полностью уберёт элемент праздника и радости в программе. А вот просьба высказать экспертное мнение, поделиться жизненным опытом наоборот даст понять участникам что вы уважаете их и серьёзно относитесь к жизненной позиции учеников.
5. Игра, игра, и ещё раз — игра! Вот главный секрет, вишенка на торте, инструмент волшебства в руках педагога. К основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удовольствие. Впрочем, подробнее об этом — в другой статье. Главное помнить, что игра для участника понятие процессуальное, а не метод достижения результата. А вот мы, педагоги, должны чётко представлять желаемый результат — закрепление знаний и навыков, создание нового опыта взаимодействия с информацией и предметом, атмосфера дружественной коммуникации.
6. Победа или участие? Нередко бодрый лозунг «победила дружба!» вызывает ропот участников программы, особенно если изначально речь шла о борьбе за лучший балл или время. Не отменяя смысла этого воззвания, можно и нужно отметить реальные достижения ребят — кто отличился рассудительностью, кто скоростью, а кто проявил особую артистичность. Особенно важно отметить тех, чей опыт успеха явно незначителен. Тут подойдёт и приз за дисциплину, и за помощь команде, и всё то, о чём сказано выше в абзаце , посвящённом ролям детей в классе. 7. Реквизит. Ох, нелёгкая это работа, из верёвочки и пластиковых стаканов соорудить декорации, призы, занавес и игровой реквизит. И не надо. Речь идёт не о глобальных финансовых вложениях, но- если вы пользуетесь микрофоном, важно отстроить звук заранее, магнитные доски закрепить получше и заламинировать всё, что может истрепаться и потерять вид за час использования. Эти советы могут показаться наивными, но мой опыт говорит о том, что нередко замечательные сценарно программы проигрывают более простым но «нарядным» историям. Современные дети не радуются чёрно-белым смазанным изображениям медалей, сдувающимся шарикам и наволочкам вместо костюмов. Если нет — от слова «совсем» - возможности купить достойный идеи реквизит, иногда лучше сменить идею. Реквизит обязан быть прочным, красивым, уместным.
Пятнадцать лет я стараюсь создавать и проводить свои программы руководствуясь теми принципами, которыми поделилась с вами в этой статье. Судя по отзывам участников и их учителей результат — положительный. Буду рада, если мой опыт покажется полезным!