ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КАК ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Гиззатуллина Эльвира Минрахмановна

                Гиззатуллина Э. М.

г. Агрыз,  МБОУ гимназия №1,

учитель начальных классов,

МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов»

педагог дополнительного образования.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КАК ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.    

     Быть толерантным, означает быть терпимым к чужим мнениям и поступкам, способным относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Необходимо в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.

     Школа и семья, образующие социальную среду ребенка. Семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Важная же составляющая эстетического духовно-нравственного воспитания – это развитие толерантности у учащихся.

       Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. Важным является эмоциональная сфера. Первой особенностью эмоциональной сферы младшего школьника, является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления.

Маленький школьник вообще реагирует бурно на многое, что его окружает. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик. Второй особенностью эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Третья особенность - это развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики). Четвертая особенность связана с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Пятой особенностью эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Шестая особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т.д.

     Младший школьник может совершить хороший поступок, проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д. Конечно, услышав осуждение взрослых, возможно, он быстро изменит свое отношение и при этом не формально, а по существу и вновь окажется хорошим.

У младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера - импульсивность.

У младших школьников нередко наблюдается отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.

    В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других - тормозят.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

     При формировании и развитии толерантности педагогу необходимо опираться на положительный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности, использовать завуалированные методы и приемы работы, способствовать созданию в школе соответствующей «воспитательной атмосферы», которая предполагает уважение инакости другого; уважение меньшинства большинством; соблюдение прав личности каждого; ответственность этой личности перед другими. А так же опираться на возможности и уровень социальной среды, интегрировать микросреду в воспитательный процесс по формированию толерантности.

      Как педагог будет реализовывать принцип толерантности во многом зависит от его творчества.

Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности. Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе.

Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого.

     Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии. Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

    Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям.

      Таким образом, воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Гиззатуллина Э. М.

г. Агрыз,  МБОУ гимназия №1,

учитель начальных классов,

МБУ ДО ДДТ «Радуга талантов»

педагог дополнительного образования.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КАК ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.    

     Быть толерантным, означает быть терпимым к чужим мнениям и поступкам, способным относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Необходимо в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.

     Школа и семья, образующие социальную среду ребенка. Семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Важная же составляющая эстетического духовно-нравственного воспитания – это развитие толерантности у учащихся.

       Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. Важным является эмоциональная сфера. Первой особенностью эмоциональной сферы младшего школьника, является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления.

Маленький школьник вообще реагирует бурно на многое, что его окружает. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик. Второй особенностью эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Третья особенность - это развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики). Четвертая особенность связана с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Пятой особенностью эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Шестая особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т.д.

     Младший школьник может совершить хороший поступок, проявить сочувствие при чьем-то горе, испытать жалость к больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое. Он может при обиде, причиненной его товарищу, броситься на помощь, несмотря на угрозу более старших детей. И вместе с тем в сходных ситуациях он может и не проявить этих чувств, а, наоборот, посмеяться над неудачей товарища, не испытывать чувства жалости, отнестись с равнодушием к несчастью и т.д. Конечно, услышав осуждение взрослых, возможно, он быстро изменит свое отношение и при этом не формально, а по существу и вновь окажется хорошим.

У младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера - импульсивность.

У младших школьников нередко наблюдается отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.

    В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других - тормозят.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

     При формировании и развитии толерантности педагогу необходимо опираться на положительный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности, использовать завуалированные методы и приемы работы, способствовать созданию в школе соответствующей «воспитательной атмосферы», которая предполагает уважение инакости другого; уважение меньшинства большинством; соблюдение прав личности каждого; ответственность этой личности перед другими. А так же опираться на возможности и уровень социальной среды, интегрировать микросреду в воспитательный процесс по формированию толерантности.

      Как педагог будет реализовывать принцип толерантности во многом зависит от его творчества.

Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности. Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе.

Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого.

     Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии. Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

    Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям.

      Таким образом, воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом.

Список использованных источников

1 Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2 Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. – С.205.

3 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.

4 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на матер. отеч. образования). – Изд. 2-ое. - М.: изд-во ГФ «Полиграфресурсы», 1998.

5 Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. - 2007. - №3.

6 Вульфов Б.З. "Воспитание толерантности, сущность и средства" // Внешкольник - 2002 г., № 6.

7 Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. – С.45-49.

8 Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве. // Социальная педагогика, 2010, № 1