Методические мероприятия для преподавателей образовательных организаций с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в странах Азии
В период с 5 сентября по 3 октября 2018 года Автономная некоммерческая организация «Страна творчества «На Сумском»» по заказу Федерального агентства Россотрудничества организовала и провела серию методических мероприятий для преподавателей образовательных организаций с преподаванием русского языка и обучением на русском языке в странах Азии
Методические мероприятия прошли во Вьетнаме, Индии и Турции на базе представительств Россотрудничества - Российских центров науки и культуры.
Мероприятия были нацелены на создание условий для качественного преподавания русского языка, продвижения, поддержки и укрепления позиций русского языка в странах Азии; обмен профессиональным опытом по формам и методам преподавания русского языка как иностранного. В задачи проведения мероприятий входили: обсуждение условий поддержки и укрепления позиций русского языка в странах Азии; выработка решений по использованию новых технологий преподавания русского языка как иностранного.
В составе методических мероприятий прошли семинары, тренинги и мастер-классы по ряду актуальных тематик. Основные тематики: использование видеоматериалов, мультфильмов и кинофильмов, интерактивных, игровых и иных инновационных приемов формирования компетенций обучающихся в преподавании русского языка как иностранного; психологические особенности современных обучающихся; личностно-ориентированный подход в современном обучении: российский и зарубежный опыт; работа с одарёнными и талантливыми обучающимися; рекомендации по работе с детьми, имеющими особые потребности (речевые, физические, умственные и т.п.); мотивирование обучающихся к чтению современной литературы на русском языке, к изучению русского культурного наследия, развитие функционального чтения, понимание текстов.
Мероприятия провели специалисты профильных организаций, деятельность которых направлена, в том числе, на улучшение качества преподавания русского языка как иностранного в России и за рубежом: Татьяна Александровна Шорина, ведущий научный сотрудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования при Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена; Артур Вагизович Идиатуллин и Гузель Раисовна Нотфуллина, сотрудники Центра социального-гуманитарного образования (Республика Татарстан); Виктория Борисовна Горева, руководитель Центра стратегических коммуникаций Академии цифровых технологий (г. Санкт-Петербург).
В Ханое Татьяна Александровна Шорина провела семинар-тренинг «Использование текстов социокультурной сферы в обучении русскому языку на начальном этапе». Она также познакомила участников с инновационными приемами в преподавании русского языка как иностранного с использованием различных видеоматериалов – от мультфильмов и кинофильмов до мультимедийных программ. Тематика инновационных приемов в преподавании русского языка как иностранного с использованием различных видеоматериалов, а также новых подходов к лингводидактическому тестированию была также с интересом встречена в Индии. Критериальное оценивание достижений обучающихся по всем видам речевой деятельности, методы дистанционной диагностики, дистанционного сертификационного тестирования очень актуальны на сегодняшний день для индийских преподавателей русского языка как иностранного. Для преподавателей русских школ и преподавателей русского языка как иностранного в Турции Татьяной Александровной Шориной были проведены лекции «Диагностический компонент для определения уровня «Носитель русского языка» (С1, С2)» и «Язык как отражение культуры народа. Новые подходы в преподавании русского языка и литературы».
Виктория Борисовна Горева провела в Ханое мастер-класс «Практическая обучающая игра для школьников «Рукописная газета» как инструмент практического закрепления учащимися навыков использования русского языка». В рамках мастер-класса группы вьетнамских преподавателей и учителей создали газету, посвященную началу нового учебного года. Для коллег из Индии и Турции Виктория Борисовна провела мастер-класс ««Практико-ориентированные технологии использования интернета, дистанционных программ и мобильных приложений на уроках русского языка как иностранного (на примере дистанционного проекта «ПрессЛето»)». Участники отметили возможность использования представленных методик и в обучении студентов.
Темы психологических особенностей современных обучающихся, психологической компетентности преподавателя и личностно-ориентированного подхода в современном обучении раскрыли в своих тренингах Артур Вагизович Идиатуллин и Гузель Раисовна Нотфуллина, представляющие Казанский Центр социального-гуманитарного образования. Они раскрыли слушателям современные взгляды в отношении нового поколения обучаемых и тенденции в изменении методик преподавания, продемонстрировали на участниках мероприятий групповые методы и упражнения, направленные на концентрацию внимания, повышение работоспособности и психологической устойчивости. В Турции специалистами были также проведены семинары по использованию интерактивных методов обучения и метапредметного подхода в преподавании русского языка и литературы при работе с одаренными и талантливыми обучающимися; обсуждены приемы и подходы по работе с детьми, имеющими особые потребности (речевые, физические, умственные и т.п.).
На методических мероприятиях в Индии и в Турции специалист АНО «Страна творчества «На Сумском» Алексей Николаевич Александров продемонстрировал приемы мотивирования обучающихся к чтению литературы на русском языке на примере раннего творчества поэта Владимира Маяковского.
Всего в методических мероприятиях приняли участие свыше трехсот преподавателей русского языка как иностранного, русского языка и литературы, иных предметов на русском языке. Все они работают в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам преподавания русского языка как иностранного, полностью и частично на русском языке. Также участие в мероприятиях приняли сотрудники библиотек, представители СМИ.