Идея моей педагогической практики
Идея моей педагогической практики
Фарафонов Роман Владимирович,
педагог дополнительного образования
МАОУ ДО ЦТТ, секция «Картинг»
Теория - карандаш, который чертит линию на бумаге. Практика - ластик, который стирает неправильно начерченную линию.
(В.А.Жиляков)
Меня зовут Фарафонов Роман Владимирович, я педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦТТ, веду занятия с детьми в возрасте от 7 до 18 лет в секции «Картинг»
Педагогическую целесообразность моей деятельности я вижу в раскрытии индивидуальных способностей обучающихся в спортивно-технической сфере; развитии активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания, умения и профессиональные навыки, обеспечить реализацию своих интересов и деловых качеств и успешно адаптироваться в современном обществе, в повышении самооценки обучающихся.
Карт – небольшой спортивный гоночный автомобиль, несложный по устройству и простой в управлении. Многовариантность конструкторских решений создает условия для проявления и развития творческих способностей обучающихся.
Участие в конструировании и постройке карта приносит ребенку большую пользу, он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и пользуется плодами своего труда (испытывает, обкатывает свою машину, учится на ней ездить, участвует в соревнованиях). Работа по данному направлению дает возможность совместить обучение основам трудовой деятельности с получением основных навыков создания карта и навыков управления им.
Новизна и оригинальность деятельности секции заключается в том, что обучающиеся основную массу времени посвящают именно приобретению конструкторских навыков, работе с инструментом, а также получают знания в области ПДД и навыки практического вождения карта.
Актуальность состоит в том, что обучающиеся получают знания по ПДД, необходимые им как пешеходам, пассажирам и водителям вело и мото техники. Так же они получают навыки вождения карта, поскольку в дальнейшем это сможет помочь им в приобретении навыков управления автомобилем. Кроме этого, обучающиеся, получая современные знания и навыки в области автоспорта (картинг), осознанно делают выбор в пользу технических профессий.
Практическая значимость секции обусловлена тем, что на примере изучения простейшего автомобиля, конкретного знакомства с устройством его основных частей, ребята лучше понимают устройство и использование современного автомобиля, знакомятся с двигателями внутреннего сгорания производства различных компаний, широко применяющихся кроме картинга еще и на садовой технике, строительных и вспомогательных агрегатах (переносные генераторы, мотопомпы, виброплиты, газонокосилки, мотоблоки и др.).
Знакомство с основными историческими вехами создания и развития автомобиля дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников. В процессе обучения основам ремонта, обслуживания и диагностики неполадок техники, вождения, у детей развивается память, умение анализировать, конструировать и обобщать, правильно действовать в экстремальных нестандартных ситуациях.
Цель программы.
Развитие познавательных и творческих способностей ребенка, формирование конструкторского мышления, навыков поведения в различных ситуациях на дороге, привлечение школьников к здоровому образу жизни, популяризация картинга, как наиболее доступного вида автомобильного спорта
Задачи программы.
Образовательные:
- овладеть техникой вождения карта;
- обучить умению планирования своей работы;
- подготовить спортсменов-картингистов.
- изучить правила дорожного движения;
- научить пользоваться материалами и инструментами, а также технологическими приемами обработки конструкционных материалов;
- изучить устройство двигателя внутреннего сгорания, принципы его работы, а также устройства автомобиля.
Развивающие:
- развивать технические способности и конструкторские умения обучающихся при выполнении практических работ, связанных с расчетом и изготовлением деталей, сборкой и отладкой карта;
- развивать техническое мышление и творческую и познавательную активность;
- развивать волевые качества, необходимые спортсмену,
- пробуждать и закреплять интерес к занятиям картингом.
Воспитывающие:
- выработать чувство ответственности, воспитывать волю к достижению высоких спортивных результатов;
- формировать активную и всесторонне развитую личность, уверенную в своих силах;
- привлечь максимально возможное число детей и подростков к систематическим занятиям спортом и творческой деятельностью;
- воспитывать у детей трудолюбие, собранность, целеустремленность в процессе работы над моделями, подготовить к сознательному выбору профессии.
Первый год своей работы, в 2016-2017 учебном году, я работал по написанной раннее программе. Но в ходе ее реализации мной были выявлены некоторые ее недостатки. В частности:
- на занятиях секции изучению теории было отведено времени больше, чем практике;
- предлагаемые теоретические сведения не всегда можно было применить на практике;
- недостаточно уделялось внимания занятиям по физической подготовке, формированию здорового образа жизни обучающихся.
К началу 2017-2018 учебного года мной была обновлена дополнительная общеобразовательная программа «Картинг». Отмечу, что нагрузка и время занятий в группах остались прежними. Было обновлено содержание программы:
- В теоретическую часть программы включены темы по изучению устройства легкового и грузового автомобилей, что способствует профессиональному самоопределению обучающихся.
- Программа предусматривает рационализаторскую работу по изготовлению устройств и приспособлений для секции «Картинг» (тележей, трубогибы, стенды для испытания двигателей), что создает условия для развития инженерно-технического творчества обучающихся, интерес к техническим видам спорта, в частности к «Картингу». Участие в конструировании и постройке карта приносит обучающемуся большую пользу: он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и пользуется плодами своих трудов (испытывает, обкатывает свою машину, участвует на ней в соревнованиях).
- На занятиях обязательно провожу физкультурную разминку, уделяю внимание формированию здорового образа жизни обучающихся (беседы о вреде курения, употребления алкоголя, наркотических средств).
- За счет сокращения часов на изучение теории, я увеличил количество часов на тренировочные выезды. Что привело к увеличению результативности нашего участия в соревнованиях различного уровня.
Всероссийский уровень
Межрегиональный уровень
Региональный уровень:
Межмуниципальный уровень
Муниципальный уровень
Высокие результаты обучающихся на соревнованиях различного уровня указали мне на важный аспект педагогической деятельности, которому необходимо уделить особое внимание - работе с одаренными детьми.
Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.
Первая - создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Работа с талантливыми обучающимися включает в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий.
Вторая - воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития.
Хочу отметить, что в отличие от общеобразовательных организаций, в Центр технического творчества приходят дети, проявляющие интерес к дополнительным занятиям в той или иной сфере деятельности.
Действенным стимулом в развитии одаренности обучающихся являются различного рода мероприятия.
Среди них хочу отметить соревнования по картингу различных уровней, на которых за команду от секции «Картинг» г. Лабытнанги выступают Крынская Диана, единственная девочка в команде Ямал – Карт и Мошков Никита которым удалось за столь малый промежуток времени 2016 – 2018 учебный год, по мимо многочисленных побед, завоевать титул Чемпиона Республики Коми и ЯНАО в классе «Кадет» и классе "Мини", на межрегиональных соревнованиях по зимнему картингу «Кубок Севера».
Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки обучающихся, которые будут в дальнейшем заняты в современном производстве, которые будут овладевать новейшей техникой и новыми технологиями. Поэтому понимаю необходимость осмысления новых подходов к обучению, стремлюсь изучать новые закономерности и условия, обеспечивающие эффективность дополнительного образования, причины возникновения трудностей и ошибок у обучающихся, при овладении специальными умениями и навыками.
Овладение первоначальными умениями и навыками практического вождения карта рассматриваю как одну из форм активной познавательной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение и как следствие успешную адаптацию обучающихся в обществе.
В результате освоения обновленной дополнительной общеобразовательной программы «Картинг» обучающиеся:
- ознакомятся с историей и устройством автомобиля;
- будут знать устройство двухтактного мотоциклетного двигателя, унифицированного четырехтактного двигателя внутреннего сгорания для вспомогательного оборудования, картинга, квадроцикла;
- приобретут умения и навыки ремонта, обслуживания и диагностики неполадок техники, получат первичные знания по профессиям 18511 "Слесарь по ремонту автомобилей", 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" и 190629 "Техническая эксплуатация транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования";
- приобретут умения и навыки конструирования и постройки карта; умение управлять картом;
- у обучающихся будет сформирована культура поведения на дороге общего пользования.
Но, несмотря на положительную динамику моей деятельности, хотелось бы заострить внимание на проблемах, с которыми я сталкиваюсь. На базе МАОУ ДО ЦТТ нестандартный картодром с низким качеством покрытия, что затрудняет проведение занятий, а также техника очень сильно изношена, нет финансирования.
Не смотря на все трудности… я уверенно планирую в ближайшее время найти пути решения существующих проблем , а именно:
- создание полноценного родительского комитета, способного действовать во благо развития секции «Картинг»; организовывать мероприятия направленных на сплочение детского и родительского коллективов.
- создание клуба выпускников «Формула 1» (возраст от 18 лет), сохраняя возможность заниматься любимым видом спорта, привлекать своих детей к занятиям картингом. Оказание спонсорской поддержки для развития команды «Ямал - Карт». Повысит число пилотов в команде, увеличит число классов на соревнованиях.
- привлечение дополнительных денежных средств посредством развития дополнительные платных услуг для жителей города.
- формирование положительного имиджа МАОУ ДО ЦТТ и города Лабытнанги, посредством активного участия обучающихся секции в соревнованиях различного уровня.