7 элементов рабочей программы, которые требуют не все и не всегда, но которые очень важны
В пункте 2.7 статьи 32 “Компетенции и ответственность образовательного учреждения” Закона РФ “Об образовании” сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится “разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин”. Рабочая программа (РП) является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа. Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Таким образом, образовательная организация в значительной мере свободна в выборе структуры РП, нормативные документы устанавливают лишь минимальные требования к ней (цели и задачи, УУД, содержание учебного предмета и тематический план). Сокращенной версией РП ограничиваются многие школы, учителя которых устали от бесконечной писанины и видят в рабочей программе лишь еще одного врага своему свободному времени. Однако существует ряд элементов РП, которые требуют не все и не всегда, но которые, на мой взгляд, очень важны.
Рассмотрим их подробно.
1. Анализ результатов прошлого года (ВПР, КДР, ГИА, олимпиад) и корректировка на его основе содержания обучения. Образование – процесс с обратной связью: мы оказываем педагогическое воздействие, диагностируем его результат и на основании результата вносим коррективы в наше воздействие. Примерные программы по ФГОС, на базе которых пишется большинство РП, в основной своей массе не содержат указания часов на тот или иной раздел. Поэтому, если Вы в прошлом году на некий раздел А дали 4 часа (а могли дать, исходя из УМК, и 8 часов), а дети показали (например, на ОГЭ) плохие результаты по этому разделу, Вы можете в этом году, сославшись на свой анализ, произвести корректировку в пользу увеличения часов на раздел А за счет более легкого раздела Б.
2. Проектная деятельность учащихся. Учащиеся, осваивающие ФГОС ООО, сдают "проектный экзамен" в 9 классе. При этом большинство педагогов пытается от проектных работ избавиться, аргументируя это своей загруженностью при подготовке детей к ГИА. Однако если Вы запланировали проекты, начиная с 5-го класса, Ваши учащиеся выйдут на защиту в 9-ом классе с хорошо проработанным проектом, который будет подготовлен в спокойном, неавральном режиме. В 5-ом классе стоит начинать с реферата, а в 9-ом уже можно завершить практическую разработку / научную публикацию.
3. Работа со слабоуспевающими. Требуют ее наличие всегда, так почему не закрепить ее на уровне программы, обозначив основные линии данной работы? Перечень консультаций, отработок и индивидуальных занятий становится таким образом обязательным для неуспевающих детей.
4. Олимпиадная работа. Это уже обратная история. Здесь мы можем наметить план работы с сильными детьми, закрепив в том числе и возможность поощрить их, поставив, к примеру, оценку "автоматом" за четверть в случае победы на очном соревновании (на Всероссийской олимпиаде, начиная с муниципального уровня, или вузовской олимпиаде). Последнее тесно связано с п. 5 нашего списка.
5. Система оценивания учащихся. Если мне не изменяет память, то американский профессор Николас Безручко рассказал мне в свое время на одной из конференций, как начинают учиться дети в американском колледже. Преподаватель выдает детям образцы текущих и итоговых КИМ и критерии их оценки на контрольных и на экзамене. Ребенок должен знать, из чего складывается его оценка, а также то, есть ли возможность пересдать ту или иную практическую / контрольную работу; какие оценки влияют на итоговую отметку, а какие нет; можно ли получить четвертную / семестровую оценку "автоматом".
6. Примерные КИМ. По этому пункту, как мне кажется, все ясно из предыдущего пункта. Добавлю лишь, что образцы КИМ снимают с Вас вопросы администрации, как Вы проводите текущий контроль. В конечном итоге, РП согласовывается с завучем и утверждается директором!
7. Список (лучше всего цифровой) литературы для учащихся. Если книги для учителя в РП отражают часто, то список литературы для детей (особенно для углубленного изучения предмета) – вещь нужная, но редкая. Правильно подобрав источники для дополнительного изучения предмета, учитель может однако качественно улучшить подготовку к тем же олимпиадам тех учащихся, которые способны к самообразованию и саморазвитию.
Включать или не включать все перечисленное в РП – дело школы или каждого учителя. Главное помнить, что включив данные пункты, их, согласно Закона, нужно будет обязательно выполнять, что тоже неплохо – в контексте самодисциплины учителя:-)
P.S. Забыл добавить, что к каждой рабочей программе стоит приложить внешнюю на нее рецензию, подготовить которую могу для Вас я.
Хороших учеников Вам!