Методическая статья Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "Методика организации и проведения массового мероприятия"
Методическая статья Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "Методика организации и проведения массового мероприятия"
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами работы в школьной среде. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.
Открытое массовое мероприятие – это неотъемлемая часть представления опыта и профессионального мастерства педагога в ходе квалификационных испытаний (аттестации), обобщения опыта работы на педагогических мероприятиях, профессиональных семинарах и курсах. Однако организация и проведение открытого мероприятия далеко не простое дело. Успех его зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать, например – выбранная форма должна четко соответствовать содержанию мероприятия.
Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:
- Устные и наглядные.
- Монолог и диалог.
- Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонациональную и т.д.) аудиторию.
- Единичные и комплексные.
- Уникальные и многоповторяемые.
- Авторские и по готовому сценарию.
- Проводимые силами педагога и с приглашением других педагогов или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).
Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:
- Понимать и четко формулировать педагогическую цель мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие).
- Спланировать этапы мероприятия.
- Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.
- Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
- Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.
- Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.
- Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки».
- Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.
- Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).
Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.
1. Подготовительный этап
- Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
- Составление плана.
- Определение хода и содержания мероприятия.
- Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или поиск в других библиотеках.
- Составление рекомендательного списка.
- Определение методов и приемов.
- Разработка сценария.
- Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
- Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
- Проведение бесед, обзоров, лекций по теме.
- Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).
- Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
- Приобретение призов, грамот.
- Определение места, времени, даты проведения.
- Согласование с администрацией.
- Решение организационных вопросов.
2. Коррекционный этап
- Организация книжной выставки.
- Подготовка оформления.
- Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
- Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
- Объявление.
- Приглашение зрителей, гостей.
3. Основной этап
- Оформление кабинета, зала.
- Установка оборудования, технических средств.
- Проведение мероприятия.
- Подведение (оглашение) итога.
- Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
- Возможное обсуждение коллегами, гостями.
- Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
- Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).
- Обобщение опыта работы в СМИ.
Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:
- Актуальность тематики.
- Адекватность содержания (соответствие теме).
- Практическая направленность (советы должны быть реальны и выполнимы).
- Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).
- Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).
- Лаконичность, ясность, доступность, четкость.
- Тщательность подготовки.
- Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).
Успех зависит и от самого ведущего (педагога).
Слагаемыми успеха являются:
- Умение войти в контакт с участниками.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Осведомленность по теме и эрудиция.
- Культура речи и культура поведения.
- Педагогический такт.
- Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.
Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы:
- Побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).
- Обращение к личному опыту (обсуждение темы, проблемы, ситуации, статьи, выставки; выполнение задания, социальных ролей; самостоятельная работа с источником или библиотечным аппаратом; тестирование; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).
- Убеждение (подача значимой и объективной информации).
Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:
- Воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам.
- Возрастным особенностям детей.
- Уровню подготовленности школьников.
- Конкретным условиям.
- Отведенному времени.
- Возможностям ведущего.
- Оснащенности техническими средствами и т.д.
Составление и оформление сценария
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи. При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующуюсхему:
- Название. Эпиграф.
- Форма.
- Тема.
- Контингент (кому адресовано).
- Участники (кто проводит).
- Цели.
- Оформление и наглядность.
- Оборудование и технические средства.
- Дидактический, раздаточный материал.
- Декорации. Реквизит. Атрибуты.
- Ход (структура) мероприятия.
• Часть 1. Введение:
– вступительное слово: раскрытие смысла темы (проблемы); озвучивание цели, условий; представление участников, жюри или гостей.
• Часть 2. Основная:
– определение уровня информированности и актуализация проблемы (темы): мини-опрос участников;
– подача информации и стимулирование познавательной деятельности: рассказ, демонстрация, беседа и т.п.;
– применение участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий ведущего.
• Часть 3. Завершение:
– заключительное слово: обсуждение, рефлексия, вывод, резюме, результат, итоги, награждение.
Требования к оформлению сценария
(для отчета, распространения)
Титульный лист (при необходимости – иллюстрированный), на котором указать: образовательное учреждение, тему или название, эпиграф, Ф.И.О. и должность автора (составителя), год.
- Желателен печатный (возможен дискетный) вариант.
- Шрифт 14; междустрочный интервал 1,5; поля слева 3 см, справа – 1 см, сверху - 2 см. снизу – 2,5 см.
- Пишется на одной стороне листа.
- Указывается список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, город, год, страницы).
- Возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями, т.д.
Анализ массового мероприятия
Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ(или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) необходимо проводить по следующей схеме:
Тема, название.
Цели (образовательная, воспитательная, развивающая).
Системность. Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера: одноразовое системное; стихийное, плановое; вводное обобщающее, итоговое.
Место проведения.
Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и т.д.).
Кто проводит (педагог, иной специалист).
Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т.д.).
Тип (получение новой информации, обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний, комбинированный и т.д.).
Методы (способы достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, словесный, показательный, частично-исследовательский, эвристический и т.д.
Качество подготовки и проведения:
- Наличие плана, тезисов, сценария.
- Использование дидактического и раздаточного материала, пособий.
- Эффективное использование библиотечного аппарата.
- Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
- Творческие педагогические находки.
- Владение материалом, методикой проведения мероприятия.
- Профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
- Педагогический такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера.
- Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
- Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности участников.
Оформление, наглядность: плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, карты.
Оборудование, технические средства: выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон.
Организация усвоения полученной информации: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.
Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и результата.
Итоги. Достигнут ли результат (цель).
Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.