Развитие творческих способностей обучающихся
«Развитие творческих способностей детей на занятиях кружка «Художественное слово»
Виноградова Е. В.,
учитель русского языка и литературы
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Стихотворение «Мужество» А. А. Ахматовой, великой русской поэтессы, может стать девизом всех учителей русского языка и литературы, работающих в условиях ФГОС, так как в этом стихотворении обозначена основная цель педагога - словесника – сохранить русскую речь, русское слово для последующих поколений.
Научить «свободной и чистой» речи, развить творческие способности ребёнка, привить любовь к языку – это и цель занятий кружка «Художественное слово».
Развитие детского творчества в целом, а также развитие литературных способностей учащихся является в настоящее время серьезной проблемой как в теоретическом, так и в практическом отношении. Ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности: нужен не просто грамотный человек, умеющий писать без ошибок, нет, этого мало, нужен человек, умело владеющий словом и способный грамотно применить слово в любых условиях, а также сейчас нужно воспитать человека, способного сказать новое, яркое слово в русской литературе.
Я начинаю первое занятие с просмотра видеозаписей, в которых дети видят живых поэтов и писателей и слышат их речь. Это фильмы с участием Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Юлии Друниной, Роберта Рождественского и др. Слушая живой голос известного человека, дети начинают больше интересоваться его жизнью и творчеством, лучше вникают в смысл произведения и стараются сами создавать стихотворения, рассказы или сочинения – миниатюры.
Такие просмотры – прослушивания художественных произведений пробуждают первые яркие представления о русской литературе, о русской культуре, способствуют воспитанию чувства прекрасного.
На занятиях в кружке дети, опираясь на образцы актёрского чтения, учатся не просто выразительно читать, но читать красиво, читать так, чтобы трогало душу, пробуждало эмоции, заставляло слушать не дыша.
Для этого мы работаем над дикцией, над полётностью и устойчивостью звука, пробуем управлять дыханием, используя метод «горящей свечи», учимся определять логические ударения, паузы в текстах, прочитывая не один десяток маленьких отрывков.
Мы часто разыгрываем сценки из разных литературных произведений. Всё это способствует развитию актёрских способностей учащихся, а также учит их работать в команде.
Что интересно, именно в такой совместной работе полнее всего проявляется индивидуальность ребёнка. Каждый хочет, как можно лучше сыграть роль в той или иной сценке и полнее раскрыть свой талант.
Развивая писательские способности детей, я часто использую метод «творческой мастерской». Мы можем побывать в виртуальной творческой мастерской писателя, при этом дети задают свои вопросы автору о его жизни и творчестве. Мы можем работать с отдельными словами и в результате создать собственное произведение. Здесь используется пошаговая работа:
1 шаг. Нарисуй цветок, звезду, свою ладошку, экран мобильного телефона и др.;
2 шаг. Напиши пять хороших слов на своём рисунке;
3 шаг. Выбери одно слово из пяти и составь с ним пять словосочетаний;
4 шаг. Выбери одно из словосочетаний и составь пять предложений с этим словосочетанием;
5 шаг. Выбери одно предложение…. Это и есть начало твоего будущего рассказа;
6 шаг. Напиши рассказ.
Мы можем работать с короткими рассказами, или отрывками из художественных произведений, или стихотворениями и в конце занятия написать свой рассказ или стихотворение. И здесь идёт пошаговая работа:
1 шаг. Прочитайте стихотворение (рассказ);
2 шаг. Определите его тему, идею и т. д.
3 шаг. Выберите из стихотворения (рассказа) любое понравившееся вам слово. Это название вашего стихотворения (рассказа).
4 шаг. Попробуйте создать своё произведение.
Интересным в плане развития творческих способностей ребёнка я считаю и метод проектов. Используя проектную технологию, успешно включаю ребят в проектирование и реализацию творческих замыслов, находя в этом большие возможности для создания развивающего пространства и формирования творческой самостоятельности учащихся.
Стараюсь предлагать такие темы, где помимо исследовательской деятельности потребуется чтение произведений художественной литературы. Мы реализовали в этом году два проекта: «Забытые имена» и «Памятник литературному герою». В первом проекте дети исследовали жизнь и творчество Аркадия Гайдара, читали его повесть «Школа» и искали ответ на вопрос: «Почему произведения известного писателя были исключены из школьной программы». В ходе работы над втором проектом разрабатывали идею памятника Муму ( по одноименному произведению И. С. Тургенева).
Метод проектов помогает самораскрытию учащихся, вырабатывает у них умение формулировать свою точку зрения, отстаивать её, учит понимать проблему и находить пути её разрешения.
Многие занятия кружка проходят в форме «литературной гостиной», где дети читают не только произведения известных авторов, но и собственные стихотворения. Со своими стихотворениями о войне, о природе выступает Ильяшенко Вадим, о русской деревне, о школе пишет Полянская Виктория, нежные и милые стихотворения о маме и подругах читает Сподарева Татьяна.
Замечательно читает наизусть Давыдова Анастасия, Симаков Сергей, Полякова Екатерина. Краснов Андрей – хороший чтец прозаических произведений.
Собственное творчество ребят и их выступления на конкурсах чтецов – это результат работы кружка.
Занятия кружка призваны не только развивать творчество, но и воспитывать творчеством.
Результатом моей работы является и духовное становление учащихся, идущих через сотворчество к совершенствованию. У них формируется самоуважение, повышается уровень самоконтроля и внутренняя культура, существенно меняются ценностные ориентиры. Но самое главное то, что ребята растут духовно. Ведь духовность, как писал Н. Бердяев, «...противоположна порабощенности человека социальным порядком». Надеюсь, что представленная здесь педагогическая концепция в дальнейшем поможет моим ученикам правильно ориентироваться в самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_tvorcheskie_sposobnosti_detey.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей на занятиях кружка «Художественное слово»
Виноградова Е. В.,
учитель русского языка и литературы
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Стихотворение «Мужество» А. А. Ахматовой, великой русской поэтессы, может стать девизом всех учителей русского языка и литературы, работающих в условиях ФГОС, так как в этом стихотворении обозначена основная цель педагога - словесника – сохранить русскую речь, русское слово для последующих поколений.
Научить «свободной и чистой» речи, развить творческие способности ребёнка, привить любовь к языку – это и цель занятий кружка «Художественное слово».
Развитие детского творчества в целом, а также развитие литературных способностей учащихся является в настоящее время серьезной проблемой как в теоретическом, так и в практическом отношении. Ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности: нужен не просто грамотный человек, умеющий писать без ошибок, нет, этого мало, нужен человек, умело владеющий словом и способный грамотно применить слово в любых условиях, а также сейчас нужно воспитать человека, способного сказать новое, яркое слово в русской литературе.
Я начинаю первое занятие с просмотра видеозаписей, в которых дети видят живых поэтов и писателей и слышат их речь. Это фильмы с участием Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Юлии Друниной, Роберта Рождественского и др. Слушая живой голос известного человека, дети начинают больше интересоваться его жизнью и творчеством, лучше вникают в смысл произведения и стараются сами создавать стихотворения, рассказы или сочинения – миниатюры.
Такие просмотры – прослушивания художественных произведений пробуждают первые яркие представления о русской литературе, о русской культуре, способствуют воспитанию чувства прекрасного.
На занятиях в кружке дети, опираясь на образцы актёрского чтения, учатся не просто выразительно читать, но читать красиво, читать так, чтобы трогало душу, пробуждало эмоции, заставляло слушать не дыша.
Для этого мы работаем над дикцией, над полётностью и устойчивостью звука, пробуем управлять дыханием, используя метод «горящей свечи», учимся определять логические ударения, паузы в текстах, прочитывая не один десяток маленьких отрывков.
Мы часто разыгрываем сценки из разных литературных произведений. Всё это способствует развитию актёрских способностей учащихся, а также учит их работать в команде.
Что интересно, именно в такой совместной работе полнее всего проявляется индивидуальность ребёнка. Каждый хочет, как можно лучше сыграть роль в той или иной сценке и полнее раскрыть свой талант.
Развивая писательские способности детей, я часто использую метод «творческой мастерской». Мы можем побывать в виртуальной творческой мастерской писателя, при этом дети задают свои вопросы автору о его жизни и творчестве. Мы можем работать с отдельными словами и в результате создать собственное произведение. Здесь используется пошаговая работа:
1 шаг. Нарисуй цветок, звезду, свою ладошку, экран мобильного телефона и др.;
2 шаг. Напиши пять хороших слов на своём рисунке;
3 шаг. Выбери одно слово из пяти и составь с ним пять словосочетаний;
4 шаг. Выбери одно из словосочетаний и составь пять предложений с этим словосочетанием;
5 шаг. Выбери одно предложение…. Это и есть начало твоего будущего рассказа;
6 шаг. Напиши рассказ.
Мы можем работать с короткими рассказами, или отрывками из художественных произведений, или стихотворениями и в конце занятия написать свой рассказ или стихотворение. И здесь идёт пошаговая работа:
1 шаг. Прочитайте стихотворение (рассказ);
2 шаг. Определите его тему, идею и т. д.
3 шаг. Выберите из стихотворения (рассказа) любое понравившееся вам слово. Это название вашего стихотворения (рассказа).
4 шаг. Попробуйте создать своё произведение.
Интересным в плане развития творческих способностей ребёнка я считаю и метод проектов. Используя проектную технологию, успешно включаю ребят в проектирование и реализацию творческих замыслов, находя в этом большие возможности для создания развивающего пространства и формирования творческой самостоятельности учащихся.
Стараюсь предлагать такие темы, где помимо исследовательской деятельности потребуется чтение произведений художественной литературы. Мы реализовали в этом году два проекта: «Забытые имена» и «Памятник литературному герою». В первом проекте дети исследовали жизнь и творчество Аркадия Гайдара, читали его повесть «Школа» и искали ответ на вопрос: «Почему произведения известного писателя были исключены из школьной программы». В ходе работы над втором проектом разрабатывали идею памятника Муму ( по одноименному произведению И. С. Тургенева).
Метод проектов помогает самораскрытию учащихся, вырабатывает у них умение формулировать свою точку зрения, отстаивать её, учит понимать проблему и находить пути её разрешения.
Многие занятия кружка проходят в форме «литературной гостиной», где дети читают не только произведения известных авторов, но и собственные стихотворения. Со своими стихотворениями о войне, о природе выступает Ильяшенко Вадим, о русской деревне, о школе пишет Полянская Виктория, нежные и милые стихотворения о маме и подругах читает Сподарева Татьяна.
Замечательно читает наизусть Давыдова Анастасия, Симаков Сергей, Полякова Екатерина. Краснов Андрей – хороший чтец прозаических произведений.
Собственное творчество ребят и их выступления на конкурсах чтецов – это результат работы кружка.
Занятия кружка призваны не только развивать творчество, но и воспитывать творчеством.
Результатом моей работы является и духовное становление учащихся, идущих через сотворчество к совершенствованию. У них формируется самоуважение, повышается уровень самоконтроля и внутренняя культура, существенно меняются ценностные ориентиры. Но самое главное то, что ребята растут духовно. Ведь духовность, как писал Н. Бердяев, «...противоположна порабощенности человека социальным порядком». Надеюсь, что представленная здесь педагогическая концепция в дальнейшем поможет моим ученикам правильно ориентироваться в самостоятельной жизни.