ДОКЛАД « Пренебрежение основными потребностями ребенка»

Третьякова Елена Петровна

                                 Государственное учреждение Тульской области

                    «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2»

                                     

 

 

                                       ДОКЛАД

 « Пренебрежение основными потребностями ребенка»

 

 

                                                                                                                  Выполнила воспитатель:

                                                                                                         Третьякова. Е.П.

 

 

                                      

                                                         Белев 2018 г

Содержание :

 

ВВЕДЕНИЕ:

1. Определение пренебрежения основными потребностями ребенка.

2.Основные виды пренебрежения нуждами ребенка.

3.Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:

4.Психологические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

5. Потребность в медицинском обслуживании.

6.Иные потребности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Дети – наиболее ранимая часть общества. Невинные, наивные, растущие, они зависят от взрослых, когда речь идет об их обучении, поддержке и защите. Появившись на свет, ребенок прежде всего нуждается в пище, одежде, жилье, гигиене, безопасной обстановке и заботе.

В действительности же вместо заботы и поддержки многие дети переживают ужас насилия, становятся жертвами жестокого обращения взрослых. Впоследствии это приводит к детской и подростковой преступности, алкоголизму, наркомании, беспризорности, бродяжничеству. В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка.

Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком. Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием. Поэтому, в настоящее время как никогда важно выявить проблемы пренебрежения нужд детей со стороны родителей, продумать пути их решения, для того, чтобы помочь детям в борьбе с насилием.

Актуальность проблемы пренебрежения нуждами ребенка заставляет всех задуматься над значимостью этого явления, что и определило тему работы «Пренебрежение основными потребностями ребенка ».

 

1. Определение пренебрежения основными потребностями ребенка.

Под пренебрежением основными потребностями ребенка понимается постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы. Пренебрежение нуждами ребенка может начаться еще во внутриутробном периоде, когда мать употребляет алкоголь, наркотики, игнорирует необходимость медицинского наблюдения и не следит за своим собственным здоровьем». В случаях пренебрежения родители не удовлетворяют наиболее значимые для ребенка потребности, что приводит к нарушению формирования привязанностей, искажению его эмоционального и психического развития.   Неудовлетворение родителями первичных потребностей ребенка, что приводит к нарушению его психического и физического развития.    Вместо термина пренебрежение основными потребностями ребенка используют понятие «заброшенность ребенка». При этом они выделяют физическую и эмоциональную заброшенность, заброшенность образования и здоровья ребенка, беспризорность.

Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрезвычайно коварной формой жестокого обращения. Не сопровождаясь грубым насилием, оно кажется сравнительно безопасным, хотя может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка. Ребенок, лишенный заботы родителей, оставленный ими без медицинской помощи, не получивший образования, не может стать полноценным членом общества. Нередко такие дети начинают злоупотреблять алкоголем и наркотиками, совершают преступления, что причиняет обществу значительный социальный ущерб. .

В раннем возрасте пренебрежение основными потребностями ребенка проявляется в замедленном, не соответствующем возрастным нормам, психическом и физическом развитии, отсутствии гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Выраженность отставания в психическом развитии может быть столь значительной, что ее бывает трудно отличить от умственной отсталости. Одним из наиболее демонстративных признаков пренебрежения основными потребностями таких детей следует считать задержку речевого развития при отсутствии органической патологии головного мозга. В дошкольном возрасте на первый план выступают признаки отставания в психофизическом развитии (маленький рост, низкая масса тела, ограниченность знаний об окружающем мире) в сочетании с эмоциональными нарушениями (высокий уровень тревоги, сниженная самооценка) и расстройствами поведения. Недостаток любви и внимания со стороны родителей не может быть компенсирован полноценным или даже избыточным удовлетворением материальных потребностей ребенка. Ребенок, которому занимающиеся бизнесом родители не уделяют должного внимания, которому они наняли квалифицированную, но равнодушную няню, будет отставать в психическом развитии, несмотря на обилие игрушек, дорогую одежду и полноценное питание. В школьном возрасте отсутствие или недостаток внимания со стороны родителей приводит к так называемой социально-педагогической запущенности: низкой успеваемости, пропусках занятий без уважительных причин, нарушении взаимоотношений с одноклассниками и учителями, агрессивности и правонарушающем поведении. Таким детям трудно усваивать учебный материал из-за ограниченных представлений об окружающем мире, несформированности учебных навыков, отсутствии помощи со стороны родителей, частых пропусков занятий по болезни.

 Среди одноклассников дети, родители которых пренебрегают их потребностями, зачастую не пользуются популярностью из-за неопрятного внешнего вида, плохой одежды, отсутствия предметов, играющих важную роль в жизни подростков (мобильный телефон, компьютер или игровая приставка). Такой ребенок оказывается ненужным не только в семье, но и в школе, что нарушает его социализацию и создает высокий риск формирования девиантного поведения.

 

 

2.Основные виды пренебрежения нуждами ребенка.

 

  • Пренебрежение физическими потребностями – ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде. Сюда относится также проживание ребенка в антисанитарных условиях, беспечное отношение к безопасности детей (например, вождение машины, в которой находится ребенок в состоянии алкогольного опьянения)

 

  • Пренебрежение медицинской помощью – отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию

 

  • Недостаточный контроль - оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из-за нежелания родителя заботиться о ребенке;

 

  • Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде;

 

  • Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании, носящее особенно травмирующий характер в младенческом возрасте

 

  • Пренебрежение потребностями в образовании и обучении

 

  • Употребление матерью по время беременности и кормления алкоголя или наркотиков

 

 

 

3.Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:

недостаточный возрасту вес и рост;

санитарно-гигиеническая запущенность, неопрятность;

попрошайничество;

воровство пищи;

непосещение школы, плохая успеваемость;

повышенная утомляемость, апатичность;

беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.

Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в  семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше.

Детство — это важнейший этап в развитии человека, поэтому невозможность удовлетворения основных потребностей ребенка вследствие бедности не может быть компенсирована в полной мере, когда ребенок вырастет. Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания общения со взрослыми, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от недоедания, холода, безразличного отношения взрослых и постоянно болеет. Пренебрежение основными потребностями ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые без труда могут завоевывать их привязанность, делая небольшие подарки и демонстрируя свое участие.

 

4.Психологические последствия пренебрежения основными нуждами ребенка:

задержка в интеллектуальном развитии. При психологическом обследовании в этих случаях выявляется определенная структура интеллекта. Общий показатель интеллекта соответствует либо низкой норме, либо пограничной умственной отсталости. Невербальный интеллект при этом может быть хорошо развитым, а в структуре вербального интеллекта выявляется недостаточность общих знаний, словарного запаса и плохая ориентированность в социальных вопросах; нарушения эмоциональной сферы. Родители, которые пренебрегают ребенком, отвергают его, прежде всего в эмоциональном плане, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами. Не обеспечивая ребенка положительными эмоциями, они лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности. Поэтому он не приобретает и подходящих навыков для регулирования своей эмоциональной жизни, что существенно затрудняет его развитие. Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются, прежде всего, в виде эмоциональной нестабильности, эмоционального равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными. Их основные чувства - гнев, ярость, страх, волнение. Всем детям, испытавшим плохое обращение, трудно говорить о своих чувствах без тяжелых переживаний. Эмоциональный мир этих детей характеризуется не только преобладанием отрицательных чувств, но и отсутствием умения справляться с ними, контролировать их. Поэтому для развития способности регулировать свои эмоции совершенно необходимо, чтобы взрослый устанавливал границы, утешал и руководил ребенком.

5. Потребность в медицинском обслуживании. В условиях платности многих медицинских услуг, концентрации специализированной медицинской помощи в крупных городах доступ к медицинскому обслуживанию детей из социально неблагополучных семей оказывается ограниченным вследствие бедности. У родителей отсутствуют средства для оплаты сложных диагностических обследований, приобретение лекарств или на проезд в специализированный медицинский центр, который находится в другом городе. Наряду с объективными факторами не менее значимы субъективные причины — непонимание необходимости регулярного медицинского наблюдения за ребенком или недооценка возможных негативных последствий несвоевременного обращения за медицинской помощью. Даже в благополучной Великобритании среди городского населения одна из семи семей не зарегистрирована у врача общей медицинской практики, и дети из этих семей не находятся под регулярным медицинским наблюдением. Это положение также объясняется частой сменой места жительства, характерной для трудоспособного населения экономически развитых стран. В случае пренебрежения основными потребностями детей раннего возраста отсутствие необходимой медицинской помощи оказывается наиболее значимым фактором риска возникновения тяжелых последствий. Участковые педиатры сталкиваются со сложной задачей: они должны осуществлять постоянное наблюдение за детьми из неблагополучных семей, поскольку для них характерны высокая распространенность болезней и нарушений развития, при низкой медицинской активности родителей, которые не приводят детей на профилактические осмотры, редко вызывают врача при заболевании ребенка, негативно относятся к посещениям педиатра на дому. Решение этой задачи исключительно участковыми педиатрами и медицинскими сестрами без привлечения социальных работников, органов опеки и попечительства, других социальных служб вряд ли возможно.

 

6.Иные потребности детей.

.Потребность в открытии врожденных способностей, которая проявляется в том, что родители позволяют ребенку заниматься в соответствии с его способностями и интересами, обеспечивают необходимой поддержкой для наиболее полного развития врожденных способностей. Родители должны учитывать интересы и способности ребенка, попытка родителей с помощью ребенка осуществить собственные несбывшиеся надежды и желания, как правило, приводит к плачевным результатам.

Потребность в свободе, ребенок нуждается в свободе, чтобы научиться действовать самостоятельно. Только, обладая свободой принятия решений, ребенок сможет научиться самостоятельности и ответственности. При определении меры предоставляемой свободы родители должны исходить из того, насколько ребенок может самостоятельно спланировать и реализовать задуманное без риска для себя и окружающих.

Потребность в уважении, даже маленький ребенок нуждается в том, чтобы его уважали как самостоятельную личность. В процессе воспитания, особенно при наказании, установлении необходимых ограничений ребенка нельзя унижать, поскольку это ведет к формированию низкой самооценки, что тормозит развитие его личности.

 

 

 

Список литературы:

Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям//Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И.М., 2001. Зиновьева Н.О., Михайлова Н. Ф.

Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. Соонетс Р., и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту, АО Атлекс, 2000.