Программа биоэкологического кружка «Человек и природа»
Данная программа служит средством реализации нового содержания образования, соответствующего ФГОС, способствует воспитанию и развитию обучающихся
в рамках стратегии образовательной политики РФ, подтвержден авторский инновационный уровень программы.
Обеспечивает рост качества образования в данной предметной области за счет повышения мотивации учащихся,
погружения в исследовательскую деятельность ,видимого практического результата.
Программа биоэкологического курса «Человек и природа» рекомендована к внедрению в образовательный процесс.
Программа является ресурсом для исследовательской деятельности.
Организация исследовательской деятельности способствует созданию условий для развития интеллектуально – творческих способностей учащихся.
Приоритетной целью программы курса «Человек и природа» является развитие у обучающихся способности самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, формирование умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bioekologicheskogo_kursa_chelovek_i_priroda.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г. Красный Сулин Ростовской области
Программа биоэкологического кружка «Человек и природа»
Автор: учитель высшей категории Боклагова Е.Е.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов,
охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы. Экологических факторов и научных основ правильных взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.
Данная программа носит обучающий, развивающий и социальный характер.
Программа биоэкологического курса ставит следующие цели:
Компетенции | |
Общеучебный | Развитие монологической речи. |
Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | |
Уметь работать с учебными, информационными источниками, находить нужную информацию. | |
Уметь применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. | |
Уметь выполнять эксперименты, оформлять протоколы экспериментов, делать выводы. | |
Предметно-ориентационные | Иметь представления о взаимоотношениях быстро развивающегося современного производства и природы. |
Знать законодательные и экономические меры по охране природы. | |
Знать принципы и виды мониторинга, принципы экологической экспертизы проектов. | |
Знать возможности экологически устойчивого развития человечества. | |
Уметь учитывать экологические соображения при решении технологических задач. | |
Уметь учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач. | |
Уметь измерять экологические параметры: уровень радиоактивности ,уровень шума ,количество нитратов в продуктах питания, оценивать качество воды, кислотность дождя, запыленность и загазованность воздуха. | |
Региональные | Иметь представления о взаимоотношении современного производства и экологической обстановки в Ростовской области. |
Знать законодательные документы и прироохранные мероприятия по Ростовской области и городе | |
Знать основные экологические проблемы в Ростовской области и городе. | |
Школьные | Иметь представления об экологической обстановке в микрорайоне школы. |
Уметь замерять экологические параметры: запыленность , загазованность уровень шума в школе и учитывать эти параметры при оптимизации экологической ситуации в школе. |
Виды деятельности учащихся.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Выращивание и уход за растениями;
- Наблюдение и постановка опытов;
- Охрана зеленых насаждений, птиц;
- Участие в работе «зеленый патруль»;
- Помощь животным, попавшим в беду;
- Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Формы итогового отчета.
- Сообщения о результатах своих наблюдений;
- Выставка рисунков;
- Викторины;
- Конкурсы;
- Вечера;
- Оформление наглядных пособий;
- Проведение массовых мероприятий.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; отрицательной деятельности человека; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскроет перед юннатами деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.
Рекомендации к проведению курса.
Учащиеся курса совместно готовят и реализуют в виде итоговой презентации для учащихся 8-11 классов проект «Глобальные экологические проблемы».Форма презентации проекта- пресс-конференция.
Деятельный характер обучения внутри курса включает следующие этапы:
1.Самостоятельное формирование рабочих групп на основе психологической совместимости. Выбор путем жеребьевки объекта исследования. Конкретизация форм и видов деятельности. Распределение функций внутри группы с учетом ведущей системы восприятия (визуальной, вербальной, кинестетической).
Варианты направлений исследования: химия в быту; химия и косметика;
химия и сельское хозяйство; химия и питание и др.
Учитывая особенности конкретного класса, индивидуальные возможности каждого учащегося, учитель может расширить спектр исследовательской деятельности.
2. Поиск информации в Интернете, школьной медиатеке, работа с энциклопедической литературой.
3.Создание накопительной папки по каждой теме (вырезки из газет, интересная информация, анкеты, фотографии), передача ее в библиотечный фонд школы.
3.Проведение химического эксперимента с реальными химическими веществами.
4. Проведение промежуточного мониторинга знаний в форме «Валеологическое казино», конференция «Экология и человек», викторина «Эрудит».
5.Проведение предметных недель биологии и экологии.
6.Итоговая пресс-конференция «Глобальные экологические проблемы» проводится с учетом выбранных тем исследований, индивидуальна для каждого класса. Данная форма презентации позволяет не только продемонстрировать общеучебные умения и навыки, но и дает возможность каждому ребенку проявить личные интеллектуальные и творческие способности.
Профильная проба
№ | Тема | Форма творческих работ |
1 | Влияние факторов окружающей среды на жизнь экосистемы. | Моделирование на ПЭВМ вторжения в жизнь экосистемы |
2 | «Последствия промышленного воздействия на окружающую среду города» | Фотоальбом с комментариями |
3 | «Какой бы мы хотели видеть нашу планету (город)…» | Конструирование макета |
4 | Темы проектов | Проект |
4.1 | Применение экологических знаний в практической деятельности человека(космос, биологические методы борьбы с вредителями ,лесоводство, рыболовство, и т.д.) | |
4.2 | Город и бытовой мусор(проблемы бытового мусора в городе; сегодня свалки наступают на леса и пахотные угодья; как остановить их рост) | |
4.3 | Экология города, в котором я живу (собрать фактические данные о состоянии атмосферы и воды в городе, об очистных сооружениях и т.д.) | |
4.4 | Природа спасает город ( о роли зеленых насаждений для улучшения городской среды) | |
4.5 | Рациональное природопользование – путь к сотрудничеству человека и природы. | |
4.6 | Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере (изменение климата, нарушение озонового слоя, загрязнение атмосферы, уничтожение лесов, потеря биоразнообразия и т.д.) | |
4.7 | Какую энергетику я выбираю для будущего ( оценить достоинства и недостатки солнечной , тепловой, атомной энергии, попробовать нарисовать картину будущего). | |
4.8 | Я верю в человека. (Современное состояние экологической среды на планете и основные подходы по улучшению .Роль экологических механизмов, экологически грамотное поведение). | |
4.9 | Экологические катастрофы и их последствия. |
Учебно-тематический план
№ урока | Дата | Название темы | Требования |
1(1) | Введение. Предмет, методы и задачи экологии. | Знать предмет, методы и задачи экологии как науки. Уметь приводить примеры. | |
2(1) | Экологические факторы и их влияние. | Знать классификацию экологических факторов, уметь приводить примеры влияния факторов на организмы окружающей местности. | |
3(2) | Температура как экологический фактор | Знать группы организмов по температурному фактору: пойкилотермные и гомойо термные животные, теплолю бивые и морозоустойчивые растения. Приспо обления организмов к температур ному фактору. Уметь приводить примеры организмов окружающей местности. | |
4 (3) | Вода как экологический фактор. | Знать группы организмов по водному фактору: влаголюби вые засухоустойчивые растения, водные и наземные животные, классификацию водных животных (бентос, планктон, нектон); уметь приводить примеры организмов окружающей местности | |
5 (4) | Эдафический (почвенный) фактор. | Знать группы организмов по почвенному фактору, влия ние эдафического фактора на строение организмов; уметь приводить примеры организмов окружающей местности | |
6 (5) | Свет и излучение как экологические факторы. | Знать группы организмов по отношению к свету (светолю бивые и тенелюбивые расте ния, дневные и ночные живо тные), влияние светового фактора на строение организ мов; виды излучение и их влияние; уметь приводить примеры организмов окружающей местности | |
7 (6) | Закономерности действия факторов на организмы. | Знать законы оптимума, закон ограничивающего фактора, закономерность неоднозначного действия фактора на функции одного организма, уметь приводить примеры организмов окружа ющей местности, работать по схемам и таблицам. | |
8 (7) | Типы экологических взаимоотношений. Симбиотические отношения. | Знать классификацию типов взаимоотношений, уметь давать характеристику симбиотическим взаимоотношени ям: комменсализм, симбиоз, мутуализм, приводить при меры организмов окружаю щей местности, работать по схемам и таблицам. | |
9 (8) | Антибиотические отношения. | Знать классификацию антибиотических отношений: хищничество, конкуренция, паразитизм; уметь давать характеристику антибиотическим взаимоотношениям, приводить при меры организмов окружаю щей местности, работать по схемам и таблицам. | |
10 (9) | Понятие об экологической нише. | Знать определение экологической ниши, параметры разделения организмов в экологической нише, уметь приводить при меры организмов окружаю щей местности, работать по схемам и таблицам. | |
11 (10) | Факторы среды. Взаимоотношения организмов. | Уметь использовать полученные знания для решения задач, работать с различными источниками информации. | |
12 (11) | Живые организмы и среда обитания. | Уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации. | |
13 (1) | Популяция и ее основные характеристики. Свойства популяционной группы. | Знать определение популяции, ее основные характеристики: плотность расселения, численность, рост, продолжительность жизни, количество потомства; уметь определять данные характеристики. | |
14 (2) | Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции. | Уметь давать определение рождаемости, смертности, возрастной структуре популяции. | |
15 (3) | Динамика популяции. | Знать и уметь вычислять динамику и рост популяции, циклические колебания численности, регуляцию численности популяции. | |
16 (4) | Популяция. Рост численности и плотность популяции. Демография. | Уметь использовать полученные знания для решения задач, работать с различными источниками информации. | |
17 (5) | Экология популяций. | Уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации. | |
18 (1) | Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. | Знать понятия: сообщества, экосистема, ландшафт, биоценоз, биосфера; уметь приводить примеры по данным характеристикам. | |
19 (2) | Структура сообщества. | Знать и уметь объяснять определения видовая и морфологическая структура сообщества, трофические уровни, круговорот веществ. | |
20 (3) | Продуктивность сообщества. Потоки энергии и веществ в сообществе. | Знать и уметь объяснять понятия продуктивность сообщества, потоки энергии и веществ в сообществе. Уметь составлять экологические пирамиды. | |
21 (4) | Пастбищные и детритные цепи. | Знать и уметь объяснять понятия цепей питания, уметь составлять пищевые и детритные цепи. | |
22 (5) | Живые организмы и круговорот веществ. | Знать и уметь объяснять процесс круговорота веществ в природе, уметь приводить примеры, составлять схемы круговорота важнейших веществ: азота, углерода, фосфора, серы и др. | |
23 (6) | Экологические сукцессии и их значение. | Знать понятие экологической сукцессии, уметь объяснять их происхождение и значение в природе. | |
24 (7) | Биосфера и ее эволюция. | Знать понятие биосферы, уметь приводить примеры и объяснять процесс эволюции биосферы. | |
25 (8) | Организация и экология сообществ | Уметь использовать получен ные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации. | |
26 (1) | Современное состояние природной среды. Атмосфера, почва, воды и их загрязнение. | Знать о современном состоянии природной среды, уметь называть и объяснять причины загрязнения биосферы, приводить примеры борьбы с данными видами загрязнений. | |
27 (2) | Радиационное загрязнение окружающей среды. | Знать понятие радиационного загрязнения природной среды, уметь объяснять причины радиационного загрязнения, приводить примеры борьбы с данными видами загрязнений. | |
28 (3) | Экологические проблемы окружающей местности. | Знать и уметь характеризовать экологические проблемы окружающей местности поселка, района, республики. | |
29 (4) | Основы рационального природопользования. | Знать основные аспекты природопользования, уметь их характеризовать и приводить примеры рационального природопользования. | |
30 (5) | Химическое загрязнение и здоровье человека. | Знать понятие химического загрязнения природной среды и его влияния на организм человека, уметь объяснять причины химического загрязнения, приводить примеры борьбы с данными видами загрязнений. | |
31 (6) | Влияние звуков, погоды и питания на здоровье человека. | Знать понятие звукового загрязнения природной среды и его влияния на организм человека, уметь объяснять влияние погоды и питания на здоровье человека. | |
32 (7) | Ландшафт как фактор здоровья, адаптация человека к окружающей природе. | Знать понятие ландшафта как фактора здоровья человека, уметь приводить примеры адаптаций к условиям окружающей среды. | |
33 (8) | Окружающая среда и человек. -диспут. | Уметь использовать полученные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации. | |
34 (9) | Итоговая пресс-конференция «Глобальные экологические проблемы» | Уметь использовать получен ные знания для решения практических задач и тестов, работать с различными источниками информации. | |
Резервное время – 1 час. |
Пример фиксирования результатов курса
Код ребенка | Основные разделы курса | Презента ция проектов и творчес ких работ. | Итого вая оценка | ||||||
Экологические факторы и их влияние. | Типы экологических взаимоотношений. Симбиотические отношения. | Антибиотические отношения. | Основы рационального природопользования. | Живые организмы и среда обитания. | Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. | Биосфера и ее эволюция. | |||
4 | 4 | зачет | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | |
4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | |
зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | |
4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
зачет | 4 | зачет | 4 | зачет | зачет | 4 | зачет | зачет | |
зачет | 3 | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | зачет | |
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | |
5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |
«5» | 6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
«4» | 5 | 7 | 5 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 |
зачет | 3 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 |
КУ | 79% | 86% | 71% | 86% | 71% | 71% | 86% | 79% | 79% |
УО | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Зачет - базовый уровень знаний , «4» и «5»-повышенный уровень знаний.
Литература
Криксунов Е.А. Экология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2006 г.
Мамедов М.М., Суравегина И.Т. Экология. Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы, М.: “Школа– Пресс”.
Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология 10(11) кл.– М.: Дрофа, 2001 г.
Рахимов И.И., Ибрагимова К.К. Основы общей экологии: учебное пособие. – Казань, ЗАО “Новое знание”, 2006 г.
MULTIMEDIA
Биология 6-11-й класс: лабораторный практикум. Учебное электронное издание, – М., Республиканский мультимедиа центр, 2004 г.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: современная универсальная российская
электронная энциклопедия. – М., ООО “Кирилл и Мефодий”, 2007 г.
Биология, химия, экология. Электронное учебное издание. – М., ООО “Физикон”, 2005 г
- Мне нравится (1)
Комментарии
Обратная связь:
Программа биоэкологического кружка "Человек и природа"
ссылка для обратной связи:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/158GfnJSn2sCk8R_A5dZgLbnNBpzT1nb2...
Очень хорошая. полезная
Очень хорошая. полезная разработка. особенно актуальна сейчас, когда перед учителем стоит задача сформировать у учащихся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов. связанных с живой природой и реализовать ее можно посредством организации внеурочной деятельности учащихся, используя данную программу