Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством приобщения к декоративно-прикладному творчеству на занятиях художественным творчеством в объединениях ЦДТ.
Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. Мир для ребёнка полон красок и чудес, поэтому на педагога дополнительного образования возложена огромная ответственность за развитие творческих способностей каждого ребёнка.
Время возникновения и наибольшей выраженности предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период для развития начальных учебных навыков), целесообразнее начинать его с 4-5-летнего возраста. Это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп развития которых индивидуален и отстает от средней возрастной нормы. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» (Л. С. Выготский).
Жизнь ребенка тесно связана с игрой. В игре дети получают не только удовольствие, но и познание окружающего мира. Благодаря игре у ребенка можно развивать внимание, воображение, память. Через игру легче увлечь ребенка художественным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом потребность к художественному самовыражению.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому актуальность мелкой моторики бесспорна, и способствовать ее развитию нужно с пеленок. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваю мероприятия в данном направлении.
Приоритетной целью моей деятельности является развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук посредством приобщения к декоративно-прикладному творчеству на занятиях художественным творчеством в объединениях ЦДТ.
Для того чтобы подвести детей 5 лет, к освоению законов колорита, предлагается цикл занятий «Приключения в Красочном городе». На этих занятиях дети знакомятся с цветом красок, узнают их особенности и характер. Учатся различать основные и смешанные цвета, находить в окружающем нас мире предметы соответствующего цвета, изображают их по представлению или с натуры (рисуют, лепят). Результатом этих занятий является знание принципов возникновения того или иного цвета, расположения цветов в радуге и цветовом круге.
Путешествие по сказке, продолжающееся на протяжении нескольких занятий, основательно закрепляет и систематизирует знания теории и практические навыки. Например, лепим колобка, на следующем занятии дорожку, по которой он ушел от дедушки и бабушки, травку, цветочки, грибочки. Учимся лепить зайчика, волка, мишку, лису. Таким образом, получается макет к сказке и повод для игры. Можно вспомнить (прочитать) другую сказку с этими героями, долепить недостающие элементы и снова поиграть и т.д.
Для реализации цели перед собой ставлю следующие задачи:
- выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
- развивать тактильную чувствительность рук детей;
- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
- формировать элементарные специфические графические навыки;
- подготовить руку ребенка к письму.
Для решения задач использую следующие средства:
- сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи;
- использую физкультминутки, где движения детей сочетаются с речью,такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание);
- пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшает функции рецепторов проводящих путей;
- графические упражнения, которые учат ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям;
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые), они позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмациональное напряжение, развивают воображение;
И разнообразные приемы:
- обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона), сминание пальцами комочков из бумаги и изготовление из них открыток для родных к празднику;
- лепка из соленого теста, пластилина;
- рисование различными материалами (карандашом, цветными мелками, гуашью, акварелью и т.д.).
Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:
1. Принцип осознания совершаемых действий.
Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: «Какое движение сейчас делают ручки? Прямое или круговое», «Какими пальчиками держим кисточку?» «Сейчас прищипываем или отщипываем пластилин?» и т.д.
2. Принцип развернутости освоения навыков.
Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных способностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
3. Принцип обратной связи.
По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
В работе по развитию мелкой моторики я придерживаюсь некоторых правил:
- задания подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности;
- учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
- соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
- повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
- работу провожу регулярно, систематически.
О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться, удерживать в непослушных пальцах карандаш.
В информационном уголке объединения для родителей я поместила рекомендации по развитию мелкой моторики.
Родители вместе с детьми участвуют в образовательном процессе и учатся изготавливать дома совместно с детьми поделки из бумаги, природного и бросового материала. В. А. Сухомлинский верно сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Таким образом, использование пальчиковых игр, упражнений, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук в сочетании со сказками и стихами, дает положительную динамику в развитии мелкой моторики рук и развитии речи детей.
- Мне нравится (1)