Идея моей педагогической практики

Фарафонов Роман Владимирович

Идея моей педагогической практики

 

Фарафонов Роман Владимирович,

педагог дополнительного образования

МАОУ ДО ЦТТ, секция «Картинг»

 

            Теория - карандаш, который чертит линию на бумаге. Практика - ластик, который стирает неправильно начерченную линию.

 (В.А.Жиляков)

Меня зовут Фарафонов Роман Владимирович, я педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦТТ, веду занятия с детьми в возрасте от 7 до 18 лет в секции «Картинг»

Педагогическую целесообразность моей деятельности я вижу в раскрытии индивидуальных способностей обучающихся в спортивно-технической сфере; развитии активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания, умения и профессиональные навыки, обеспечить реализацию своих интересов и деловых качеств и успешно адаптироваться в современном обществе, в повышении самооценки обучающихся.

Карт – небольшой спортивный гоночный автомобиль, несложный по устройству и простой в управлении. Многовариантность конструкторских решений создает условия для проявления и развития творческих способностей обучающихся.

Участие в конструировании и постройке карта приносит ребенку большую пользу, он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и пользуется плодами своего труда (испытывает, обкатывает свою машину, учится на ней ездить, участвует в соревнованиях). Работа по данному направлению дает возможность совместить обучение основам трудовой деятельности с получением основных навыков создания карта и навыков управления им.

Новизна и оригинальность деятельности секции заключается в том, что обучающиеся основную массу времени посвящают именно приобретению конструкторских навыков, работе с инструментом, а также получают знания в области ПДД и навыки практического вождения карта.

Актуальность состоит в том, что обучающиеся получают знания по ПДД, необходимые им как пешеходам, пассажирам и водителям вело и мото техники. Так же они получают навыки вождения карта, поскольку в дальнейшем это сможет помочь им в приобретении навыков управления автомобилем. Кроме этого, обучающиеся, получая современные знания и навыки в области автоспорта (картинг), осознанно делают выбор в пользу технических профессий.

Практическая значимость секции обусловлена тем, что на примере изучения простейшего автомобиля, конкретного знакомства с устройством его основных частей, ребята лучше понимают устройство и использование современного автомобиля, знакомятся с двигателями внутреннего сгорания производства различных компаний, широко применяющихся кроме картинга еще и на садовой технике, строительных и вспомогательных агрегатах (переносные генераторы, мотопомпы, виброплиты, газонокосилки, мотоблоки и др.).

Знакомство с основными историческими вехами создания и развития автомобиля дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников. В процессе обучения основам ремонта, обслуживания и диагностики неполадок техники, вождения, у детей развивается память, умение анализировать, конструировать и обобщать, правильно действовать в экстремальных нестандартных ситуациях.

Цель программы.

Развитие познавательных и творческих способностей ребенка, формирование конструкторского мышления, навыков поведения в различных ситуациях на дороге, привлечение школьников к здоровому образу жизни, популяризация картинга, как наиболее доступного вида автомобильного спорта

Задачи программы.

Образовательные:                 

- овладеть техникой вождения карта;

- обучить умению планирования своей работы;

- подготовить спортсменов-картингистов.

- изучить правила дорожного движения;

- научить пользоваться материалами и инструментами, а также технологическими приемами обработки конструкционных материалов;

- изучить устройство двигателя внутреннего сгорания, принципы его работы, а также устройства автомобиля.

Развивающие:

- развивать технические способности и конструкторские умения обучающихся при выполнении практических работ, связанных с расчетом и изготовлением деталей, сборкой и отладкой карта;

- развивать техническое мышление и творческую и познавательную активность;

- развивать волевые качества, необходимые спортсмену,

- пробуждать и закреплять интерес к занятиям картингом.

Воспитывающие:

- выработать чувство ответственности, воспитывать волю к достижению высоких спортивных результатов;

- формировать активную и всесторонне развитую личность, уверенную в своих силах;

- привлечь максимально возможное число детей и подростков к систематическим занятиям спортом и творческой деятельностью;

- воспитывать у детей трудолюбие, собранность, целеустремленность в процессе работы над моделями, подготовить к сознательному выбору профессии.

 

Первый год своей работы, в 2016-2017 учебном году, я работал по написанной раннее программе. Но в ходе ее реализации мной были выявлены некоторые ее недостатки. В частности:

- на занятиях секции изучению теории было отведено времени больше, чем практике;

- предлагаемые теоретические сведения не всегда можно было применить на практике;

- недостаточно уделялось внимания занятиям по физической подготовке, формированию здорового образа жизни обучающихся.

            К началу 2017-2018 учебного года мной была обновлена дополнительная общеобразовательная программа «Картинг». Отмечу, что нагрузка и время занятий в группах остались прежними. Было обновлено содержание программы:

  1. В теоретическую часть программы включены темы по изучению устройства легкового и грузового автомобилей, что способствует профессиональному самоопределению обучающихся.
  2. Программа предусматривает рационализаторскую работу по изготовлению устройств и приспособлений для секции «Картинг» (тележей, трубогибы, стенды для испытания двигателей), что создает условия для развития инженерно-технического творчества обучающихся, интерес к техническим видам спорта, в частности к «Картингу». Участие в конструировании и постройке карта приносит обучающемуся большую пользу: он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и пользуется плодами своих трудов (испытывает, обкатывает свою машину, участвует на ней в соревнованиях).
  3. На занятиях обязательно провожу физкультурную разминку, уделяю внимание формированию здорового образа жизни обучающихся (беседы о вреде курения, употребления алкоголя, наркотических средств).
  4. За счет сокращения часов на изучение теории, я увеличил количество часов на тренировочные выезды. Что привело к увеличению результативности нашего участия в соревнованиях различного уровня.

 

Всероссийский уровень

Межрегиональный уровень

Региональный уровень:

Межмуниципальный уровень

Муниципальный уровень

 

            Высокие результаты обучающихся на соревнованиях различного уровня указали мне на важный аспект педагогической деятельности, которому необходимо уделить особое внимание - работе с одаренными детьми.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Первая - создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Работа с талантливыми обучающимися включает в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий.

Вторая - воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития.

Хочу отметить, что в отличие от общеобразовательных организаций, в Центр технического творчества приходят дети, проявляющие интерес к дополнительным занятиям в той или иной сфере деятельности.

            Действенным стимулом в развитии одаренности обучающихся являются различного рода мероприятия.

Среди них хочу отметить соревнования по картингу различных уровней, на которых за команду от секции «Картинг» г. Лабытнанги выступают Крынская Диана, единственная девочка в команде Ямал – Карт и Мошков Никита которым удалось за столь малый промежуток времени 2016 – 2018 учебный год, по мимо многочисленных побед, завоевать титул Чемпиона Республики Коми и ЯНАО в классе «Кадет» и классе "Мини", на межрегиональных соревнованиях по зимнему картингу «Кубок Севера».

Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки обучающихся, которые будут в дальнейшем заняты в современном производстве, которые будут овладевать новейшей техникой и новыми технологиями. Поэтому понимаю необходимость осмысления новых подходов к обучению, стремлюсь изучать новые закономерности и условия, обеспечивающие эффективность дополнительного образования, причины возникновения трудностей и ошибок у обучающихся, при овладении специальными умениями и навыками.

Овладение первоначальными умениями и навыками практического вождения карта рассматриваю как одну из форм активной познавательной деятельности, направленной на профессиональное самоопределение и как следствие успешную адаптацию обучающихся в обществе.

В результате освоения обновленной дополнительной общеобразовательной программы «Картинг» обучающиеся:

- ознакомятся с историей и устройством автомобиля;

- будут знать устройство двухтактного мотоциклетного двигателя, унифицированного четырехтактного двигателя внутреннего сгорания для вспомогательного оборудования, картинга, квадроцикла;

- приобретут умения и навыки ремонта, обслуживания и диагностики неполадок техники, получат первичные знания по профессиям 18511 "Слесарь по ремонту автомобилей", 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобилей" и 190629 "Техническая эксплуатация транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования";

- приобретут умения и навыки конструирования и постройки карта; умение управлять картом;

- у обучающихся будет сформирована культура поведения на дороге общего пользования.

Но, несмотря на положительную динамику моей деятельности, хотелось бы заострить внимание на проблемах, с которыми я сталкиваюсь. На базе МАОУ ДО ЦТТ нестандартный картодром с низким качеством покрытия, что затрудняет проведение занятий, а также техника очень сильно изношена, нет финансирования.

Не смотря на все трудности… я уверенно планирую в ближайшее время найти пути решения существующих проблем , а именно:

- создание полноценного родительского комитета, способного действовать во благо развития секции «Картинг»; организовывать мероприятия направленных на сплочение детского и родительского коллективов.

- создание клуба выпускников «Формула 1» (возраст от 18 лет), сохраняя возможность заниматься любимым видом спорта, привлекать своих детей к занятиям картингом. Оказание спонсорской поддержки для развития команды «Ямал - Карт». Повысит число пилотов в команде, увеличит число классов на соревнованиях.

-  привлечение дополнительных денежных средств посредством развития дополнительные платных услуг для жителей города.

- формирование положительного имиджа МАОУ ДО ЦТТ и города Лабытнанги, посредством активного участия обучающихся секции в соревнованиях различного уровня.