Моё педагогическое кредо
Педагог дополнительного образования Бердникова Виктория Игоревна
Моё педагогическое кредо
Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.
Януш Корчак
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
Профессия педагога, на мой взгляд, самая прекрасная на свете. Но и самая ответственная, потому что работа с детьми требует особых знаний, умений, навыков, и самое главное, любви. Основное формирование ребёнка идёт в семье. Но педагоги должны помогать корректировать, предупреждать нежелательные отклонения. Но все ли педагоги хотят да и могут это делать?
На протяжении нескольких лет во мне крепло убеждение, что сочетание многих качеств педагога гарантирует успех в этой области. Главное, не навредить, не перегнуть палку, пытаясь заниматься воспитанием. Вследствие этих рассуждений родились убеждения, на которые я опираюсь в своей жизни, работе. Хотелось бы выделить основные из них.
Люби и уважай тех, кого учишь.
Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели.
И.А. Ильин
Невозможно заставить себя любить всех детей подряд. Лукавят те педагоги, которые говорят, что любят всех. Так устроена человеческая природа, что мы не можем управлять своими симпатиями или антипатиями. Это касается и взрослых, и детей. А вот уважать другого, пусть ещё маленького человека, нужно. И он будет чувствовать уважение, если оно искренне.
Никогда не сравнивай детей друг с другом.
А если сравниваешь, то делай это очень корректно.
Изначально все дети имеют разные возможности. Это касается индивидуальных особенностей человека, психических и физических. Генетика, воспитание, окружающие условия оказывают на растущий организм огромное влияние. Кто-то прекрасно справляется с гуманитарными предметами, кто-то - с техническими, кто-то не может и дня прожить без спорта. Успехи во всём наблюдаются очень редко, чаще всего это является исключением из правил.
Сравнивать же полезно и даже нужно, но не друг с другом, а отмечать успехи и достижения конкретного ребёнка по отношению к своим предыдущим успехам и достижениям, знакомить ребёнка с динамикой роста. Соревновательность заложена в психике каждого ребёнка. Ему нужны ориентиры, сверстники, на которых он хотел бы быть похожим. Но надо знать, с кем можно соревноваться, а с кем не надо. И вот именно в этом от нас, педагогов, многое зависит. Ещё раз повторю: не навреди.
Учи только тому, чем увлечён сам.
Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?
Ш. Амонашвили
Существует много свидетельств того, как увлечённые какими-то идеями, люди увлекали других людей, «заражали» их своими мыслями и чувствами. И если я могу увлечь тем, что нравится мне, значит, я смогу передать не только знания, умения и опыт, но и частичку радости, которую испытываю в такие моменты.
Самое удивительное, что впервые на занятия дети приходят с кем-то за компанию, просто из любопытства. Некоторые приходят просто так, чтобы занять время, некоторые приходят целенапрвленно, потому что немного знают, чем будут заниматься. Проходит некоторое время, и начинаешь замечать, что те, кто пришёл просто так, становятся самыми заинтересованными. И вот только ради таких детей хочется заниматься своей работой, которая стала и моим главным увлечением.
Учись, играя.
Игра – это естественный вид деятельности ребёнка,который возникает по мере его развития спонтанно,естественным образом, и чем старше становится ребёнок,тем ближе к объективной «взрослой» реальности становятся его игры.
Ж. Пиаже
Чем меньше школьники, тем больше занятий провожу в игровой форме. Подростки тоже играют, но уже в игры, где они сами познают свои новые возможности. В этом возрасте, главное, не подавить их инициативу, не навязывать стереотипов в творчестве. Мне, как педагогу, очень интересно наблюдать, подмечать и анализировать новые качества, которые я раньше не замечала в своих воспитанниках. И это даёт благодатную почву для их дальнейшего развития, в котором я смогу им помочь.
Учи не только слушать, но и слышать друг друга.
Лучший способ сделать детей хорошими это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Современные дети, особенно подростки, утрачивают способность к живому, личному общению. Любые конфликты вызывают у них желание сбежать и спрятаться. Казалось бы, они все общаются в социальных сетях, ставят друг другу лайки, а при встрече даже не здороваются. Неудивительно, что появился такой термин «Одиночество в сети». Странички многих пестрят откровениями, вся душа нараспашку, но… Одни ищут сочувствия у других, иногда находят, но только на безопасном расстоянии, в виртуальном мире. Большинство людей не готовы сострадать на деле, они жалеют не только ручку или булочку своему однокласснику, но им жалко поделится и чувствами.
Видя такую ситуацию, стараюсь создавать доверительную искреннюю атмосферу в своём коллективе. Доверяя мне, дети чувствуют себя комфортно. Постепенно доверие появляется и друг к другу. У младших это происходит быстрее, чем у старших, которые очень боятся показаться смешными, глупыми, несуразными. Доверие рождает если не понимание, то хотя бы сочувствие чужой боли или радости.
Главное-личный пример.
Можно без конца читать лекции о нравственности, добрых делах, героических поступках. Но нет ничего лучше в воспитании, как личный пример. Тесно общаясь в коллективе невозможно скрыть свои мысли, дела, поступки, которые говорят о твоих убеждениях. Поэтому стараюсь не говорить красивых слов, а действовать так, как позволяет моя совесть и моё воспитание, а двойные стандарты ни к чему хорошему не приводят. Дети очень справедливый и наблюдательный народ. От них ничего не скроешь.
Сейчас, конечно, не самое лучшее время для педагогов. Идёт переосмысление роли в воспитании. Но вот в какую сторону пойдёт уклон? Очень хочется верить, что всё наносное, ненужное обязательно уйдёт.
Принципы и убеждения, о которых я рассказала, взаимодополняют и обогащают друг друга, создают доверительную и творческую атмосферу не только на моих занятиях, но и при личном общении с моими воспитанниками. И не важно, каким направлением творчества мы занимаемся, главное - дети не бояться делать ошибки. Не боятся показаться смешными и нелепыми, не боятся услышать о себе что-нибудь не очень приятное. Они готовы воспринимать и эту информацию.
Нам, педагогам, даны большие возможности. Не зря же говорят,
что мы - строители душ человеческих. Конечно, это преувеличение, но ответственность у нас большая, и от нас во многом зависит, чем мы наполним души подрастающих детей.
В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.
Cократ