Эссе "Я - учитель"
Предварительный просмотр:
Я – учитель
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
А. Дистверг
Говорят, что учителем не становятся, а рождаются. Словно тонкой ниточкой связана его судьба с будущей его профессией – учить детей, воспитывать подрастающее поколение, закладывать в него самые лучшие качества личности.
А с чего всё начиналось? Наверное, с игры в куклы.
Я родилась в Тахте. Маленькое село в Ипатовском районе. Жили небогато. Помню, у соседки был пупс. Бесподобный! И мне разрешили с ним поиграть. Когда он сломался, мне его отдали. И я сумела починить. Переплавила тельце, отлила заново, прикрепила ручки, ножки, сшила одежду…
После школы приехала в Светлоград, поступила в педучилище. На какое-то время увлечение оставила: однокурсники смеялись – мол большая, а всё в куклы играешь. Но когда вернулась в родную Тахту и начала вплотную заниматься с детьми, всё вернулось. Нахлынуло так, что сопротивляться было невозможно.
Там, в Тахте, работала социальным педагогом, а также была руководителем детской художественной студии «Меланья». Мы с детьми были неоднократными участниками разных выставок. Больше всего нравилось наблюдать за реакцией зрителей. Смотришь: идёт серьёзный человек и вдруг видит твою куклу. Как меняется лицо! Нежность, умиление, восторг… Именно так и случилось на одной из московских выставок. К нашей экспозиции подошёл… Андрей Макаревич. Не многие знают, что он сам кукольник и ценитель этого вида творчества. Слова из его из песни: «И кукол снимут с нитки длинной и, засыпав нафталином, в виде тряпок сложат в сундуках…» Помните, была популярна? Так вот его первые слова были: «Какая Красота! Как она хорошо пахнет! Почему Ваши куклы пахнут как-то особенно, по-человечески?» Тогда я ему ответила, что в каждой нашей кукле есть частичка души её автора.
В 2014 году я переехала в город Светлоград. Мне казалось, что в моей жизни ничего уже не будет по-старому. Но судьбу не изменить.
Я пришла работать учителем технологии в гимназию. В первый день, не скрою, было страшно: ноги были ватные, когда переступала порог школы. Но как только открыла дверь, увидела десятки ласковых детских глаз, услышала их озорной смех. Вот оно чудо! И мне дозволено соприкасаться с ним каждый день!
В который раз вхожу в класс, где меня встречают пытливые глаза моих учеников, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Ведь они тоже ждут чуда. Они все пришли сюда с разным настроением: кто-то, как на праздник, а кто-то (что скрывать), как на «каторгу». Но, я знаю, что именно от меня зависит, полюбит ли ребенок мой предмет или возненавидит его навсегда. Главное для меня – поддержать огонек желания ребёнка говорить о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Быть одним целым – дети и учитель – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться ее можно только кропотливым трудом. Это получится только у учителя, влюбленного в свою профессию. Если у педагога есть желание отдать все свои знания, то у ученика обязательно появится желание их получить . Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат. Я стараюсь поддержать ребёнка, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперёд, помочь каждому найти себя и не потеряться в этом мире. Как у каждого учителя, у меня есть педагогические секреты, которые помогают мне справиться с той или иной проблемой. Когда мы шьем кукол, часто озвучиваю их, тем самым мои барышни, как часто я называю учениц, и болтают, и спорят с ними. Рождаясь, кукла всегда вступает с творцом в диалог. Такие вот дочки-матери:
- Давай одеваться, Злата.
- Нет. Сначала нарисуй мне глазки.
- Но я не собиралась рисовать, я хотела подарить тебе акриловые…
- Даже не думай! Нарисуй сама.
- Ладно. Карие. Но потом одеваться!
- Фиалковые. И платье не красное, а бежевое.
…
Моя цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личность, развить в нем стремление и желание в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать результаты своего труда, свои поступки. Урок я начинаю с улыбки, которая стала моим рабочим инструментом.
Навстречу мне светятся доверчивые лица. Мы вместе с детьми дерзаем и творим. Ни одно мероприятие не проходит без нашего участия: участвуем в социальных проектах (акция «Ветеран», акция «Спешите делать добро» - изготовление подарков ветеранам, «Мастерская Деда Мороза» - новогодние костюмы и изготовление новогодних украшений), в школьных и городских выставках.
Ребята дарят мне минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества, а я с любовью всё принимаю. А каким должно быть при этом слово учителя? Конечно, непринуждённым, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, общности, иначе поиск чудес не состоится. Ведь «удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка в любознательность, любознательность – дорога к знаниям». Никогда не забываю об этом. Последнее время сложился устойчивый стереотип о том, что технология – предмет второстепенный и унылый. Это далеко не так! На мой взгляд, это один из жизненно важных школьных предметов. Без привычки к труду дети не обучатся ни письму, ни музыке, ни языку. Вместе с ними тружусь и я, совершенствуюсь, пребывая в состоянии непрерывного развития, познаю себя, открывая все новые черты.
Древняя мудрость гласит, что учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Поэтому каждый год Первого сентября с пятиклассниками я начинаю путь с первой ступеньки и вместе с ними происходит восхождение длиною в четыре года.