АДАПТИВНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Шеина Анна Владимировна

Помощь детям-инвалидам и их семьям в рамках негосударственных социальных центров.

Специалисты ресурсного центра «Попутный ветер» в рамках проекта по оказанию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на территории Калужской области, разработали и воплотили в жизнь систему социально-педагогических, коррекционно-развивающих и психотерапевтических практик для решения проблем адаптации, развития и обучения детей с ОВЗ.

Система данных мероприятий приобрела форму модульной, управляемой программы дополнительного образования «Триумвират», основанной на непрерывном поддержании всеми специалистами ситуации равновесия между реальными возможностями ребенка, объемом образовательных воздействий и динамическими показателями этих воздействий.

На базе центра были созданы условия для успешного развития, адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями, заданными разного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie_programma.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы: Психологическое сопровождение детей с ОВЗ

Педагог, реализующий программу: Шеина Анна Владимировна - психолог-дефектолог, Кузина Анастасия Викторовна - нейропсихолог

Организация, реализующая программу: центр социальной реабилитации «Попутный ветер» города Калуги.

Адрес организации, реализующей программу:

- город Калуга, улица Маршала Жукова, дом 30А,  тел. 8 (4842) 22-07-09.

Вид программы:

  • по степени авторства – модифицированная;
  • по уровню освоения – дополнительная адаптированная общеразвивающая,

Направленность: социально-педагогическая (коррекционная и психотерапевтическая помощь детям с инвалидностью).

Вид деятельности: наблюдение, социальное общение, консультативная поддержка, психокоррекция.

Срок реализации программы: 8 месяцев.

Возраст детей: от 3 до 17 лет.

Форма реализации программы: индивидуальная и групповая.

Год разработки: 2018 год.

Уровень реализации: дошкольный возраст, младший школьный возраст, школьный возраст (психологическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с возрастными, психофизическими возможностями, а так же наличием вторичного диагноза).

Способ освоения содержания образования: активный и пассивный.

Форма организации образовательной деятельности: объединение

Название объединения: «Триумвират».

РАЗДЕЛ 1. « ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  ПРОГРАММЫ»

1.1 Пояснительная записка

Направленность программы: социально-педагогическая (коррекционная и психотерапевтическая помощь детям с инвалидностью).

Актуальность:

Настоящая программа описывает работу психологической службы ресурсного центра  г. Калуга «Попутный ветер», большая часть которой заключается в осуществлении психологического сопровождения детей инвалидов, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации в условиях cовременной действительности.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, которая способствует общей дезадаптации, обусловленной нарушениями развития, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

И по сей день, многие дети стакиваются с негативным отношением к себе, на них смотрят как на «иных», неспособных к нормальной жизни в обществе, взаимодействию в детском коллективе.

Выстраивая и планируя педагогический процесс мы учитывали ряд важных факторов, влияющих на успешность освоения детьми знаний, умений и навыков. Одним свойственна повышенная утомляемость, у других плохо развита произвольность и психоэмоциональная саморегуляция, а третьим необходим специальный инвентарь и оборудование. Контроль и наблюдение за соблюдением всех необходимых условий наряду с основным педагогом осуществляет психологическая служба.

Вопрос о психологическом сопровождении детей с отклонениями в развитии является одним из основных, т.к. позволяет решить ряд дополнительных вопросов по выявлению вторичных дефектов их коррекции, ослаблению  агрессии, определению общего состояния ребенка во время занятия.

Психологическая помощь для наших детей, носит в большей степени реабилитационный характер,  она основана на принципе системного и личностно-ориентированного подходов, и направлена на повышение социального уровня активности личности.

Отличительные особенности программы:

Программа предполагает активное участие двух ведущих специалистов, которые осуществляют психолого-педагогическое и нейропсихологическое сопровождение процесса работы с детьми с ОВЗ – это нейропсихолог и психолог-дефектолог.

Психолог не только осуществляет сопровождение на занятиях у основных специалистов, проводит индивидуальные консультации с родителями, но и проводит самостоятельные индивидуальные и групповые (по запросу родителей, исходя из общего состояния ребенка), которые направлены на профилактику, выявление,  и коррекцию вторичных нарушений, стрессовых состояний, агрессивного поведения.

Психолог работает в тесной связке со специалистом, имеющим высшее медицинское образование, для осуществления нейропсихологической коррекции.

Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: программирование, регуляция и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, пространственное восприятие и многое другое.

Совместно с основным составом педагогов данные специалисты осуществляют апробацию рабочих материалов, психологических методов и подходов с учетом специфики диагноза каждого отдельного ребенка. Коллегиально разрабатывают психопрофилактические и психокоррекционные способы компенсации неблагополучного опыта и обстоятельств жизни детей с проблемами в развитии для дальнейшего предотвращения ошибок воспитания, развития и формирования личности в целом.

Участвуют в привлечении сторонних экспертов для поддержки и построения более эффективного взаимодействия с родителями подопечных.

Адресат программы – дети с ОВЗ от трех до шестнадцати лет.

В процессе первичного диагностического обследования определен количественных состав групп.

Так с тяжелой патологией однородного характера, общая численность детей в группе не должна превышать 2-х человек, с однородными неглубокими нарушениями не более 4-х.

Максимальное количество детей в группе с неоднородными и неглубокими  нарушениями – 4 человека.

Основной процент детей составляют дети с различными формами Расстройства Аутистического Спектра. Большинству из них,  в особенности детям младшего дошкольного возраста 3-5 лет, показаны индивидуальные занятия со специалистами

В течение всего периода проектной работы ведущие специалисты присутствуют на индивидуальных и групповых занятиях с детьми.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом степени выраженности дефекта, возрастных особенностей детей, наличия дополнительных сопутствующих диагнозов (Эпи). Формы работы определяются целями, для которых наряду с  традиционными приемами и методами, используются инновационные технологии.

Структура коррекционно-развивающего занятия:

Основные блоки

Показатели

1

Разминка - пальчиковая гимнастика, телесная терапия, психогимнастика, подвижные игры.

Установление эмоционального и психологического контакта с ребенком.Определение спектра его моторных возможностей, общего физического состояния.

2

Основное содержание занятия – совокупность упражнений и приемов, направленных на решение задач конкретного занятия в соответствии с темой.

Произвольность поведения, способность ребенка переключаться с одного задания на другое в соответствии с речевой инструкцией. Скорость и качество овладение навыками, работоспособность.

3

Рефлексия занятия – аналитическая справка

Эмоциональная реакция ребенка, отзывы родителей

Педагогическая целесообразность:

Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания зачастую связаны с длительным пребыванием в больнице. Многие из них с самого рождения получили серьезную психологическую травму.

Поэтому у таких «особых» воспитанников возникают проблемы эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в негативном отношении к миру. Независимо от вида и сложности дефекта они могут испытывать трудности в мотивационной сфере.

Включение в работу специалистов психологической службы, способствуют выстраиванию более эффективного взаимодействия с ребенком, способствуют налаживанию доверительных отношений, формировать благоприятную социально-психологическую среду.

Объем и срок освоения программы – 8 месяцев

Форма обучения: очная индивидуальная, групповая, консультативная.

Особенности организации образовательного процесса: набор детей осуществляетсяс учетом специфики ребенка с ОВЗ (детей и подростков с диагнозами: аутизм, атипичный аутизм, ДЦП, синдром Дауна, умственная отсталость, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР).

Возраст детей: 3-17 лет. Дети, прошедшие диагностику, определяются на индивидуальную или групповую терапию.

Режим занятий: 12 часов в месяц

Индивидуальное консультирование

– 4 раза в неделю по 1 часу,

    Самостоятельные групповые или индивидуальные  занятия

– 4 раза в неделю по 1 часу

Сопровождение занятий основных специалистов

– 4 раза в неделю  по 1  часу

1.2 Цель и задачи

Цель:

Нейропсихологическое сопровождение и выявление особых психологических потребностей детей с ОВЗ, обусловленных индивидуальными нарушениями, семейной и социальной ситуацией.

Задачи:

  1. Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными, индивидуальными и поведенческими особенностями, состоянием соматического и психофизического здоровья.
  2. Способствовать личностному и эмоционально-волевому развитию детей с ОВЗ, содействовать социально-культурной адаптации, осознанию себя как полноправного члена детского сообщества.
  3. Диагностическая и коррекционная работа.
  4. Помощь специалистам и родителям в овладении коррекционно-развивающими технологиями, а так же в выборе методического инструментария, для разработки индивидуальных маршрутов в соответствии с диагностической картиной.
  5. Подбор дополнительной литературы, для планирования учебных занятий с учетом специфики имеющегося у ребенка диагноза, сопутствующих страхов, проблем межличностного общения, психотравм.
  6. Организация профилактической и консультативной работы с родителями в форме тренингов, семинаров, лекций.
  7. Формирование рекомендаций для родителей и специалистов.

1.3 Содержание программы

Включает в себя 4 основных этапа:

  1. Начальный:

- первичное диагностическое обследование,

- знакомство с детьми и их родителями,

- разделение общей группы (80 человек), по индивидуальным и групповым занятиям у основных специалистов, в соответствии с актуальностью,

- проведение тестовых занятий, для подбора инструментария и оптимизации условий обучения для каждого конкретного ребенка,

- при необходимости трансформация групп, внесение изменений в темы и структуру занятий.

  1. Основной:

- проведение серий групповых и индивидуальных занятий в соответствии с календарным и тематическим планами,

- при необходимости изменение длительности занятий и их количества,

- проведение тренингов и семинаров для родителей, в соответствии с запросом и рекомендациями педагогов

  1. Коррекционный:

- проведение серии занятий после летних каникул,

- корректировка содержательно-тематического плана с учетом изменений поведения и состояния навыков у детей после летних каникул

  1. Итоговый:

- анализ результатов работы по всем направлениям,

- проведение повторного диагностического обследования,

- подведение итогов, проведение параллелей с ожидаемыми результатами.

РАБОЧИЕ БЛОКИ

Диагностическая работа:

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию  психолого-медико-педагогической помощи.

1- Первичное обследование:

- получение сведений об основном диагнозе и сопутствующих нарушениях

- анализ показаний и противопоказаний для построениябезопасного взаимодействия с ребенком на занятиях,

- диагностика характера нарушений и особенностей поведения,

- построение клинико-психологической картины личности ребенка, системы его отношений с родителями,

- наблюдение особенностей психоэмоциональной и волевой сферы, а так же возможностей к саморегуляции,

2- Проведение дополнительных мероприятий после летних каникул:

3- Итоговая диагностика:

- получение сведений о физическом и психосоматическом здоровье,

- диагностика изменений в поведении и когнитивной сфере,

- анализ показателей посещения занятий, выполнения рекомендаций родителями,

- формирование заключений по итогам реализации программы

Задачи
(направления деятельности)

Виды и формы деятельности,
мероприятия.

Сроки

Исполнители

Сбор данных анамнеза

 Определить особенности физического и психического здоровья

 Изучение выписки из индивидуальной мед.карты, анализ показаний и противопоказаний психоневролога, заключений других врачей (состояние слуха, зрения, наличие ЭЭГ, МРТ).

 

16.02 – 10.03

 

 

 

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика

Наблюдение, психологическое обследование,
анкетирование, беседа,

Анализ биографических данных

Создание банка данных 

Формирование индивидуальных маршрутов

Определение направлений работы

 

 16.02-10.03

 

 



Углубленная  диагностика детей с РАС детей-инвалидов

Диагностирование с помощью методики C.A.R.S,

Наблюдения,

Сбора данных анамнеза

Получение объективных сведений о форме, типе и глубине расстройства

До 10.03


Разработка и заполнение индивидуальных диагностических карт

Внесение данных тестовых методик

до 10.03

Разработка программы сопровождения в соответствии с диагностической картой

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

До 10.03

Итоговая диагностика

ноябрь

Коррекционно-развивающая работа:

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении ребенком с ОВЗ содержания занятий и коррекция нарушений в поведении, познавательной и эмоционально-личностной сфере.

 Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности,
мероприятия

Сроки

Исполнители

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить психологическое  сопровождение для детей во времяиндивидуальных и групповых занятий

Разработать индивидуальных рекомендаций по выстраиванию основными специалистами пед.процесса обучения

Присутствие на занятиях.

Использование метода интервью
Обеспечение психологически комфортной среды и доверительных, доброжелательных отношений между всеми участниками пед.процесса

Февраль – май

Сентябрь - ноябрь

Психолог,

Нейропсихолог

Обеспечить информационную и психологическую помощь семьям

Организация дополнительных лекций, семинаров и тренингов

Март

Апрель

Май

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Консультативная работа:

Цель: обеспечение непрерывного специального индивидуального сопровождения родителей подопечных по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Исполнители

Консультации и пед.советы с основным составом специалистов

Рекомендации по подбору литературы и методических материалов
Разработка плана консультативных бесед с родителями

Составление примерного плана и тем консультаций

Февраль-март

Коллегия специалистов

Консультирование родителей по  вопросам выбора стратегии воспитания, выстраивания мотивации, формирования навыков самообслуживания

Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
Разработка плана индивидуальной консультативной работы

Проведение тематических встреч в мини-группах

Март-ноябрь

Психолог,

Нейропсихолог

Информационно – просветительская работа:

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Задачи (направления) деятельности

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Информационные мероприятия

Освещение в СМИ

Февраль

-

ноябрь

Администрация центра,

Методист,

Психолог,

Планируемые результаты:

1.Улучшение психологического состояния родителей,

2.Повышение общего уровня информированности родителей по проблемным вопросам.

3.Проявление у детей устойчивого интереса к занятиям.

4.Достижение хорошего уровня эмоционального контакта с педагогом.

5.Повышение уровня мастерства педагогического состава.

5. Комфортная психологическая среда в коллективе специалистов на протяжении всего периода реализации программы

6. Сохранение устойчивой взаимосвязи между ребенком, родителями и коллективом специалистов.

РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

№ П/П

Мероприятия

Сроки проведения

часы

Ответственные

1.

Создание и корректировка базы данных на детей, комплектация личных дел

февраль

Коллегия специалистов

2

Первичное диагностическое обследование

февраль

Коллегия специалистов

3

Составление плана индивидуальной и групповой работы с детьми

февраль

Коллегия специалистов

4

Составление коррекционно-развивающих программ

февраль

Коллегия специалистов

5

Составление плана индивидуальных и групповых консультаций с педагогическим составом

февраль

Коллегия специалистов

6

Проведение первого блока тестовых занятий

февраль

          9

Психолог,

Нейропсихолог

7

Организация и участие в просветительских тренингов и семинаров для родителей.

март

С участием приглашенного коуча

8

Проведение индивидуальных консультаций с родителями.

март

4

Психолог,

Нейропсихолог

9

Проведение второго блока занятий

Март

Апрель

май

        36

Психолог,

Нейропсихолог

10

Организация и участие в мероприятиях досугового характера: фестивали, ярмарки

Коллегия специалистов

11

Проведение третьего блока занятий

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

33

Психолог,

Нейропсихолог

12

Итоговая диагностика.

Ноябрь

Коллегия специалистов

2.2 Психолого-педагогические условия реализации программы

Приемственность содержания, форм организации

Учет специфики возрастного и психофизического развития детей

Формирование и развитие психолого-педагогической  компетентности специалистов.

2.3. Методические материалы

Образовательный процесс проходит в очной форме.

Методы сопроводжения:

  • игровой,
  • наглядный,
  • наглядно-слуховой,
  • наглядно-зрительный,
  • словесный,
  • телесный,
  • практический.

Вся работа с детьми и педагогическим составом  выстраивается по принципу сотрудничества это    совместная развивающая деятельность взрослых и учащихся и родителей, основанная уважении и принятии. Включает в себя гуманно-личностный подход: любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, вера в их успешность, создание этой ситуации успеха.

Формы организации сопровождения: групповая и индивидуальная.

Используемые методы и подходы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • игра: коррекционная, обучающая, познавательная, творческая,  занимательная или развивающая;  

Методические и дидактические материалы

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
  2. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
  3. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И.Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с.
  4. О. Г. Приходько  Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни.
  5. В.В. Ткачева Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

2.6 Список литературы

  1. Сара Ньюмен Игры и занятия с особым ребенком. М., 2013.
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте (метод замечающего онтогенеза). М., 2017.
  3. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. М., 2013.
  4. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007.
  5. Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. М.: 2005.
  6. О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.:2007





 

Комментарии

Шеина Анна Владимировна

г.Калуга, Областной ресурсный центр "Попутный ветер".