«Роль методического объединения в совершенствовании педагогического мастерства воспитателей в работе с детьми».
Опубликовано 26.02.2019 - 15:29 - Иванова Нина Сергеевна
Основная роль воспитателя – это воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни. Эту задачу могут решить могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки.
На развитие всего перечисленного направлена деятельность методического объединения . Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог был самым активным субъектом процесса совершенствования. Так, благодаря активному участию в методической работе воспитатель приобретает необходимый опыт и закрепляет за собой определенный статус в коллективе.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.
Таким образом, цель М/О - совершенствование и повышение педагогического опыта и мастерства педагогов.
В рамках МО рассматриваются вопросы частной методики по программам : разработка приемов, методов, технологий обучения и развития по тем или иным темам, которые сами преподаватели для себя считали актуальными, работа с образовательными стандартами, инновационные технологии, работа с одаренными детьми, совершенствование форм и методов организации занятия, взаимные посещения занятий и др.
Основная форма - заседание. Каждое из М/О имеет свой почерк в работе, свой подход. Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой центра и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на освоение новых приемов и методов повышения качества допобразования. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов.
Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе. Задача методической службы заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации. Повышение квалификации помогает воспитателю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
В нашем учреждении формой повышения профессионального мастерства является методический совет. Методический совет есть поисково- познавательным инструмент, с помощью которого педагоги самостоятельно ищут ответы на актуальные вопросы педагогики, сверяют, уточняют свои позиции, ведут творческий поиск. При подготовке выступлений к медсовету каждый воспитатель тщательно анализирует все мероприятия, проводимые им, что способствует самоанализу его деятельности. Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно - теоретической, психолого-педагогической подготовки педагогов. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности. Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования.
Воспитатель, педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовлетворение: •
Сегодня каждый педагог может самостоятельно определять наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Выбор воспитателем методической темы по самообразованию определяется потребностью в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания.
Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в образовании. В каждом М/О свои ведущие технологии. В системе повышения профессиональной компетентности воспитателя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения ими проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.
Традиционной формой повышения квалификации остаются открытые занятия. Посещение открытых занятий дает возможность посмотреть, проанализировать положительные и отрицательные стороны педагогического мастерства своих коллег, познакомиться с новыми технологиями и методами работы с детьми по различным программам.
Особого внимания требуют молодые специалисты, которые с первого рабочего дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного и воспитательного процесса, и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача методических объединений и заключается в наставничестве и обеспечении им поддержки и квалифицированной помощи со стороны коллег .
Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте.