СТАТЬЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ИНФОРМАТИКЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (пример игры)
Актуальность темы. Обновление системы образования, целью которого является поиск наиболее эффективных форм ее функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых развитием современной науки.
Для плавного перехода от игровой деятельности к учебной можно использовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий
В самых различных системах обучения игре отводится особое место, так как игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет большое внимание играм. Игра для ребенка способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм обучения, позволяет сделать интересными и увлекательными работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, по изучению материала в рамках познавательной деятельности.
Актуальность игры повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. В России и во всем мире расширяется предметно-информационная среда. Актуальной задачей становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на занятиях.
Естественная для ребенка и гуманная форма обучения – это игра. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-егг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания, авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр полноценного развития детского интеллекта, характеризующиеся гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
Дидактическая игра - это средство всестороннего развития ребенка. Игра - это увлекательное занятие вызывающее непроизвольное внимание, что существенно облегчает восприятие новых навыков, не перегружает ребенка. Чтобы не заставлять ребенка заниматься неинтересной ему деятельностью, можно попытаться представить эту деятельность в виде увлекательной игры.
Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, глубокому их усвоению, обогащают процесс обучения. Соответственно использование их педагогом для разнообразия видов учебной деятельности.
Дидактическая игра способствует реализации воспитательных целей, приучая детей к ответственности, формирует партнерские отношения, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и стремление к оказанию, в случае необходимости, помощи своему партнеру, что способствует сближению участников игры, углубляет их взаимоотношения. Расширяя границы межличностных отношений, дидактическая игра способствует возникновению творческих связей между детьми, а также делает объективней процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Это свойство игры - обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни.
Одним из способов поддержания интереса к предмету, формированию творческих способностей, развитию познавательной деятельности обучающихся, способности обобщать материал, глубже понять роль информатики в жизни является дидактическая игра.
Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развития памяти, мышления, инициативы. Решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Игра способствует организации новых способов взаимодействия обучающихся в жизненных ситуациях. Благодаря этому качеству, обучающиеся - участники игры «практически» включаются в сложнейшие отношения, анализируя различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений.
В ходе игрового взаимодействия происходит улучшение отношений между участниками игры и педагогами, так как игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение и позволяет раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера. Игра приводит к созданию новых коллективных, индивидуально-групповых и индивидуальных форм воспитательной деятельности.
Успешно проведенная игра или система игр, повышает самооценку участников, так как здесь и сейчас появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.
В ходе игры каждый одновременно становится и педагогом и учеником в процессе взаимного, совместного освоения новых ценностей.
Игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было (Л. С. Выготский)
Организуя и проводя различные игры, педагог открывает новые возможности, такие как накопление нового дидактического опыта, в том числе отличающегося от того, что был в профессиональном арсенале педагога. Систематическое использование игры расширяет набор методических приемов
Подготовка и проведение игры ведет к более глубокому пониманию педагогом своих профессиональных возможностей и соответственно, изменение методики преподавания, повышение ее эффективности в связи с тем, что педагог в большей мере опирается на свои природные способности, стремится максимально выразить свою личность, в ходе общения с ребятами.
В процессе использования игры осуществляется более глубокая и разносторонняя диагностика обучающихся и возможность реальной реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей участников игры.
Образование на современном этапе не может существовать без информационных технологий. Для ребенка компьютер выполняет различные функции: педагога, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды
Обучение с использованием информационных технологии (ИТ) носит диалоговый характер, при котором педагог в любой момент может внести коррективы. На занятиях хорошо сочетаются индивидуальная и групповая форма работы. Обучающиеся находятся в состоянии комфорта при работе на компьютере.
Вариант дидактической игры:
Дидактическая игра по теме…..
(можно любую тему применить по информатике)
Тема урока: Повторение темы: …… (своя тема)
Тип урока: урок-повторение с использованием игровой технологии
Цели дидактической игры:
1) образовательные:
- повторение и обобщение знаний по теме «Компьютерные ….»;
развитие у школьников умения моделировать ситуацию;
интеграция информатики с другими предметами;
развитие познавательного интереса;
повторение и закрепление программного материала применительно к неординарным ситуациям;
2) развивающие:
- развитие у школьников умения излагать свои мысли;
развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, кругозора;
формирование интереса к предмету;
развитие логического мышления;
3) воспитательные:
- развитие познавательного интереса;
воспитание ответственности;
воспитание уважения к сопернику, умение работать в группе, находчивость.
Подготовительная работа и оборудование.
Для проведения игры необходимо перед ее началом сформировать команды и жюри, выдать болельщикам и командам домашние задания, тщательно продумать и подготовить конкурсы, а также отобрать материал для конкурсов, причем в подготовительной работе могут участвовать как учитель, группа учителей, так и учащиеся параллельных классов.
Болельщикам необходимо подготовить помещение для проведения игры, оформлять плакаты.
Командам необходимо придумать название, эмблему и девиз команды, а также приветствие болельщикам и членам жюри.
Заранее формируется жюри из представителей администрации школы, учителей, педагогов, воспитателей, родителей, обучающихся, состав объявляется заранее. Каждый конкурс жюри оценивает исходя из объявленных условий, учитывается как правильность ответа, так и находчивость участников команд.
План дидактической игр:
. Представление жюри;
. Представление команд, приветствие;
. Разминка;
. Конкурс капитанов;
. Конкурс «…» (основной, дать свое название);
. Конкурс «Болельщиков;
. Конкурс «Домашнее задание»;
. Подведение итогов.
Подведение итогов.
Жюри выделяет активных участников, подводит итоги, награждает команду-победительницу, набравшую большее количество баллов.
В паузах на протяжении всей игры можно проводить игры с болельщиками. Например, болельщики по очереди разгадывают кроссворды, ребусы и загадки, представленные на плакатах команды соперницы.
В итоге, важно отметить, что игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, при ее организации следует придерживаться следующих требований:
-правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал игры должен быть посилен для всех детей;
-дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию;
-игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок;
-подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
С этой точки зрения включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что обучающиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя будут приобретать определенные знания, умения и навыки по информатике по любой теме.
Используемая литература:
1.Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 14-18.
2.Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы «Информатика в играх и задачах» // Начальная школа. - 1996. - № 10. - С. 52-55.
3.Аксенова Н.С. Учебно-методическое пособие по информатике для начальной школы: пособие // #"justify">15.Галкина В.В. Из опыта работы с младшими классами начальной компьютерной школы / В.В. Галкина // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2004. - С. 65-69.
4.Гуровец Г.В. Дидактические игры / Г.В. Гуровец // Преподавание истории в школе. - 2000 . - № 1. - С. 46-47.
5.Давыдова Е.В. Преподавание информатики в школе с углубленным изучением предмета / Е.В. Давыдова, Л.В. Дашкова // http: //www.psyedu/view. php?id=157 <#"justify">20.Дрожжина Е.В. Дидактические игры при изучении нового материала / Е.В. Дрожжина // Преподавание истории в школе 2000 . - № 3. - С. 46-50.
6.Дрожжина Е.В. Дидактические возможности использования средств информационных технологий / Е.В. Дрожжина // Применение новых технологий в образовании : сб. статей. - Троицк, 2005. - С. 36-40.
7. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25–26 сентября 2015 г. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 243 с.
8.Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003 - 464 с.
9.Зубрилин А.А. Место занимательных задач в обучении информатике / А.А. Зубрилин // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - С. 29-32.
10.Козлов А.И. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс через внеклассную и факультативную работу / А.И. Козлов // Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2005. - С. 67-73.
11.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 243 с.
- Мне нравится (5)