Программа биоэкологического кружка «Человек и природа»

Боклагова Елена Евгеньевна

Данная программа служит средством реализации нового содержания образования, соответствующего ФГОС, способствует воспитанию и развитию обучающихся

в рамках стратегии образовательной политики РФ, подтвержден  авторский инновационный уровень программы.

Обеспечивает рост качества образования в данной предметной области за счет повышения мотивации учащихся,

погружения в исследовательскую деятельность ,видимого практического результата.

Программа  биоэкологического курса «Человек и природа» рекомендована к внедрению в образовательный процесс.

Программа является ресурсом для  исследовательской деятельности.

Организация  исследовательской деятельности   способствует созданию  условий для развития интеллектуально – творческих способностей учащихся.

Приоритетной целью программы курса «Человек и природа» является  развитие у обучающихся способности самостоятельно

ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, формирование умения учиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bioekologicheskogo_kursa_chelovek_i_priroda.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

г. Красный Сулин Ростовской области

Программа   биоэкологического кружка «Человек и природа»

     Автор: учитель высшей категории Боклагова Е.Е.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов,

охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы. Экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.

      Данная программа носит обучающий, развивающий и социальный характер.

         Программа  биоэкологического курса ставит следующие цели: 

Компетенции

Общеучебный

Развитие монологической речи.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Уметь работать с учебными, информационными источниками, находить нужную информацию.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Уметь выполнять эксперименты, оформлять протоколы экспериментов, делать выводы.

Предметно-ориентационные

Иметь представления о взаимоотношениях быстро развивающегося современного производства и природы.

Знать законодательные и экономические меры по охране  природы.

Знать принципы и виды мониторинга, принципы экологической экспертизы проектов.

Знать возможности экологически устойчивого развития человечества.

Уметь учитывать экологические соображения при решении технологических задач.

Уметь учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач.

Уметь измерять экологические параметры: уровень   радиоактивности  ,уровень шума ,количество нитратов в продуктах питания, оценивать качество воды, кислотность дождя, запыленность  и загазованность воздуха.

Региональные

Иметь представления о взаимоотношении современного производства и экологической обстановки в Ростовской области.

Знать законодательные документы и прироохранные мероприятия по Ростовской области и городе  

Знать основные экологические проблемы в Ростовской области и городе.

Школьные

Иметь представления об экологической обстановке в микрорайоне школы.

Уметь замерять   экологические параметры: запыленность , загазованность  уровень шума в школе и учитывать эти параметры при оптимизации экологической ситуации в школе.

Виды деятельности учащихся.

  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Выращивание и уход за растениями;
  • Наблюдение и постановка опытов;
  • Охрана зеленых насаждений, птиц;
  • Участие в работе «зеленый патруль»;
  • Помощь животным, попавшим в беду;
  • Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

Формы итогового отчета.

  • Сообщения о результатах своих наблюдений;
  • Выставка рисунков;
  • Викторины;
  • Конкурсы;
  • Вечера;
  • Оформление наглядных пособий;
  • Проведение массовых мероприятий.

                               

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; отрицательной деятельности человека; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскроет перед юннатами деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

Рекомендации к проведению курса.

Учащиеся курса совместно готовят и реализуют в виде итоговой презентации для учащихся 8-11 классов проект «Глобальные экологические проблемы».Форма презентации проекта- пресс-конференция.

Деятельный характер обучения внутри курса включает следующие этапы:

1.Самостоятельное формирование рабочих групп на основе психологической совместимости. Выбор путем жеребьевки объекта исследования. Конкретизация форм и видов деятельности. Распределение функций внутри группы с учетом ведущей системы восприятия (визуальной, вербальной, кинестетической).

Варианты направлений исследования: химия в быту; химия и косметика;

 химия и сельское хозяйство; химия и питание и др.

Учитывая особенности конкретного класса, индивидуальные возможности каждого учащегося, учитель может расширить спектр исследовательской деятельности.

2. Поиск информации в Интернете, школьной медиатеке,  работа   с энциклопедической литературой.

3.Создание накопительной папки по каждой теме (вырезки из газет, интересная информация, анкеты, фотографии), передача ее в библиотечный фонд школы.

3.Проведение химического эксперимента  с реальными химическими веществами.

4. Проведение промежуточного мониторинга знаний в форме «Валеологическое казино», конференция «Экология и человек», викторина «Эрудит».

5.Проведение предметных недель биологии и экологии.

6.Итоговая пресс-конференция «Глобальные экологические проблемы» проводится с учетом выбранных тем исследований, индивидуальна для каждого класса. Данная форма презентации позволяет не только продемонстрировать общеучебные умения и навыки, но и дает возможность каждому ребенку  проявить личные интеллектуальные и творческие  способности.

Профильная   проба

                               Тема

 Форма  творческих работ

1

Влияние факторов окружающей среды на жизнь экосистемы.

Моделирование на ПЭВМ вторжения в жизнь экосистемы

2

«Последствия промышленного воздействия на окружающую среду города»

Фотоальбом с комментариями

3

«Какой бы мы хотели видеть нашу планету (город)…»

Конструирование макета

4

Темы проектов

Проект

4.1

Применение экологических знаний  в практической деятельности  человека(космос, биологические методы борьбы с вредителями ,лесоводство, рыболовство, и т.д.)

4.2

Город и бытовой мусор(проблемы бытового мусора в городе; сегодня свалки наступают на леса и пахотные угодья; как остановить их рост)

4.3

Экология города, в котором я живу (собрать фактические данные о состоянии атмосферы и воды в городе, об очистных сооружениях и т.д.)

4.4

Природа спасает город ( о роли зеленых насаждений для улучшения городской среды)

4.5

Рациональное природопользование – путь к сотрудничеству человека и природы.

4.6

Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере (изменение климата, нарушение озонового слоя, загрязнение атмосферы, уничтожение лесов, потеря биоразнообразия и т.д.)

4.7

Какую энергетику я выбираю для будущего ( оценить достоинства и недостатки солнечной , тепловой, атомной энергии, попробовать нарисовать картину будущего).

4.8

Я верю в человека. (Современное состояние экологической среды на планете и основные подходы по улучшению .Роль экологических механизмов, экологически грамотное поведение).

4.9

Экологические катастрофы и их последствия.

Учебно-тематический план

№ урока

Дата

Название темы

Требования

1(1)

Введение. Предмет, методы и задачи экологии.

Знать предмет, методы и задачи экологии как науки. Уметь приводить примеры.

2(1)

Экологические факторы и их влияние.

Знать классификацию экологических факторов,

уметь приводить примеры влияния факторов на организмы окружающей местности.

3(2)

Температура как экологический фактор

Знать группы организмов по температурному фактору: пойкилотермные и гомойо термные животные, теплолю бивые и морозоустойчивые растения. Приспо обления организмов к температур ному фактору.

Уметь приводить примеры организмов окружающей местности.

4 (3)

Вода как экологический фактор.

Знать группы организмов по водному фактору: влаголюби вые засухоустойчивые растения, водные и наземные животные, классификацию водных животных (бентос, планктон, нектон);  уметь приводить примеры организмов окружающей местности

5 (4)

Эдафический (почвенный) фактор.

Знать группы организмов по почвенному фактору, влия ние эдафического фактора на строение организмов;  

уметь приводить примеры организмов окружающей местности

6 (5)

Свет и излучение как экологические факторы.

Знать группы организмов по отношению к свету (светолю бивые и тенелюбивые расте ния, дневные и ночные живо тные),  влияние светового фактора на строение организ мов;  виды излучение и их влияние; 

уметь приводить примеры организмов окружающей местности

7 (6)

Закономерности действия факторов на организмы.

Знать законы оптимума, закон ограничивающего фактора, закономерность неоднозначного действия фактора на функции одного организма,

уметь приводить примеры организмов окружа ющей местности, работать по схемам и таблицам.

8 (7)

Типы экологических взаимоотношений. Симбиотические отношения.

Знать классификацию типов взаимоотношений,

уметь давать характеристику симбиотическим взаимоотношени ям: комменсализм, симбиоз, мутуализм,  приводить при меры организмов окружаю щей местности, работать по схемам и таблицам.

9 (8)

Антибиотические отношения.

Знать   классификацию антибиотических отношений: хищничество, конкуренция, паразитизм;  

уметь давать характеристику антибиотическим взаимоотношениям,  приводить при меры организмов окружаю щей местности, работать по схемам и таблицам.

10 (9)

Понятие об экологической нише.

Знать определение экологической ниши, параметры разделения организмов в экологической нише,  

уметь  приводить при меры организмов окружаю щей местности, работать по схемам и таблицам.

11 (10)

Факторы среды.  Взаимоотношения организмов.

Уметь использовать полученные знания для решения задач,  работать с различными источниками информации.

12 (11)

Живые организмы и среда обитания.

Уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов,  работать с различными источниками информации.

13 (1)

Популяция и ее основные характеристики. Свойства популяционной группы.

Знать определение популяции, ее основные характеристики: плотность расселения, численность, рост, продолжительность жизни,  количество потомства;  

уметь определять  данные характеристики.

14 (2)

Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции.

Уметь  давать определение рождаемости, смертности, возрастной структуре популяции.

15 (3)

Динамика популяции.

Знать и уметь вычислять динамику и рост популяции, циклические колебания численности, регуляцию численности популяции.

16 (4)

Популяция. Рост численности и плотность популяции. Демография.

Уметь использовать полученные знания для решения задач,  работать с различными источниками информации.

17 (5)

Экология  популяций.

Уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов,  работать с различными источниками информации.

18  (1)

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера.

Знать понятия: сообщества, экосистема, ландшафт, биоценоз, биосфера;  

уметь приводить примеры по данным характеристикам.

19  (2)

Структура сообщества.

Знать и уметь объяснять определения видовая и морфологическая структура сообщества, трофические уровни,  круговорот веществ.

20  (3)

Продуктивность сообщества. Потоки энергии и веществ  в сообществе.

Знать и уметь объяснять понятия продуктивность сообщества, потоки энергии и веществ в сообществе.

 Уметь составлять экологические пирамиды.

21  (4)

Пастбищные и детритные цепи.

Знать и уметь объяснять понятия цепей питания, уметь составлять пищевые и детритные цепи.

22  (5)

Живые организмы и круговорот веществ.

Знать и уметь объяснять процесс круговорота веществ в природе, уметь приводить примеры, составлять схемы круговорота важнейших веществ: азота, углерода, фосфора, серы и др.

23  (6)

Экологические сукцессии и их значение.

Знать понятие экологической сукцессии,

уметь объяснять их происхождение и значение в природе.

24  (7)

Биосфера и ее эволюция.

Знать понятие биосферы,

 уметь приводить примеры и объяснять процесс эволюции биосферы.

25  (8)

Организация и экология сообществ

Уметь использовать получен ные знания для решения практических задач и тестов,  работать с различными источниками информации.

26  (1)

Современное состояние природной среды.  Атмосфера, почва, воды и их загрязнение.

Знать о современном состоянии природной среды,

уметь называть и объяснять причины загрязнения биосферы, приводить примеры борьбы с данными видами загрязнений.

27  (2)

Радиационное загрязнение окружающей среды.

Знать понятие радиационного загрязнения природной среды,  уметь объяснять причины радиационного загрязнения, приводить примеры борьбы с данными видами загрязнений.

28  (3)

Экологические проблемы окружающей местности.

Знать и уметь характеризовать экологические проблемы окружающей местности поселка, района, республики.

29  (4)

Основы рационального природопользования.

Знать основные аспекты природопользования, уметь их характеризовать и приводить примеры рационального природопользования.

30  (5)

Химическое загрязнение и здоровье человека.

Знать понятие химического загрязнения природной среды и его влияния на организм человека,  

уметь объяснять причины химического загрязнения, приводить примеры борьбы с данными видами загрязнений.

31  (6)

Влияние звуков, погоды и питания на здоровье человека.

Знать понятие звукового загрязнения природной среды и его влияния на организм человека,  

уметь объяснять влияние погоды и питания на здоровье человека.

32  (7)

Ландшафт как фактор здоровья, адаптация человека к окружающей природе.

Знать понятие ландшафта как фактора здоровья человека,

уметь приводить примеры адаптаций к условиям окружающей среды.

33  (8)

Окружающая среда и человек. -диспут.

Уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов,  работать с различными источниками информации.

34  (9)

Итоговая пресс-конференция «Глобальные экологические проблемы»

Уметь использовать получен ные знания для решения практических задач и тестов,  работать с различными источниками информации.

Резервное время – 1 час.

                                                                               Пример фиксирования    результатов курса

Код ребенка

                                                            Основные разделы курса

Презента

ция  проектов и творчес

ких

 работ.

Итого

вая

оценка

Экологические факторы и их влияние.

Типы экологических взаимоотношений. Симбиотические отношения.

Антибиотические отношения.

Основы рационального природопользования.

Живые организмы и среда обитания.

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера.

Биосфера и ее эволюция.

4

4

зачет

4

4

4

4

4

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

5

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

3

4

4

4

4

5

4

5

4

4

5

4

4

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

4

5

4

5

4

4

5

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

зачет

4

зачет

4

зачет

зачет

4

зачет

зачет

зачет

3

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

4

5

5

4

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

               «5»

6

5

5

5

4

4

5

4

4

               «4»

5

7

5

7

6

6

7

7

7

               зачет

3

2

4

2

4

4

2

3

3

               КУ

        79%

    86%

      71%

     86%

      71%

      71%

     86%

      79%

    79%

               УО

      100%

  100%

    100%

   100%

    100%

    100%

   100%

    100%

  100%

                                                      Зачет -   базовый уровень знаний  ,  «4» и «5»-повышенный уровень знаний.

Литература

Криксунов Е.А. Экология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2006 г.

Мамедов М.М., Суравегина И.Т. Экология. Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы, М.: “Школа– Пресс”.

Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология 10(11) кл.– М.: Дрофа, 2001 г.

Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. Основы общей экологии: учебное пособие. – Казань, ЗАО “Новое знание”, 2006 г.

MULTIMEDIA

Биология 6-11-й класс: лабораторный практикум. Учебное электронное издание, – М., Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: современная универсальная российская

электронная энциклопедия. – М., ООО “Кирилл и Мефодий”, 2007 г.

Биология, химия, экология. Электронное учебное издание. – М., ООО “Физикон”, 2005 г


 

Комментарии

Боклагова Елена Евгеньевна

Программа биоэкологического кружка "Человек и природа"
ссылка для обратной связи:

https://docs.google.com/spreadsheets/d/158GfnJSn2sCk8R_A5dZgLbnNBpzT1nb2...

Манченко  Оксана Анатольевна

Очень хорошая. полезная разработка. особенно актуальна сейчас, когда перед учителем стоит задача сформировать у учащихся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов. связанных с живой природой и реализовать ее можно посредством организации внеурочной деятельности учащихся, используя данную программу