Обзор литературы по теме "Электронные образовательные ресурсы".

Черепков Михаил Валерьевич

     В докладе отражена актуальность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, даны определения основным понятиями и определениям, рассмотрена классификация электронных образовательных ресурсов, отражен список используемой литературы. 

     Доклад оформлен в программе Microsoft Word, формат docx. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzor_literatury_po_teme_eor._cherepkom_m._v.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

«ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ»

Черепков Михаил Валерьевич

В XXI в. общество характеризуется активным использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство[2]. Поэтому современное общество можно назвать информационным обществом.  

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество[2].

Министерством образования России определены и осуществляются основные мероприятия, направленные на комплексное решение задач создания единой информационной образовательной среды. Это, прежде всего, обеспечение образовательных учреждений современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам, гарантийное обслуживание вычислительной техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка электронных обучающих средств, в том числе, и для дистанционного обучения учащихся и педагогов [3]. Одним из мероприятий по реализации намеченных направлений информатизации образования стало создание электронных образовательных ресурсов.

Из ГОСТА 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»  следует, что электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

Электронные образовательные ресурсы могут включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения [5].

По мнению Александра Васильевича Осина - генерального директора Республиканского мультимедиа центра Рособразования: «Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства…».

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения [4].

Существует три типа ЭОР:

Текстографические ресурсы – самые простые, это электронная форма текста с иллюстрациями. Материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, с навигацией по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя, таким образом, так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество траниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). Значительное родство таких ЭОР с книгой породило термин «электронный учебник».

Элементарный аудиовизуальный ресурс представляет собой простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный фрагмент и т.д. Чаще всего они играют роль электронных наглядных пособий при работе преподавателя в аудитории, повышая, как гласит педагогическая наука, «уровень наглядности» [1,4].

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения. Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других [1].

Таким образом, электронные образовательные ресурсы сегодня являются важной составляющей учебного процесса. Разнообразие и функциональные возможности ЭОР позволяют использовать их как в аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе и самоорганизации обучающихся, также это дает возможность использовать ЭОР в разных методах обучения по характеру деятельности учащегося в учебном процессе. Электронные образовательные ресурсы помогут сделать процесс обучения более интересным и качественным.

Список использованной литературы.

  1. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: Аналитическая записка. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011. - 12 с.
  2. Сборник материалов участников Международного научно-методического симпозиума «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» ("ЭРНО-2010"): Труды Международного научно-методического симпозиума. г.Туапсе. - Ростов н/Д: Изд-воЮФУ, 2010. - 472 с.
  3. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с.
  4. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. - М.: Агентство "Социальный проект", 2007. - 32 с.
  5. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.