«Содержание, формы и методы воспитательной работы, способствующие личностному росту развития творческого потенциала учащихся» Выступление Кобяковой Марии Петровны на районном семинаре з
Наша школа, как и многие школы нашего района крепка своими традициями, живёт сопротивляясь проблемам, работает на перспективу. Основными принципами работы школы были и остаются доброжелательная атмосфера в коллективе, осознание всей меры ответственности перед обществом, стремление к постоянному поиску новых путей решения задач, стоящих перед образованием в современном меняющемся мире. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Уходят выпускники школы и всегда думаю с грустью, а с кем я буду работать, больше не будет таких детей, но как показывает жизнь, приходят новые ребята, снова вовлекаешь их в круговерть мероприятий и репетиций. Сама проблема состоит не в том, как вовлечь детей, а кому вовлечь.
Рассказывать, как всё замечательно проходит, как мы проводим те или иные мероприятия это всё банально. Вы сами всё готовите точно также, во всех школах ведётся эта работа если есть творческие педагоги.
Хотелось бы рассмотреть проблему с точки зрения, а что мешает завлекать детей. Получается, что
вызов времени требует инноваций.
Но у нас осталось основное дополнительное образование
Можно я зачитаю статью Евгения Ямбурга – директора Центра образования №109, заслуженным учителем РФ
Разнообразные кружки и секции в официальных документах именуются «дополнительное образование». Ровно столько, сколько существует этот термин, он вызывает у меня аллергическую реакцию. Потому что и основное и дополнительное образование – это сообщающиеся сосуды. А в слове «дополнительное» есть что-то такое второсортное.
На самом деле, бывает, и довольно часто, что усилия одного кружковода стоят больше, чем всего педагогического коллектива. И тогда личность ученика раскрывается. Но в слове «дополнительное» есть скрытая коннотация, что это что-то такое приватное, необязательное, и она влияет на мозги людям.
Даже в сознании родителей есть такая типичная реакция: «Если ты получил двойку по математике, на хор не пойдешь». Причем тут двойка по математике и хор?
Это же в отношении внутри педагогов. Вот, есть, скажем, голубая кровь – это педагоги-предметники, а есть что-то такое неважное. Это полная ерунда! Потому что на самом деле, действительно, основное и дополнительное образование – это два рукава одной реки. Это надо понимать.
Тем не менее это действительно очень важная вещь, потому что одна из важнейших задач – социализация детей – решается именно в дополнительном образовании.
Почему оно чрезвычайно важное? Оно важно по многим причинам. Во-первых, оно добровольное. В психологии это называется «в сфере клуба». Здесь нет принудиловки. И в этой ситуации как раз и раскрываются творческие потенции ребенка, который может быть неуспешен в математике или других «основных» предметах. Но в клубе он вдруг находит себя, и за счет этого вытягиваются вся остальные личностные моменты. Самоутверждается (рассказать про внеурочку проблема выбора детьми)
А ещё кружки важны с точки зрения будущей судьбы – профориентации человека. Если вы посмотрите биографии наших великих авиационных конструкторов или замечательных артистов – они все начинали в кружках. И Василий Лановой, и Татьяна Шмыга.Еще один момент: дополнительное образование всегда выполняло некую пилотную роль. Например, когда еще никто не помышлял о всесторонней компьютеризации, и не было никаких школьных программ, вся техника осваивалась в детских компьютерных клубах. И там же отрабатывались модели будущего обучения и пользователей, и программистов. А сейчас кажется ничего детей не интересует, это не так, нет людей которые бы заинтересовали. На голом энтузиазме далеко не уедешь, нужно финансировать.
Опять же из статьи Ямбурга - Если вы возьмете содержание наших новых государственных стандартов, там есть новый подход: наряду с предметными знаниями и умениями ученики должны владеть метапредметными компетенциями, универсально-учебными действиями. Где они у вас этим овладеют? Опять в школьных кабинетах, что ли? И в этом смысле это очень больная тема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tvorchestvom_kobyakova_m.p.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Содержание, формы и методы воспитательной работы, способствующие личностному росту развития творческого потенциала учащихся»
Выступление Кобяковой Марии Петровны
на районном семинаре заместителей
директоров по воспитательной работе
2015 год
Зачитать притчу о творчестве
Одна женщина была на представлении на Бродвее и во время перерыва вышла попить чего-нибудь.
Фойе было заполнено, люди курили, разговаривали и пили. Пианист играл, но никто не обращал внимания на его музыку.
Женщина потягивала свой напиток и изучала музыканта.
Он казался ей скучным - просто делал свою работу и ждал окончания перерыва, чтобы прекратить играть.
После второго напитка, слегка опьянев, она подошла к роялю, и заявила пианисту:
- Вы как зубная боль.
А потом добавила:
- А почему вы не сыграете просто для себя?
Пианист удивился. А потом начал играть музыку, которую любил сам.
Через несколько минут фойе целиком замолчало.
Когда композиция закончилась, раздались восторженные аплодисменты.
Наша школа, как и многие школы нашего района крепка своими традициями, живёт сопротивляясь проблемам, работает на перспективу. Основными принципами работы школы были и остаются доброжелательная атмосфера в коллективе, осознание всей меры ответственности перед обществом, стремление к постоянному поиску новых путей решения задач, стоящих перед образованием в современном меняющемся мире. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Педагогический коллектив перешёл на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, реализует национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». И ещё много чего можно перечислять. Всё что вы видите на слайдах это воспитательная, творческая работа основанная на энтузиазме наших учителей, как и во всех школах. Во всех мероприятиях дети участвуют с огромным желанием, иногда сами ходят за нами, учителями, занятыми своими проблемами, напоминают о репетициях и т.д. Уходят выпускники школы и всегда думаю с грустью, а с кем я буду работать, больше не будет таких детей, но как показывает жизнь, приходят новые ребята, снова вовлекаешь их в круговерть мероприятий и репетиций. Сама проблема состоит не в том, как вовлечь детей, а кому вовлечь.
Рассказывать, как всё замечательно проходит, как мы проводим те или иные мероприятия это всё банально. Вы сами всё готовите точно также, во всех школах ведётся эта работа если есть творческие педагоги.
Хотелось бы рассмотреть проблему с точки зрения, а что мешает завлекать детей. Во - первых у нас на данный момент оптимизация стёрла все кружки. Кружков по интересам не стало со времён советского союза. Клубов у нас на селе в принципе никогда не существовало. Получается, что
вызов времени требует инноваций.
Но у нас осталось основное дополнительное образование
Можно я зачитаю статью Евгения Ямбурга – директора Центра образования №109, заслуженным учителем РФ
Разнообразные кружки и секции в официальных документах именуются «дополнительное образование». Ровно столько, сколько существует этот термин, он вызывает у меня аллергическую реакцию. Потому что и основное и дополнительное образование – это сообщающиеся сосуды. А в слове «дополнительное» есть что-то такое второсортное.
На самом деле, бывает, и довольно часто, что усилия одного кружковода стоят больше, чем всего педагогического коллектива. И тогда личность ученика раскрывается. Но в слове «дополнительное» есть скрытая коннотация, что это что-то такое приватное, необязательное, и она влияет на мозги людям.
Даже в сознании родителей есть такая типичная реакция: «Если ты получил двойку по математике, на хор не пойдешь». Причем тут двойка по математике и хор?
Это же в отношении внутри педагогов. Вот, есть, скажем, голубая кровь – это педагоги-предметники, а есть что-то такое неважное. Это полная ерунда! Потому что на самом деле, действительно, основное и дополнительное образование – это два рукава одной реки. Это надо понимать.
Тем не менее это действительно очень важная вещь, потому что одна из важнейших задач – социализация детей – решается именно в дополнительном образовании.
Почему оно чрезвычайно важное? Оно важно по многим причинам. Во-первых, оно добровольное. В психологии это называется «в сфере клуба». Здесь нет принудиловки. И в этой ситуации как раз и раскрываются творческие потенции ребенка, который может быть неуспешен в математике или других «основных» предметах. Но в клубе он вдруг находит себя, и за счет этого вытягиваются вся остальные личностные моменты. Самоутверждается (рассказать про внеурочку проблема выбора детьми)
А ещё кружки важны с точки зрения будущей судьбы – профориентации человека. Если вы посмотрите биографии наших великих авиационных конструкторов или замечательных артистов – они все начинали в кружках. И Василий Лановой, и Татьяна Шмыга.
И это очень серьезная штука, тем более, если мы владеем тем, что в психологии называется «деятельностный подход». Это же не просто болтовня – детей особенно мальчиков надо реально занимать. Понимаете?
Безусловно, то, в какие кружки и секции отдавать, зависит в первую очередь от ребенка. Но один из принципов – надо попробовать все, для того, чтобы самоопределиться.
Иначе это будет, как в анекдоте: «Вам нравится играть на скрипке? Да, нравится, я просто никогда не пробовал».
В случае с маленьким ребёнком, дошкольником, вопрос, конечно, в родительской установке. Понятно, что если это будет как в детском стихотворении: «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота» – и английский, и фигурное катание, и еще что-то – обязательно будет истощение.
Но попробовать нужно все. Но это требует еще и времени, а многие родители во времени ограничены. Но тут уже, извините, приоритет. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок был, как дерево, – ну, что же, занимайся своей работой и все. То есть здесь все-таки каждый выбирает для себя.
Что можно было бы сделать? Как решать эти проблемы?
Многие наши социальные беды происходят именно от недоразвитости дополнительного образования. Как повествует случай Евгений Ямбург Не так давно: пьяный шофер сбил семь человек – пять детей из вспомогательной школы, двух педагогов. И его президент так справедливо назвал «отморозком».
Что после этого делается? Принимается ужесточение мер по поводу водителей – за езду в пьяном виде штрафы повысить, уголовную ответственность усилить и так далее. Это все правильно, но с точки зрения управления это называется «бить по хвостам», или по-научному «реактивное управление». Вот случилось – ужесточили.
Другой путь гораздо более эффективный – прогнозирование будущего и профилактика подобных вещей.
В переводе на язык конкретных примеров: совершенно очевидно, что сегодня любой человек будет водить машину. На столичном рынке за небольшие деньги все это можно купить, поэтому для того, чтобы воспитывать новую культуру вождения, начинать надо со школы, с дополнительного образования.
Вот я бы, например, ввел в девятых-десятых-одиннадцатых классах обязательное обучение вождению. Но не на плакатах, простите, а с реальными машинами.
Конечно, это требует денег. И если ты успешен, (а это ведь можно начинать постепенно – со всяких мотиков и картингов), то уже на выходе из школы, имеешь право через какое-то время сдать на права, и даже на профессиональные. А это уже кусок хлеба.
Да, это большие деньги, но на самом деле мы больше теряем на дорогах. Еще один момент: дополнительное образование всегда выполняло некую пилотную роль. Например, когда еще никто не помышлял о всесторонней компьютеризации, и не было никаких школьных программ, вся техника осваивалась в детских компьютерных клубах. И там же отрабатывались модели будущего обучения и пользователей, и программистов. А сейчас кажется ничего детей не интересует, это не так, нет людей которые бы заинтересовали. На голом энтузиазме далеко не уедешь, нужно финансировать.
Опять же из статьи Ямбурга - Если вы возьмете содержание наших новых государственных стандартов, там есть новый подход: наряду с предметными знаниями и умениями ученики должны владеть метапредметными компетенциями, универсально-учебными действиями. Где они у вас этим овладеют? Опять в школьных кабинетах, что ли? И в этом смысле это очень больная тема.
Потому что, например, у нас здесь довольно давно существует свой клуб «Зюйд-Вест» – это шлюпки, пароходы и так далее. И наши ученики изучают экологию, историю, шлюповождение, ландшафтную географию. Они выходят в экспедиции на Волгу и берут там интервью у бабушек, ставят на месте разрушенных церквей кресты, изготовленные ими же самими в мастерских. Вот вам метапредметная деятельность.
Этот проект называется «Живая школа». Я не хочу сказать, что школа мертвая, но это специальное такое название. Дело в том, что как раз в процессе такого образования человек понимает, зачем эти знания нужны, они не мертвые, то есть, он сразу начинает ими пользоваться. Это действительно практические очень серьезные компетенции.
С другой стороны, такой подход требует больших ресурсов – и материальных, и кадровых ресурсов. Это все требует, извините, финансирования. Вот, где проблема. И, конечно, она требует очень серьезного отношения.
Я вспоминаю, в годы советской власти во многих педагогических институтах была даже специальность – «педагог дополнительного образования». Сегодня этого ничего нет. Кто придет сюда?
Это необязательно должны быть педагоги, это может быть просто одаренный человек, который почувствовал в себе педагогическую жилку. Хотя по жизни он замечательный конструктор или ремесленник. И это тоже прекрасно.
Значит, надо помочь этим людям войти в профессию, в том смысле, что по квалификации они должны иметь какое-то образование – без этого нельзя с точки зрения закона.
Но что особенно опасно – вторичное отношение к дополнительному образованию отразилось на финансировании. Потому что у нас, условно говоря, школа получает деньги по количеству детских душ.
В разных регионах финансирование разное. Берем московское, оно хорошее, там один ребенок «стоит» сто десять тысяч – это в основном образовании. Но, простите меня, за него же в дополнительном выделяют всего девятьсот рублей.
Тут огромный пласт проблем, к которому наши власти относятся пока легкомысленно.
Проблема в том, что внеурочная деятельность как кружковая работа ведётся не в том ключе, как того хотелось бы. Я сама веду внеурочную деятельность с одним учителем я смогла договориться и мы делим детей по интересам. На другом занятии ко мне приходят дети, которые сами изъявили желание заниматься.
Следует не выявлять индивидуальные особенности каждого учащегося, а создавать условия для их проявления и развития.