Встреча с Александром Лобоком и мысли по поводу.
Поэтическая педагогика
(Главы из ненаписанной книги)
«А напоследок я скажу
Что подошли мы к рубежу,
Который делит жизнь людей
На «до» и «после»»
(А.Иващенко, Г.Васильев,
мюзикл «Норд-Ост»)
Бывают в жизни судьбоносные встречи. Вот он сидит перед нами, с тонкими выразительными пальцами, которые постоянно в движении, очень живыми глазами и улыбкой, которую он применяет отдельно от слов, подчёркивая смысловые акценты речи и давая время обдумать услышанное.
Александр Лобок принёс, как водится, две новости: плохую и хорошую. Плохая в том, что люди, которые принимают решения в области образования (чиновники) и люди, которые понимают ценность уникальной образовательной среды, одной из которых является Умка – это два непересекающихся множества. Первые думают, что образование – это как завод. Он работает по отлаженному алгоритму, его оценивают по простым показателям и смена руководителя, по большому счёту, ничего не меняет. Именно так думают и говорят в Департаменте образования, поэтому мы согласно киваем.
Вторые понимают, что школа (хорошая школа) – не завод. Это культурный организм. Как театр, скажем. Почему говорят «театр Любимова», «театр Ефремова», «театр Табакова»? Да потому что если сменить руководителя театра, пусть даже останутся те же стены и те же актёры, изменится всё. Так и в школе: всё зависит от учителей, а состав и принципы взаимодействия учителей зависят от директора. Оценивать школу по каким-то показателям – это про завод. На самом деле школа – это та атмосфера, которая существует здесь и сейчас. Результат работы школы это тот процесс развития, который в ней сумели организовать. И он принципиально нетиражируем. Потому что передавать опыт уникального педагога – ну, это как учить писать стихи «под Пушкина». И смена директора в такой школе подобна откручиванию головы у живого организма со словами «ничего страшного, другую приставим». И мы опять киваем, именно это сравнение пришло многим в головы после известия об увольнении директора Умки.
Хорошая новость состоит в том, что нельзя передать методику уникальной школы, но можно создать информационное пространство, в котором делиться своими педагогическими историями и тем самым давать почувствовать какие-то главные вещи во взаимодействии учителя и учеников, поняв которые каждый учитель может проявить именно свою индивидуальность и создать именно свой неповторимый способ обучения. Можно попробовать себя в несуществующей (пока?) профессии «педагогических критиков». Как театральный критик, испытав сильные эмоции на спектакле, способен передать и, может быть, даже объяснить их. Как литературный критик может выдать не краткое «это гениальное произведение!», а развёрнутое впечатление с оттенками и деталями. Так чуткий педагог, посмотрев на работу своего коллеги, сможет понять и передать другим, чем тот уникален. А сравнивая себя с другими – и чем уникален он сам.
Это то, чем мы можем делиться. Не технологиями, а историями. Не инструментами, а открытиями. Не оценками, а любовью к познанию, которую удалось пробудить в детях. Если успеем, конечно. Пока заводоуправление не закрыло то, что оно считает обычным конвейером по подготовке к ЕГЭ.