Эссе «Я – учитель»

Бровко Екатерина Владимировна

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу...» Ричард Олдингтон Эссе «Я – учитель» Бывают моменты в жизни, когда человеку приходится принимать судьбоносные решения. Одним из таких моментов стал для меня выбор будущей профессии. С самого детства, сколько себя помню, я мечтала стать прокурором, читала соответствующую литературу, старательно изучала предметы школьной программы, которые должны были понадобиться при поступлении в высшее учебное заведение. Так продолжалось до одиннадцатого класса, пока в школу, где я училась, не приехали представители педагогического университета, чтобы привлечь к себе абитуриентов. Сейчас, спустя много лет, я уже и не вспомню всё, что они говорили. Главное: они гарантировали трудоустройство. Синица в руках лучше, чем журавль в небе, поэтому я решила попробовать сдать вступительные экзамены в педагогический вуз. Результат оказался высоким, и я была зачислена в число студентов ещё до получения аттестата о полном среднем образовании. Учёба в университете мне очень нравилась. Судьба распорядилась так, что среди моих педагогов были лучшие профессора Крыма и Севастополя. Эти люди «зажигали сердца», собственным примером показывали, что учитель, выражаясь словами А.П. Чехова, должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в своё дело. Вот уже четырнадцать лет я храню в душе их уроки, стараюсь следовать указанной профессорами дороге, но всё чаще задаюсь вопросом: «Что означает на современном этапе развития общества быть хорошим учителем?». Может, это означает обладать знаниями и уметь передать их учащимся? А может, стать маяком?.. Да, именно маяком! За годы работы в сфере образования я пришла к выводу, что всех педагогов можно условно разделить на три группы: «ходячая энциклопедия», «системный каталог» и «человек-маяк». Ходячая энциклопедия – преподаватель, который обладает информацией по своему и сопутствующим предметам, но имеет существенные трудности в её передаче. «Системный каталог» – учитель, который, не имея глубоких знаний, способен помочь учащимся овладеть определенными навыками в той или иной области социальной жизни. К большому сожалению, в образовательных организациях нашей страны среди учителей, как правило, численно преобладают представители первых двух групп и крайне редко встречаются «маяки». Это связано с тем, что указать верное направление жизненного пути подростку столь же сложно, как и в бурю посадить самолет. Казалось бы, есть борт, есть твердая рука и ясная голова пилота, но только работающий маяк на земле способен предупредить непоправимое, направить движение в безопасную сторону. Работа учителя в современной системе образования, на мой взгляд, на две трети заключается в умении не просто показать ученику безграничность жизненного горизонта и возможностей реализации себя в социуме, но и задать такой вектор движения, который укажет путь к гармонично развитой личности, к формированию сознательного гражданина своей страны. И для качественного выполнения этого задания не достаточно владеть знаниями и навыками, необходимо синтезировать то и другое на национально-правовой почве, необходимо стать «маяком». Ведь специфика профессии такова, что здесь приходится работать с «живым» материалом – детьми, из которых и «лепится» всесторонне развитая личность. И это не обычные пафосные слова – это реальное утверждение: не зря преподавателя называют еще архитектором характера, инженером человеческих душ, тренером памяти и интеллекта… «Человек-маяк» – это тот, кто рассеивает мрак невежества, тот, кто вдохновляет, кто является олицетворённым методом обучения, самим воплощением принципа воспитания, это тот идеал, к которому я стремлюсь. Четырнадцать лет каждый вечер я готовлюсь к урокам. Казалось бы, методические пособия есть в сети Интернет и в печатном варианте, прошлогодние конспекты лежат на столе, но нет! Меня не покидает желание изменить урок, внести новую занимательную информацию. А в голове вопрос: «Заинтересует ли это учеников?». На мой взгляд, учитель и ученик должны быть интересны друг другу, только при таком условии предмет будет обучающим и изучаемым с желанием и интересом. И ты читаешь новое, свежее или хорошо забытое старое, чтобы завтра на уроке увлечь обучающихся. Любознательные дети уже сегодня владеют намного большей информацией, чем учитель, поэтому профессиональная деятельность каждого педагога немыслима без постоянного самообразования. Современные учителя регулярно повышают квалификацию разными способами: через вебинары, курсы, семинары и конференции. Обучение помогает по-новому осмысливать цель своей работы, знакомит с новейшими тенденциями в образовании. И в этом случае учителю следует идти в ногу со временем. Учитель должен быть более гибким, мобильным, потому что с каждым днём нашей жизни скорости увеличиваются, поток информации растёт. Именно поэтому учитель должен уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь учитель – это пример, он учит не только своему предмету, но и жизни, жизненной позиции, всему лучшему. Учитель. Творец человеческих душ. Учитель формирует сознание, образные ориентиры поведения, направляет ум и чувства ученика на позитив, на созидание, выявляет и помогает развиться способностям и талантам. Словами братьев Стругацких: «Каждый человек в чём-нибудь да гений. Надо только найти в нём это гениальное». Благодаря трудам учителя из несмышлёного ребёнка за годы, проведённые в школе, как бабочка из кокона, выходит человек. И очень важно, что и как вложит преподаватель в ученика в начале его жизненного пути, во многом этот опыт и знания будут формировать дальнейшую судьбу личности. И в этом случае справедливы слова Уинстона Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Можно перефразировать знаменитые слова М. Горького: «Учитель – это звучит гордо». Человек достиг современного уровня своего развития только благодаря тому, что знания, которые он накапливал в течение всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно учитель является связующим звеном при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения. Я стараюсь быть учителем, который учит учиться. У нас с учениками больше нет «финальных точек», у нас есть общее «путешествие к знаниям». Я не показываю им «места на карте», а объясняю им, какими дорогами к ним прийти. Они не боятся потеряться, если не знают чего-либо, так как умеют найти необходимые им знания. Я стала им нужна по-другому. Ведь если прежде я готова была показать им «конечный пункт путешествия», которого каждый из них непременно должен достичь, то теперь понимаю, что у каждого он свой, а вот пути могут быть и разными. А.С. Макаренко: «Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И, наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы игры и... авторитета». И моя задача как учителя дать им инструменты, научить премудростям, как пройти свои собственные маршруты. И это касается не только знаний по конкретным предметам, которые я преподаю. Это справедливо в отношении и моральных, нравственных уроков, которые даёт своим ученикам настоящий учитель. С каждым проведённым уроком, с каждой новой минутой общения с учениками, с каждой страницей новой книги фраза «Я – Учитель» звучит для меня все более ёмко. Быть учителем – это мой путь, моё призвание, моя жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_brovko_e.v.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Всему, что необходимо знать,
научить нельзя, учитель
может сделать только одно –

указать дорогу...»

Ричард Олдингтон

Эссе

«Я – учитель»

Бывают моменты в жизни, когда человеку приходится принимать судьбоносные решения. Одним из таких моментов стал для меня выбор будущей профессии.

С самого детства, сколько себя помню, я мечтала стать прокурором, читала соответствующую литературу, старательно изучала предметы школьной программы, которые должны были понадобиться при поступлении в высшее учебное заведение.

Так продолжалось до одиннадцатого класса, пока в школу, где я училась, не приехали представители педагогического университета, чтобы привлечь к себе абитуриентов. Сейчас, спустя много лет, я уже и не вспомню всё, что они говорили. Главное: они  гарантировали трудоустройство. Синица в руках лучше, чем журавль в небе, поэтому я решила попробовать сдать вступительные экзамены в педагогический вуз. Результат оказался высоким, и я была зачислена в число студентов ещё до получения аттестата о полном среднем образовании.

Учёба в университете мне очень нравилась. Судьба распорядилась так, что среди моих педагогов были лучшие профессора Крыма и Севастополя. Эти люди «зажигали сердца», собственным примером показывали, что учитель, выражаясь словами А.П. Чехова, должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в своё дело. Вот уже четырнадцать лет я храню в душе их уроки, стараюсь следовать указанной профессорами  дороге, но всё чаще задаюсь вопросом: «Что означает на современном этапе развития общества быть хорошим учителем?». Может, это означает обладать знаниями  и уметь передать их учащимся? А может, стать маяком?..

Да, именно маяком! За годы работы в сфере образования я пришла к выводу, что всех педагогов можно условно разделить на три группы: «ходячая энциклопедия», «системный каталог» и «человек-маяк». Ходячая энциклопедия – преподаватель, который обладает информацией по своему и сопутствующим предметам, но имеет существенные трудности в её передаче. «Системный каталог» – учитель, который, не имея глубоких знаний, способен помочь учащимся овладеть определенными навыками в той или иной области социальной жизни.

К большому сожалению, в образовательных организациях нашей страны среди учителей, как правило, численно преобладают представители первых двух групп и крайне редко встречаются «маяки». Это связано с тем, что указать верное направление жизненного пути подростку столь же сложно, как и в бурю посадить самолет. Казалось бы, есть борт, есть твердая рука и ясная голова пилота, но только работающий маяк на земле способен предупредить непоправимое, направить движение в безопасную сторону. Работа учителя в современной системе образования, на мой взгляд, на две трети заключается в умении не просто показать ученику безграничность жизненного горизонта и возможностей реализации себя в социуме, но и задать такой вектор движения, который укажет путь к гармонично развитой личности, к формированию сознательного гражданина своей страны. И для качественного выполнения этого задания не достаточно владеть знаниями и навыками, необходимо синтезировать то и другое на национально-правовой почве, необходимо стать «маяком». Ведь специфика профессии такова, что здесь приходится работать с «живым» материалом – детьми, из которых и «лепится» всесторонне развитая личность. И это не обычные пафосные слова – это реальное утверждение: не зря преподавателя называют еще архитектором характера, инженером человеческих душ, тренером памяти и интеллекта…

«Человек-маяк» – это тот, кто рассеивает мрак невежества, тот, кто вдохновляет, кто является олицетворённым методом обучения, самим воплощением принципа воспитания, это тот идеал, к которому я стремлюсь.

Четырнадцать лет каждый вечер я готовлюсь к урокам. Казалось бы, методические пособия есть в сети Интернет и в печатном варианте, прошлогодние конспекты лежат на столе, но нет! Меня не покидает желание изменить урок, внести новую занимательную информацию. А в голове вопрос: «Заинтересует ли это учеников?». На мой взгляд, учитель и ученик должны быть интересны друг другу, только при таком условии предмет будет обучающим и изучаемым с желанием и интересом. И ты читаешь новое, свежее или хорошо забытое старое, чтобы завтра на уроке увлечь обучающихся.

Любознательные дети уже сегодня владеют намного большей информацией, чем учитель, поэтому профессиональная деятельность каждого педагога немыслима без постоянного самообразования. Современные учителя регулярно повышают квалификацию разными способами: через вебинары, курсы, семинары и конференции. Обучение помогает по-новому осмысливать цель своей работы, знакомит с новейшими тенденциями в образовании. И в этом случае учителю следует идти в ногу со временем. Учитель должен быть более гибким, мобильным, потому что с каждым днём нашей жизни скорости увеличиваются, поток информации растёт. Именно поэтому учитель должен уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь учитель – это пример, он учит не только своему предмету, но и жизни, жизненной позиции, всему лучшему.

Учитель. Творец человеческих душ. Учитель формирует сознание, образные ориентиры поведения, направляет ум и чувства ученика на позитив, на созидание, выявляет и помогает развиться способностям и талантам. Словами братьев Стругацких: «Каждый человек в чём-нибудь да гений. Надо только найти в нём это гениальное».

Благодаря трудам учителя из несмышлёного ребёнка за годы, проведённые в школе, как бабочка из кокона, выходит человек. И очень важно, что и как вложит преподаватель в ученика в начале его жизненного пути, во многом этот опыт и знания будут формировать дальнейшую судьбу личности. И в этом случае справедливы слова Уинстона Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Можно перефразировать знаменитые слова М. Горького: «Учитель – это звучит гордо». Человек достиг современного уровня своего развития только благодаря тому, что знания, которые он накапливал в течение всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно учитель является связующим звеном при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения. Я стараюсь быть учителем, который учит учиться. У нас с учениками больше нет «финальных точек», у нас есть общее «путешествие к знаниям». Я не показываю им «места на карте», а объясняю им, какими дорогами к ним прийти. Они не боятся потеряться, если не знают чего-либо, так как умеют найти необходимые им знания. Я стала им нужна по-другому. Ведь если прежде я готова была показать им «конечный пункт путешествия», которого каждый из них непременно должен достичь, то теперь понимаю, что у каждого он свой, а вот пути могут быть и разными. А.С. Макаренко: «Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И, наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы игры и... авторитета».

И моя задача как учителя дать им инструменты, научить премудростям, как пройти свои собственные маршруты. И это касается не только знаний по конкретным предметам, которые я преподаю. Это справедливо в отношении и моральных, нравственных уроков, которые даёт своим ученикам настоящий учитель.

С каждым проведённым уроком, с каждой новой минутой общения с учениками, с каждой страницей новой книги фраза «Я – Учитель» звучит для меня все более ёмко. Быть учителем – это мой путь, моё призвание, моя жизнь.


 

Комментарии

Мелешко Олеся Геннадьевна

Мне понравилось ваше эссе. Дай Бог вам здоровья, терпения и желания творить на долгие годы!