Эссе "Я - учитель"

Худаева Ольга Владимировна

Я – учитель! А кто  такой учитель? Учитель – это  артист, у которого каждый день – премьера, причем без дублей (недаром ведутся разговоры о том, чтобы в педагогических ВУЗах ввести предмет "актерское мастерство"); учитель – это воспитатель, говорящий и показывающий своим поведением и поступками, что такое хорошо и что такое плохо, учитель – поводырь, помогающий своим ученикам раскрыть тайны своей науки, повести их за собой.

Быть учителем – это  тяжелый, рутинный и ежедневный труд, а прежде всего  это  – призвание души, ее состояние. Ведь в конечном итоге результат деятельности педагога – сформировавшаяся личность, способная достойно жить в обществе, быть полезным своей стране. Каждый из нас может быть учителем, но не каждому дано стать им в прямом смысле слова. В современном обществе профессия учителя считается одной из самых востребованных и в то же время в стране катастрофически не хватает учителей. Почему? Наверное, получив педагогическое образование, многие молодые люди понимают, что «сеять вечное, доброе» в неокрепшие детские души – не их призвание, или ищут, где лучше, денежнее. Впрочем, это право каждого человека. Каждый по-разному ищет свой путь в профессию.

В моем представлении учитель  - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто приходится наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным , ему необходимо развиваться в ногу со временем и не  бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы. Учитель  - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих способностей педагога. Настоящее время  отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нашего времени должен быть готов к любому общению. 21 век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим является компьютер.  Сейчас уже почти каждое учебное заведение, неважно, школа это, колледж или ВУЗ,  имеет возможность приобрести компьютерную технику, подключиться к сети "Интернет" и электронной почте.

Современный педагог - грамотный, умеющий работать не только на компьютере, но и на других современных гаджетах человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через "Интернет", причем данные навыки должны все время совершенствоваться.

Самообразование учителя это неотъемлемая часть всей работы, постоянный поиск чего-то новенького и интересного для своих учеников - это и есть самосоврешенствование педагогического мастерства. Современный педагог - грамотный, умеющий работать не только на компьютере, но и на других современных гаджетах, обладающий различными навыками обработки информации, готовый не только к личному общению, но и общению через Интеренет, т.к. на данном этапе развития образования обучение через Интерент набирает силу. Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу  нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Но, к сожалению, многие педагоги подразумевают под творчеством лишь дидактическое (разработка новых уроков, новых методов воспитания и обучения).

Учитель  - это творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта.  

 На сегодняшний день  педагог должен обладать такими качествами:

* любовь к детям;

* любовь к своей профессиональной деятельности;

* широкая эрудиция и педагогическая интуиция;

* высокоразвитый интеллект;

* высокий уровень общей культуры и нравственной;

* профессиональное владение методами воспитания;

* общительность;

* артистичность;

* веселый нрав;

* хороший вкус.

 

Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,

То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в тои вверяют руки.

И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.

И каждый твой урок  и твой совет ученики проносят через годы.